Как святыня домой вернулась

 640 лет явлению Тихвинской иконы Божией Матери

Случилось это в окрестностях Тихвина в 1383 году, при Великом князе Дмитрии Ивановиче – том самом, что татар в Куликовской битве победил. Закидывали рыбаки сети в Ладожское озеро – и вдруг заметили: в небе что-то ярко засветилось. «Глядите, глядите, – закричал один из них, падая на колени и крестясь, – Матерь Божия!» И правда, по воздуху, будто в невидимой лодке, плыла икона Божией Матери. Рыбаки побросали сети и глядели на это чудо, пока икона не скрылась из глаз.

Затем, как говорит сказание, она отправилась дальше, плывя по небу и показываясь людям в разных местах. Когда же её увидели на горе у реки Тихвинки, из окрестных сёл сбежались жители, пришли священники. Все молили Божию Матерь остаться у них, и образ тихо опустился людям в руки. Благодаря Бога и радуясь, тотчас стали рубить лес, тесать брёвна, чтобы построить для иконы дом – часовню. До ночи успели сообща сложить три венца и, оставив пару человек для охраны, разошлись по домам. Оставшихся стеречь сморил сон, и не видели они, как икона вновь поднялась в воздух, да ещё вместе со срубом!

Пришли утром люди – ни святого образа, ни часовни, ни брёвен, ни даже щепок! Стали плакать и горевать об утрате, отправились на поиски – и обнаружили сруб с иконой в болотистой низинке на другом берегу Тихвинки. Поняли люди, что Богоматерь указала место, где надлежит пребывать Её иконе. Со временем устроили там Успенский мужской монастырь и икону поместили в каменный собор, сделав для неё сень и одев образ в драгоценную ризу.

Тихвинский монастырь стал «царёвым богомольем», и все царственные особы здесь молились и присылали сюда богатые дары: Фёдор Иоаннович – колокол в триста пудов, его сын Михаил Фёдорович – белое железо, чтобы покрыть главы церкви, Пётр I – богатые украшения для чудотворного образа, Анна Иоанновна – крупный изумруд…

Сохранилось множество преданий об исцелении перед Тихвинской иконой парализованных, глухонемых и слепых. А в 1613 году возле монастыря обратились в бегство шведы: им привиделось, что от стен обители выступает навстречу несметное войско русских. Спустя пять лет русско-шведский мирный договор подписывался именно перед Тихвинской иконой. С того времени икона стала знаменита на всю страну, и её назвали защитницей земли Русской.

На много веков икона-путешественница обрела покой в монастырских стенах. Но грянула революция 1917 года. Монастырь разорили, а всероссийскую святыню поместили в музей. Золотой оклад, усыпанный самоцветами, с иконы сняли, и он бесследно исчез.

А во время Великой Отечественной войны пршлось Тихвинскому образу снова отправиться в дальний путь. Заняв Тихвин, немцы вынесли его вместе с другими сокровищами из музея и переправили во Псков, который тоже был ими занят. Во Пскове гитлеровцы, пытаясь заслужить доверие местных жителей, разрешили открыть множество православных храмов, закрытых советской властью, и по праздничным дням выдавали чудотворную икону верующим для поклонения, а после забирали и запирали на замок. Очевидно, им была известна ценность образа и они рассчитывали забрать его с собой в Германию.

Но Бог судил иначе. Когда Красная Армия стала теснить гитлеровцев, они вывезли икону в Ригу. Там она и попала в руки епископа Рижского Иоанна (Гарклавса), который на десятилетия, до самой своей кончины, стал её хранителем. В Латвии гитлеровцы устроили много концлагерей для военнопленных и мирных людей, и владыка Иоанн добился от немецких властей разрешения приходить к несчастным. И всячески помогал. Наши войска наступали, и он, опасаясь ареста за контакты с немцами, вынужден был тоже двигаться на запад: через Польшу и Чехословакию – в Германию, а затем в США.

Вместе с владыкой покинул Ригу и юный Сергей Кожевников, его пономарь, – ему-то и довелось пронести на себе икону через все тяготы пути, а весила она около 20 килограммов. Чтобы их с владыкой дорогой не разлучили, юноша стал его приёмным сыном, взяв фамилию Гарклавс. После кончины владыки Иоанна именно Сергий, к тому времени уже протоиерей, стал хранителем великой русской святыни. Всегда радостный, кроткий, благодушный, он, прожив 60 лет в Америке, сохранил не только Тихвинскую икону, но и сам дух русского православия и чудесную русскую речь – английский язык так и не стал ему родным.

Хранитель Тихвинской иконы о. Сергий Гарклавс (Кожевников). Фото: alexandrtrofimov.ru

 Интересно, что все источники в Интернете, даже авторитетные, указывают, что протоиерей Сергий Гарклавс родился в Латвии. А вот ребята из научного общества при Воронежской православной гимназии во имя святителя Митрофана Воронежского «раскопали» недавно важный факт: хранитель Тихвинской иконы родился в селе Дмитриевка Воронежской области. Об этом открытии они рассказали дмитриевскому батюшке и жителям села, специально приехав к ним с научным выступлением. Да здравствует истина!

Протоиерей Сергий вспоминал, как трудно добирались они в войну до Америки, как в лагерях беженцев перед Тихвинской иконой служились молебны, как сотням измученных людей приходилось спать всем вместе на полу барака. Но всё перенесли по милости Божией. Батюшка Сергий исполнил завещание владыки Иоанна вернуть Тихвинский образ на родину, когда безбожный режим падёт и Тихвинская обитель будет готова принять святыню. Торжественное возвращение Тихвинской иконы в Россию случилось в 2004 году. А в 2010-м отец Сергий поселился в домике рядом с монастырём, став духовником братии (как мы уже сказали, по-русски он разговаривал прекрасно, даже без малейшего акцента). Общение с этим светлым человеком было счастьем для всех, кто его знал.

Пресвятая Богородице, моли Бога о нас!

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий