Юбилейное торжественное собрание в Республиканском театре оперы и балета
Такого непривычного смешения – черных монашеских клобуков, риз, парадных смокингов, изящных платьев и безразличных ко всем этикетам журналистских свитеров – фойе Республиканского театра оперы и балета не видело никогда. Да и то говорить: никогда на Коми земле не было такого числа архиереев и священников, никогда – столько чиновников, – новые времена! Никогда вот так, вперемежку, не стояли они, непринуждённо беседуя, не сидели бок о бок в президиуме, не аплодировали вместе в зрительном зале…
Вообще же помещение Театра оперы и балета принимало торжественные собрания не раз – посвящённые годовщинам образования ли Коми автономии или Великого Октября. Сам сценарий этих «торжественных собраний» устоялся за многие десятилетия, существовал уже набор обкатанных слов и выражений по таким случаям, были написаны соответствующие песни, даже эмоции от таких собраний были привычными и устоявшимися. Но тут – и это было ясно заранее – все иное. Опыта проведения подобных государственно-церковных торжеств – ноль. А ведь нынешнее торжественное собрание происходило вечером 9 мая, оно как бы завершало полный значительных событий день и потому могло либо запечатлеть праздник, либо размазать впечатление от него. Поэтому-то уж не знаю, кто что, а я более всего испытывал тревогу: не опозориться бы…
Два выступления из тех, что прозвучали в официальной части заседания – Святейшего Патриарха и Главы республики, – мы публикуем сегодня. Было еще три выступления. Председатель Госсовета В. Торлопов среди прочего отметил, что «Стефан смирил своё национальное достоинство перед национальной идеей такого малого народа»,- тезис, думается, спорный. Совсем не обязательно для того, чтобы послужить Богу и национальной идее другого народа, принижать или «смирять» идею народа русского – во Христе эти идеи могут не только сосуществовать, но и взаимно обогащать друг друга. От организаторов международной научной конференции её итоги подвела Э. Савельева, со словом к присутствующим обратился и владыка Питирим.
Во втором отделении был концерт духовной музыки. Шведов, Чесноков, Архангельский – произведения этих православных композиторов исполнить взялись все хоровые коллективы Сыктывкара. Гаснет свет, и зрителям открываются со вкусом выполненные декорации: храм в глубине сцены с высокой лестницей, ведущей к нему (к слову сказать, декорациями наш театр всегда славился). На сцену выходит «инок Епифаний», зажигает свечу и, испросив благословения у Бога, начинает рассказ о славных деяниях Стефана. Ангельской песнью Богородице Рахманинова открыл концерт Государственный камерный хор республики (дирижировал В. Контарев) – и выступление этого коллектива, видимо, не случайно открывало концерт, оно и запомнилось больше всех. Впрочем, уровень всех выступлений был на удивление весьма высок – и откуда что берётся!
Пожалуй, несколько зажато чувствовали себя только юноши из хоровой капеллы мальчиков, взявшиеся исполнить «Свете тихий», может быть, слишком сложное для такого переходного возраста произведение. Особое впечатление на всех произвела хоровая капелла Республиканской гимназии искусств. Вообразите: «инок Епифаний» (артист В. Напалков) рассказывает о начале проповеди св. Стефана среди зырян – и тут выходит хор отроков и отроковиц в домотканых холщовых одеждах и умилительно поёт на коми языке: «Енмой, ло Тэ миянкод» («Боже, буди с нами»). Так это смиренно и возвышенно прозвучало, что кое у кого в зале, я заметил, даже слезы навернулись на глазах.
После концерта на мой вопрос о впечатлениях от концерта все – и светские, и духовные, как говорится, лица – отмечали, что концерт прошёл, может быть за исключением небольших шероховатостей, на очень приличном уровне. Кто-то даже назвал такой уровень «московским», хотя большинство из того, что мне приходилось слышать в исполнении светских хоров в Первопрестольной, не по уровню профессионализма, но по духовному настрою куда как ниже. Вообще на концертах, где исполняются духовные песнопения, любая фальшь запросто способна убить общее впечатление. Тут именно искренность, духовный настрой только и способны помочь. Тем более сложно выдержать планку, когда присутствует ещё постановочно-драматическая часть.
…Но вот в углу сцены догорела свеча, всеми участниками концерта исполнены многолетия Святейшему Патриарху, властям и народу республики, под аплодисменты опускается занавес. Все встают, и я, задев при этом плечом соседа, вместо извинения радостно делюсь: «Надо же, можем!»
Хотелось в тот же вечер поблагодарить за это действо его главного режиссёра, заслуженного деятеля искусств России В. Морозова. Жаль, что не нашёл его.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий