Мятеж
О событиях 24 июня – мятеже группы «Вагнера» – много сказано, ещё больше будет сказано «экспертами». Мы же не станем надувать щёки и делать вид, что всё нам понятно: и сверхскоростной рейд воинской колонны к Москве, и исчезнувший вдруг с горизонта министр обороны, и продолжающийся после всего официальный набор в ЧВК…
Тот, кто видел выступление Александра Лукашенко перед белорусскими военными, кажется, получил полную информацию о произошедшем. Ведь она исходила из уст непосредственного участника переговоров с главой мятежников, человека, удержавшего ситуацию, как он сам сказал, в получасе от непоправимой трагедии. И хотя сомнений в искренности Лукашенко нет, всё же за кадром остаётся очень много непонятного. Но что нам до этого! Попробую осмыслить произошедшее с позиции православного человека.
И скажу так: если бы наше Отечество было христианским, мятежа бы не было. И не потому, что «всякая власть от Бога». Это положение как раз богословами осмысливается по-разному. Главное – бунтовать не позволила бы та иерархия ценностей, которой руководствуется христианин, где в центре стоит ценность единения. Мы молимся «да будут все едино» (Ин. 17, 21) не только о нашем соединении с Богом, но и о всеобщем единении – всех христиан, всех верующих, о единении человека и природы… В этом же смысле нужно понимать слова: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет» (Лк. 11, 17). Неслучайно поэтому первое, о чём сказал в своём обращении 24 июня Святейший Патриарх, было именно об этом: «Военное противостояние является испытанием, при котором мы ещё более, нежели в иное время, призваны бережно хранить народное единство, молиться Богу, всеми силами поддерживать воинов и друг друга». В сущности, даже молитва о врагах, самая трудная для человека, ведь тоже о единстве – о сохранении мира (а единство возможно только при этом условии), но что ещё важнее – о сохранении единства с самим собой, своей цельности. Чтоб не быть расколотым ненавистью.
Если бы наша страна и воинство были христианскими, понимание приоритета единства над всем прочим объяснять необходимости бы не было. Пока что суровые испытания только начинают вырабатывать христианскую закваску, и до той поры, когда она сможет поднять всё тесто нашего общества, ещё далеко. А тяжести и противоречия навалились уже сегодня. И в который раз поражаешься: то, чего не можем сделать мы сами, делает за нас Сам Господь заступничеством наших святых – за что такая милость?! Полагаю, незаслуженная, она явлена нам потому, что повсеместно измельчал христианский народец и просто больше некому в мире поручить это дело – быть удерживающей от зла державой, кроме нас.
Одним из побудительных мотивов похода на Москву вагнеровцев было желание восстановить справедливость. Здесь мне станут говорить, какую роль для Пригожина сыграли деньги, обида, амбиции. Спорить не буду: не без этого. Но ещё задолго до конфликта с Минобороны он высказывал своё видение будущности ЧВК: что она станет непобедимым войском, имеющим свою идеологию, в основе которой идея справедливости, – и потому вагнеровцев станут бояться те зарвавшиеся чиновники и олигархи, которые сегодня держат за горло Россию. Что-то вроде опричнины без её крайних проявлений.
Но вот в чём проблема: справедливость всегда центробежна в силу того, что её всяк понимает по-своему. Она разрывает любую общность, а значит, ослабляет её, оголяет людей перед силами зла. Именно потому для её существования возможно только одно из двух: или настоящая демократия, подчёркиваю, истинная демократия, а не её нынешняя повсеместная имитация, или же самодержавная власть от Бога, зиждущаяся на милости. А всякие промежуточные варианты чреваты смутой, потому что тогда народом начинают править жадные до денег и власти негодные людишки. Что у нас сейчас и есть. И то, как они драпанули на своих бизнес-джетах, когда увидели, что «войско справедливости» (пусть и понимаемой криво) приближается к столице – подтверждение тому: почуяли, что это и о них «звонит колокол».
Тут старинная дилемма: справедливости нельзя достигнуть несправедливыми методами. Оттого и все революции заканчивались пшиком или большой кровью. А уже сам факт, что ныне наше Отечество ведёт тяжелейшую войну с Западом, подразумевает, что требования справедливости не должны подрывать нашу обороноспособность и гражданский мир. Бог ненавидит всех, делающих беззаконие (Пс. 5, 6), и Сам разберётся со Своими врагами. Значат ли при этом слова Господа «Мне отмщение, и Аз воздам» (Рим. 12, 18), что мы, христиане, должны наблюдать за происходящим со стороны? Конечно же, нет, хотя бы потому, что Господь воздаёт не только в мире лучшем, но и на земле – руками людей. А потому нам усердной молитвой следует создать условия на земле для того, чтобы Господь мог действовать. И, призывая Его вершить справедливость в нашем мире, мы создаём Ему условия для этого, главное из которых, как учат св. отцы, смягчение сердец, милость друг к другу. Иначе справедливость превратится в кровавые казни – иного мы не заслуживаем. А Господь не палач.
Вот уже после мятежа я слышу в проповедях некоторых архиереев и священников, что, оказывается, бойцы «Вагнера» были тайными язычниками… Слышу от политиков, во время кризиса запрятавшихся в щели, призывы «разобраться» с воинами по всей строгости закона (прежде называли их «героями», а теперь – снова «зэками»). За этим – желание лить на мельницу розни. И не по неразумию, а с умыслом. Их охватил страх – под воздействием военных событий общество становится всё более сплочённым, а они привыкли помыкать разрозненной рыхлой массой. Это не столько страх перед ЧВК, сколько страх оказаться выброшенным за невостребованностью, страх остаться без тех сумасшедших денег, которые они стригли и продолжают это делать на народной беде.
Когда я читаю сегодня, что после 24 июня «наша страна не будет такой, как прежде», только горько усмехаюсь: увы, мы остались такими же, как прежде, расслабленными, склонными к двоеверию (вроде и во Христа верим, но и в мамону тоже). В этом смысле поражает история, когда на фоне сборов по копейке для наших воинов, в том числе бабушек в церквах, наши олигархи не хотят сделать единовременный взнос в казну со сверхдоходов, а предлагают увеличить налоги на всех…
То, что Господь сохранил Россию в этот раз, не должно нас успокаивать. 24 июня – не победа, как об этом ни с того ни с сего заявили некоторые пропагандисты. Это был кризис, поражение без катастрофических последствий. Мы обязаны выйти из него более сильными. Условия для этого: чтоб индифферентный народ на грядках сделал правильные выводы, а власть предприняла шаги, которые должна была сделать уже давно. Даже не буду говорить, какие именно – любой, озабоченный судьбами страны, сможет сегодня назвать их. Нужны новые люди, от нынешних обладателей капиталов и власти несёт мертвечиной, нужно срочно выносить…
Господи, вразуми всех нас, как это сделать, спаси и сохрани!
Благодарю Вас, отец Александр. Пишите на редакционную почту, если есть желание.
Игорь Владимирович, согласен с Вами. Я вышел из числа комментаторов Вашего сайта, но Ваша статья не позволила мне остаться равнодушным.
Скажу кратко, я не знаю насколько долго продлится Божие терпение к нам грешным, но оно закончится очень болезненным вразумлением.
—
Здравия и благополучия Вам и Вашим сотрудникам.
иеромонах Александр (Алексей Иванович)