Будь человеком!
20 апреля на заседании рабочей группы комитета Госдумы по просвещению председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи иерей Феодор Лукьянов предложил создать Этический кодекс российского педагога: «Учитель, не имеющий основ морали и нравственности, не может быть воспитателем детей и молодёжи». Также он добавил, что создание единого этического кодекса позволит «унифицировать подход» к решению этических проблем и конфликтов, поможет педагогам принять правильное решение в сложной ситуации. И предложил название кодекса – «Обещание российского педагога», по аналогии с клятвой Гиппократа, включив его в федеральный закон об образовании. На что появился неожиданный отклик. Председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербурга Василий Семенцов заявил, что он против. Почему? Пишет на «РНЛ»: «Я помню Моральный кодекс строителя коммунизма. Чем всё закончилось? Крушением советской безбожной империи, которая своими моральными кодексами пыталась заменить Закон Божий… Если будут преподавать не по-божески, не по традициям православных предков, то воз будет и ныне там».
При всём уважении к 67-летнему педагогу, хочется возопить в ответ: «Да какое там по-божески?! Дай Бог, чтобы было хотя бы по-человечески!» Недавний случай. Весь учебный год слышу, что в классе, где учится мой сын, обижают мальчика Нурела. Знал об этом от сына, говорили об этом родители, даже от школьников параллельного класса слышал, но только не от классной руководительницы. Похоже, её не волновало, что кто-то из подопечных стал изгоем. Педагог генерации 90-х годов, она исправно предоставляет услуги по образованию – и какие к ней претензии? Дошло до того, что на физкультуре в раздевалке за мальчиком стали бегать, сдёргивая с него «смешные», с цветочками, трусы. И только тогда в соцсети, в чате для родителей, учительница озаботилась: «Поговорите со своими детьми, чтобы не обижали Нурела». Но было поздно: папа забрал мальчика из школы и увёз к бабушке. Какой уж тут моральный кодекс, хотя бы одну заповедь в школу ввести: «Учитель, будь человеком!»
Как это ни дико, но призыв быть человеком здесь надо понимать и буквально – чтобы педагога не заменили искусственным интеллектом (ИИ). А «тренд» такой есть. Недавно в рамках Национальной технологической инициативы был проведён конкурс по созданию нейросети, которая могла бы проверять школьные сочинения и выставлять оценки. И такую программу создали. Работа продолжается, и в Министерстве просвещения уже пообещали запустить автоматическую проверку домашних заданий по всем школьным предметам. Замминистра просвещения Татьяна Васильева заявила, что благодаря сервису «Цифровое портфолио учащегося» ИИ будет также подбирать содержание для уроков, тем самым облегчая труд учителя.
«Цифровое портфолио» – это электронная база о каждом ученике, его учебных, творческих, спортивных и общественных показателях. Этакое досье. В перспективе пополнять такие базы данных должен сам же искусственный интеллект, отслеживая деятельность учеников. А потом их использовать, например, при диагностике коммуникативных навыков детей и при формировании учебных групп, в которых ученики «лучше бы понимали и усиливали друг друга». Это я цитирую эксперта, выступавшего в прошлом году на семинаре в Москве «ИИ в обучении: на что способны технологии уже сейчас?». Как видно, они способны уже на многое. Например, учитель может поручить искусственному интеллекту сделать прогноз, как ученики воспримут материал, и составить план урока. Что примечательно, в конце семинара эксперты сформулировали «четыре этических рекомендации» для учителей, использующих ИИ: 1) Контролировать качество работы ИИ; 2) Придерживаться принципов этичности и прозрачности – то есть понимать, почему ИИ принимает то или иное решение, и чтобы оно не нарушало общепринятую этику; 3) Не заменять учителей, а высвобождать им время; 4) Помнить про человечность при работе с технологией.
Последние два пункта – ни о чём. Сами же назвали одну из функций ИИ – оценка коммуникативных качеств учеников, а это уже замена учителя-педагога. Тем не менее вот вам «моральный кодекс учителя» от экспертовайтишников.
Заменят ли нейросети учителей? Решил я спросить это у самой нейросети. Выбрал популярную нынче GPT-3, к которой имеется публичный доступ: «GPT, ты сможешь учить детей в школе?» Получил ответ: «Как искусственный интеллект, я могу помочь учителям, например могу создавать учебные материалы, оценивать результаты. Однако, чтобы максимально эффективно использовать ИИ в образовании, нужно проводить дополнительные исследования. Воспитание и обучение детей – это развитие личности и многих аспектов, которые пока что могут быть сложны для искусственного интеллекта».
Тут же GPT-3 выдал список литературы, на основе которой составил ответ. Он просто компилятор, никакой не разум. И педагога, конечно, не заменит. Но что меня беспокоит: те из учителей, кто привык уже «оказывать образовательные услуги» и натаскивать учеников для выполнения тестов ЕГЭ, станут перекладывать всё на ИИ. Так ведь проще.
И ещё настораживает: как это будет внедряться на практике? Мы, родители, даже и не заметим, когда и что изменится. Например, о «цифровом портфолио», что оно уже внедрено, я узнал случайно. Сын принёс листочек с логином и паролем: «К нам в класс на урок приходила тётя и всем выдала». По указанному адресу захожу на сайт компании «Учи.ру» – а там уже открыт личный кабинет для моего сына и учебные игровые задания подстроены под его уровень знаний. Вопрос: откуда они взяли личные данные? А из этого самого портфолио. Школа предоставила. На сайте сын выполнил несколько заданий, а потом заминка – за следующие надо заплатить деньги. Ага, так это коммерческая организация сваяла такой «крутой» ресурс – увлекательный, остроумный, в который дети уходят с головой. Наверно, когда на государственном уровне всерьёз возьмутся доверить детишек электронным программам, обязательно получится скучно, и всё, к счастью, заглохнет. Но… кто сказал, что государство не привлечёт коммерсантов, например «СберУниверситет», принадлежащий Сбербанку и вовсю продвигающий электронное обучение, в том числе с помощью ИИ? Ведь не постеснялось же Минпросвещения «слить» личные данные моего сына какой-то коммерческой «Учи.ру». И вот что теперь думаю: может, пора уже задействовать не только Моральный кодекс, но и Уголовный?
Добавить комментарий