Христос воскресе!

Свидетельств о невероятном чуде воскресения Иисуса Христа сохранилось множество, в том числе и в церковном Предании, и в апокрифах, не вошедших в каноническое четвероевангелие. Вот как Воскресение описывается в «Евангелии от Петра апостола»: «Рано же утром, когда начался субботний рассвет, пришла толпа из Иерусалима и его округи, чтобы посмотреть гробницу опечатанную. И в ту же ночь, когда рассветал день Господень, – сторожили же воины по двое каждую стражу, – громкий голос раздавался в небе. И увидели, как небеса раскрылись, и двух мужей, сошедших оттуда, излучавших сияние и приблизившихся к гробнице. Камень же тот, что был привален к двери, отвалившись сам собой, отодвинулся, и гробница открылась, и оба юноши вошли. И когда воины увидели это, они разбудили центуриона и старейшин, ибо и они находились там, охраняя гробницу. И когда они рассказывали, что видели, снова увидели выходящих из гробницы трех человек, двоих, поддерживающих одного, и крест, следующий за ними. И головы двоих достигали неба, а у Того, Кого вели за руку, голова была выше неба. И они услышали голос с небес: «Возвестил ли Ты усопшим?» И был ответ с креста: «Да»».

О победном сошествии воскресшего Христа в ад говорится и в «Евангелии от Никодима». И в нашем народе считалось, что с первого дня Пасхи поверженный сатана лежит в аду и не шелохнется, а Христос со святыми апостолами ходит по земле вплоть до дня Вознесения. Величайшее событие евангельской истории, Пасха Христова, вновь и вновь переживается в нашем космосе. И, как замечено народом, в этом участвует вся природа. Исстари в первый день Пасхи рано утром ходил народ на пригорки любоваться восходом солнца – смотреть, как солнце лучами «играет» на небе. Все дни Светлой седмицы сливаются в один праздник. А накануне, на Страстной неделе, каждый день переживается особо. Проследим же хронологию этих страстных дней и тех событий, что последовали за Воскресением.

1. ВХОД В ИЕРУСАЛИМ

 

Богослужения Страстной недели начинаются с воспоминания о входе Господа в Иерусалим. В этот день весь еврейский народ, пришедший в Иерусалим на праздник Пасхи еврейской, встречал Спасителя как Великого Пророка и Чудотворца. Люди устилали дорогу Христу, въезжающему в город на молодом осле, своими одеждами, приветствовали Спасителя пальмовыми ветками и радостными восклицаниями: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Мир на небесах и слава в вышних!» (Мф. 21, 9). «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их» (Мф. 21, 12-14).

На следующий день из Иерусалима Господь возвратился в Вифанию и заночевал там, а утром опять пошел в Иерусалим. По дороге Он почувствовал голод и, увидев зеленую смоковницу, подошел к ней и стал искать плодов. Но плодов не оказалось. Тогда Господь сказал смоковнице: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода во век!» (Мк. 12, 14). На следующий день, проходя по этой же дороге, апостолы увидели, что смоковница засохла на корню. Святые Отцы Церкви объясняют, что для Иисуса смоковница, не приносящая плода, явилась олицетворением еврейского народа, не узнавшего своего Мессию и потому оказавшегося духовно бесплодным.

Каждый день в предпраздничные дни Господь приходил в храм на проповедь. Тысячи людей приходили слушать его. А ночи Он проводил в молитве на горе Елеонской.

2. ОМОВЕНИЕ НОГ

В Пасху по еврейскому обычаю каждой семье нужно было заколоть пасхального агнца, испечь его и в тот же день съесть его всего целиком.

Когда Петр и Иаков приготовили все, что требовалось по закону, то вечером пришел Христос и возлег, и двенадцать апостолов с Ним. «Пасхою» назывался агнец, который напоминал израильскому народу о благодеянии Божием, бывшем с ними в Египте, когда ангел погубляющий, видя кровь агнца на дверных косяках и перекладинах, проходил мимо и щадил еврейских первенцев. Но в то же время агнец служил пророческим прообразом Агнца Божия, т.е. Христа, Который добровольно пойдет на заклание ради освобождения рода человеческого от рабства греху, смерти и дьяволу.

И теперь, когда настало время заменить кровь пасхального агнца Собственною Кровью, Христос пришел в Сионскую горницу, чтобы наедине с апостолами в предсмертный Свой час, положить конец Ветхому Завету и утвердить Новый Завет.

По восточному обычаю нужно было перед трапезой омывать ноги, но слуг не было. Это должен был сделать самый младший из апостолов. Но кто из них младше, а кто старше – никто не знал. Начали спорить. Тогда Христос встал с вечери, снял с себя верхнюю одежду, опоясался полотенцем, влил воду в умывальницу и Сам начал омывать ноги ученикам и утирать их полотенцем. Апостолы смутились, но покорно и молча снимали свои сандалии. Когда же очередь дошла до апостола Петра, то он, взволнованный смирением Христа, воспротивился и сказал: «Господи, Тебе ли умывать ноги мои?» Иисус же сказал ему в ответ: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». Петр ответил: «Не умоешь ног моих во век». Тогда Господь сказал ему: «Если не умою тебя, то не будешь иметь общения со Мною”. И Петр покорился. Когда же омовение кончилось, Христос надел одежду Свою и, возлегши, опять сказал ученикам: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умывал ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу, ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13, 12-15).

И в Православной Церкви есть обряд: в этот день епископ омывает ноги иереям.

3. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

В горнице царила торжественная тишина, но присутствие будущего предателя Христа Иуды тревожило и смущало всех. О том, что знает предателя Господь, возмутившись духом, сказал прямо: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас, ядущий со Мною, предаст Меня». Апостолы стали спрашивать: «Не я ли, Господи?», «Не я, ли?». При этом и Иуда, предающий Его, сказал: «Не я ли, Равви?» На это Господь тихо ему ответил: «Да, это ты». А тот сделал вид, что не расслышал.

После ухода Иуды все почувствовали облегчение и радость. Лик Христа сиял лучезарным светом. Ветхозаветная пасхальная Вечеря кончилась. Началась Новая Христова Пасха. Тогда Иисус сказал: «Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем; если Бог прославился в Нем, то и Бог прославил Его в Себе, и вскоре прославит Его» (Ин. 13, 31-32). Христос говорил о победе над тьмою, о скором Своем прославлении в смерти и воскресении. В торжественном молчании апостолы внимали словам своего Учителя. Тогда Господь, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», и взяв чашу, благодарив, подал им; и пили из нее все. И сказал: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14, 22-24). «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Вкусив хлеба и вина, претворившиеся по благословлению Господню в Его Пречистое Тело и Святую Кровь, апостолы почувствовали полное, неразделимое и радостное свое единство со Христом и друг с другом.

В церкви в Страстной Четверг, вспоминая об этом, на один день снимают черный облачения и надевают фиолетовые.

4. РАСПЯТИЕ

По окончании Тайной Вечери Господь пошел в Гефсиманский сад. Апостолы уснули. Христос остался один. Отойдя от спящих в сторону, Он упал на колени и молился, говоря: «Отче, о если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет».

В саду замерцали огни и послышался топот приближающейся толпы; затем появились вооруженные люди. Впереди всех шел Иуда. А апостолы, оставивши Его, в страхе разбежались…

Когда началось заседание Синедриона, ввели Христа. Все члены заседания сразу пришли в великое возбуждение. Какая радость и торжество!  Ненавистный Пророк из Галилеи стоял перед ними связанный, униженный и бессильный! Один за другим стали входить лжесвидетели, которые возводили на Иисуса всевозможные обвинения, но для смертного приговора все это было недостаточно. Христос же ничего не отвечал. Тогда Каиафа сказал Христу: «Заклинаю Тебя Богом Живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» Тогда Христос сказал: «Да это Я; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» (Мф. 26, 64). Все молчали. «На что нам еще свидетелей, – сказал первосвященник. – Вы слышали богохульство Его. Как вам кажется?» Все признали Его повинным смерти. Но Синедрион не имел права казнить преступников. Приговор должен был идти на утверждение Римскому правителю Понтию Пилату. Когда заседание закончилось, возбужденные смертным приговором члены Синедриона начали издеваться над Иисусом Христом (Мф. 26, 67). Они подходили к Нему и, закрывая плащом Его лицо, били палками по голове и, насмехаясь, говорили: «Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» Другие плевали ему в лицо и хохотали. Христос молча сносил все оскорбления.

Слуги дворца следовали примеру господ: подходили к Спасителю и били Его по щекам.

5. ПО ПУТИ В ЭММАУС

Вначале Христос явился Марии Магдалине, оплакивающей пропажу Господа из гроба. И когда она плакала, наклонившись во гроб, то внезапно увидела двух Ангелов в белых одеждах: один сидел у главы, другой у ног, где лежало тело Иисуса. И ангелы говорят ей: «Жена, что ты плачешь?» Она говорит им: «Унесли Господа моего и не знаю, где положили Его».

Сказав эти слова, она обратилась и увидела Иисуса стоящего, но не узнала, что это Иисус (Ин. 20, 14). Христос стоял вне пещеры, освещенный яркими и радостными лучами уже восшедшего солнца, а Мария заплаканными глазами смотрела на Него из темноты гробницы, и свет слепил ее.

Иисус говорит ей: «Жена, что ты плачешь? Кого ищешь?» Она же, думая, что это садовник, говорит ему: «Господин, если Ты вынес Его, скажи мне, где Ты положил Его, и я возьму Его». Иисус говорит ей: «Мария». Тогда Мария узнала Иисуса и обратилась к Нему: «Раввуни» – что значит «Учитель дорогой»… И она сделала движение к Нему… Но Иисус сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20, 17). И Христос стал невидимым. Другие женщины, бежавшие от гроба, на пути своем также увидели Христа. «Иисус встретил их и сказал: «Радуйтесь». И они, приступивши, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: «Не бойтесь; пойдите возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею и там они увидят Меня» (Мф. 28, 10).

Необычайная весть о Воскресении Галилейского Пророка стала быстро распространяться по Иерусалиму.

В тот же день двое учеников Христовых, Лука и Клеопа, шли в селение Эммаус. К ним приблизился Сам Иисус и, беседуя с ними, пошел рядом, но они не узнали Его. Когда же они вошли в дом и сели за стол, чтобы подкрепиться пищей и отдохнуть, таинственный Путник, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им, как это раньше было на Тайной Вечери. И в этот момент открылись духовные очи у апостолов и они поняли и узнали, что их таинственный Спутник – это Сам воскресший Господь Иисус Христос. Но тогда Он стал невидимым для них.

6. МИР ВАМ

Не оставаясь больше ни минуты в Эммаусе, апостолы возвратились в Иерусалим. Там они пришли в дом, где все одиннадцать апостолов и друзья их были собраны вместе. И когда они рассказывали о явлении им Господа Иисуса Христа, то Сам Иисус стал посреди них и сказал им: «Мир вам». Апостолы смутились и испугались, подумав, что видят духа, но Христос вторично сказал им: «Мир вам. Что смущаетесь и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это – Я Сам, осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня».

Когда же от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: «Есть ли у вас здесь какая пища?» Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И взяв, ел пред ними, а затем сказал: «Вот то, о чем Я вам говорил, быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках, и в псалмах. Так написано и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день» (Лк. 24, 13-46).

Христос воскрес телесно и духовно, но Тело Воскресшего было иное, чем раньше – до распятия и смерти. Оно было преображенным и просветленным, и потому ученики не сразу же узнавали Господа. Они сомневались, думая, что видят дух Христа, а не Самого воскресшего Учителя. Но Господь Иисус Христос дал все неопровержимые свидетельства истинности Своего телесного воскресения. «Осяжите и рассмотрите Меня. Это Я Сам». Он вкушал пред ними пищу, Он просил их коснуться ран от гвоздей на руках и ногах Его и осмотреть Его ребра, пронзенные копьем воина. И ученики, убедившись, уверовали, что Христос воистину воскрес.

 

Оглавление выпуска   Следующая публикация →

Добавить комментарий