Цветник духовный

Рубрика • Цветник духовный•

Иоанн Грозный

В народе сказывали… Будто под конец жизни Иоанн Грозный вспомнил все свои страшные преступления, совершенные за много лет, и, ужаснувшись, решил: «Сам я такие грехи уже не смогу отмолить. Надо бы найти среди подданных человека, чью молитву Бог услышит». Собрал думных бояр, стали они судить-рядить: чья молитва до Бога лучше дойдет? Думали-думали, да ничего и не придумали.

Прошло время. Явился царю Ангел, подхватил его и понес высоко над землей. И видит Иоанн свое царство во всех подробностях. И видит, как из храмов, дворцов, деревенских лачуг – отовсюду выпархивают серебристые птицы, стрелою летят вверх, а потом ударяются друг о друга и падают обратно на землю. «Это молитвы, которые противоречат друг другу», – объяснил Ангел.

Мимо пролетали серебристые птицы, и в шелесте их крыльев царь различил слова мольбы. Вот богатей-купец просит Бога охранять его амбар, а вот мольба вора, чтобы никто не препятствовал ограбить богатея. Внизу мореплаватель молится, чтобы южный ветер не прекращался, а на берегу просит крестьянин – чтобы северный ветер пригнал тучи. Их молитвы разбиваются друг о друга, не долетая до Бога.

И вдруг царь услышал женский голос:

– Ступай-ка, баловник, домой – пора на молитву.

– Сейчас, сейчас, – ответил детский голосок.

Царь посмотрел вниз: около крестьянской лачуги бегал и прыгал мальчик, а мать зазывала его в дом. Наконец он подчинился, зная, что от молитвы не отвертеться. И чтобы поскорее вырваться опять во двор, встал на колени, благоговейно поднял глаза к небу и тоненьким своим голосом затараторил:

– Благодарю, Тебя, добрый Бог, за то, что Ты сохранил сегодня отца от бед, а маме дал пшеницы на лепешки. За то, что создал небо и землю, что хорошо во дворе, что растут цветы, поют птички и на яблоне вкусные яблоки. Пусть все Тебя любят, как я, и восхваляют лучше, чем я, потому что я еще мал и меня не учили мудрости. Ну вот и все…
– Скверный ребенок! Так небрежно ты обращаешься к Богу! – сказал отец.

Но Иоанн увидел совсем другое. Молитва мальчика жаворонком взвилась к небу, выше и выше других молитв – в самые уши Бога, – ведь ребенок ничего не просил у Него, а только лишь благодарил Господа.

И тут царь очутился в своей палате. Как ему хотелось оказаться на месте этого мальчишки! Оставшиеся годы царь Иоанн провел в слезах и кроткой молитве.

 

← Предыдущая публикация     Оглавление выпуска

Добавить комментарий