Освящение

Полуразрушенный, заброшенный храм в Вотче видать издалека, в пустые провалы окон Богородице-Рождественского храма заглядывает поутру солнце и освещает картину грустную: полуобвалившийся потолок, трещины на стенах, конский навоз на полу, точнее на том месте, где должен был быть пол. Увы, знакомый вид. И сколько ни проедь верст отсюда в любую сторону, всюду то же самое. Когда-то на этом взгорке стояло огромное село, вокруг было множество деревень – и вотчинский мир построил себе храм. Смотришь теперь и диву даешься: без “спонсоров”, без помпы возвели храм, какой теперь не всякому городу по силам поднять. Не говоря уж о селе. Тем более что сегодняшнюю Вотчу за ее размеры прадеды бы и деревней не решились назвать…

Грустно сознавать, что годы запустения сделали свое дело: восстановить растрескавшийся и полуобвалившийся храм уже невозможно. Еще недавно, констатировав этот факт, я бы только руками развел: теперь разве что сельсовет (или как он там нынче называется?) выделит под молельню какую-нибудь избу…

Два без малого года назад сыктывкарец Юрий Екишев, уроженец Вотчи, решил иначе – построить в селе храм. Своими руками, из исконно северного строительного материала – дерева. О том, как все это начиналось, мы писали в газете, публиковали и чертеж храма. Правда, тогда на чертежах был еще не храм, а часовня. За одно лето с помощью Божией силами самого Юрия, его отца и нескольких помощников часовня была построена. Средства и материалы пришлось собирать по крохам, серьезно помог делу Владимир Фотиев, руководитель кинокомпании “Эскомфильм”, в недавнем прошлом – один из учредителей нашей газеты. Затем, по совету духовенства, к часовне был достроен алтарь. Потом, больше года, храм ждал, когда в него вдохнут жизнь. Точнее, когда ему дадут имя, потому что жизнь в храме-часовне все это время не прекращалась. На праздники, по воскресным дням с 9 часов она была открыта, здесь молились, совершали богослужения, насколько это возможно было в отсутствие иерея. Приезжал и священник из ближайшего прихода отец Георгий Модянов (о совершенном им здесь водоосвящении на Крещенье этой зимой мы писали), но главным образом службы вел все он же – староста храма Юрий Екишев.

Сегодня, 16 марта, освящение храма во имя мученика Виктора. Солнечный мартовский день, взгляд скользит по заснеженным полям, по руслу спящей еще Сысолы – к далекому горизонту. С холма, на котором стоит храм в Вотче, семечками на ослепительно-белом снегу видны вдалеке фигурки спешащих на праздник людей из окрестных селений. Мне еще не ведомо, что, возможно, как раз кто-то из этих женщин несет сюда главную святыню здешних мест, прозаически завернутую в тряпицу. Несет, чтобы передать храму считавшуюся безвозвратно утерянной святыню, неведомо где хранившуюся, передать ее безвозмездно и при этом подарить так, что остаться незамеченным. Это таинственное обретение выносного серебряного креста с частицами мощей целого сонма святых угодников во время первой литургии и стало главным промыслительным и самым таинственным событием для здешних мест за последние годы (подробнее о находке мы расскажем в следующем выпуске газеты).

А пока возле крыльца дымит буржуйка, прилаживается поудобней возле колокола мужичок, прихожанки неспешно обмениваются новостями, суетится причт в ожидании епископа. Да и для самого епископа событие сегодня волнующее – как-никак первое после хиротонии освящение храма…

Из Приветствия епископу от имени прихожан Вотчинского храма:

“…Только что мы были свидетелями удивительного Таинства Церкви, пришедшего к нам из глубины веков, – освящения храма Господня.

Мы знаем, что в первые века, в пору своего становления, Церковь воздвигала престолы в пещерах, в катакомбах, прямо на гробах мучеников за Христову веру, тем самым символизируя и возвещая Воскресение Христово – что как бы ни был хрупок храм тела любого человека, но Христова вера дает ему бессмертие, и храм силой любви Божией восстает вновь за чертой смерти, казалось бы непреодолимой. И наш храм, обретший имя мученика Виктора, престол которого ныне при освящении одет в мученические багряные одежды, надеемся, сохранит этот первохристианский дух: дух веры, надежды и любви, – и станет обителью благодати Божией. Господь смотрит не на лица, а в сердца людей, как говорит нам Священное Писание. И не важно – в глуши лесного края или в Кремле стоит храм – благодать та же…

Долго ждала Вотча, благословенная самим Стефаном… Как не вспомнить сейчас святителя Стефана, который после рукоположения его во епископы Пермские поднялся сюда по Сысоле и основал тут Стефано-Афанасьевскую пустынь. Теперь, к 600-летию славного успения святителя, нам есть где встретить его в родных местах земли Коми – и здесь, в Вотче, и в Усть-Выми, и в Ульянове…

Если мы посмотрим окрест, видно Визингу, Межадор, Вадыб, Куниб, Пустошь, Пыелдино – и когда-то, когда вотчинский колокол начинал звонить, этот звон подхватывали в округе, даже было слышно в Ибе. И вновь, надеемся, приходит время, когда наш скромный пример окажется для многих полезным, и вновь оживут окрестности Вотчи…

Преосвященный Владыко, отцы настоятели, дорогие братья и сестры, еще раз примите нашу благодарность, что разделили с нами радость в этот день. Многая вам лета! Аминь”.

 

Оглавление выпуска    Следующая публикация →

Добавить комментарий