Монастырское подворье
Рубрика • Новое •
На последнем градостроительном совете г. Сыктывкара рассматривался эскизный проект подворья Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря, подготовленный архитектором П.П. Резниковым. Подворье планируется разместить на небольшом пятачке по Октябрьскому проспекту, возле общежития педагогического колледжа № 1. Это будет небольшое двухэтажное здание с внутренней церковью и одним куполом.
У проекта нашлись финансовые покровители – предприятие “Южные электрические сети” и «Крестьянское хозяйство села Объячево».
Любопытно, что проект подворья разработан тем же архитектором, который строит так называемый храм Христа Спасителя и семинарию для баптистов. По иронии судьбы небольшой православный храм расположится рядом с этими огромными сооружениями и будет выглядеть по сравнению с ними игрушечным. Именно по этой причине
несколькими участниками градостроительного совета было предложено подыскать для подворья другое место. Однако настоятельница Кылтовского монастыря матушка Стефанида и священник обители о. Александр согласны на предлагаемое место, считая, что не от места зависит святость обители. Православный человек не соблазнится размерами инославных храмов и не пойдет молиться к иноверцам. Лишь бы не чинились препятствия на пути строительства и не затягивались вопросы административных решений.
Ведь подворье насущно необходимо не только возрождающемуся монастырю, но и жителям города, для которых единственный Свято-Вознесенский храм в черте города стал давно уже тесен. В церкви подворья будут вестись регулярные службы, а монахини смогут оказывать необходимую помощь нуждающимся: посещать больницы, ухаживать за больными, исполнять требы (поминовение усопших и пр.).
Монастырское подворье Кылтовского монастыря было в Усть-Сысольске и до революции. Оно находилось в центре города, рядом со Стефановской площадью. Сейчас на этом месте располагается Коми республиканский диагностический центр.
Тогда подворье появилось благодаря боголюбивой одинокой вдове Афанасии Трифоновне Тур, которая завещала монастырю еще при своей жизни все свое недвижимое имение: деревянный одноэтажный дом в г. Усть-Сысольске с надворными постройками и землей, землю с деревянным флигелем и лесную дачу в 900 десятин с усадьбой “Волково”, находящейся в 25 верстах от города (рядом с селом Зеленец). В усадьбе было большое хозяйство и множество хозяйственных построек. В их числе два деревянных жилых дома, два скотных двора, конюшня, два хлева, курятник, амбар, овин, баня, здание для обжига посуды.
19 февраля 1911 года Афанасия Трифововна послала прошение Преосвященнейшему Никону, Епископу Вологодскому и Тотемскому:
“За отсутствием близких родных, – говорится в прошении, – имея желание, чтобы после смерти моей имение мое осталось для просветительских целей, я пришла к решительному убеждению, что оно может выполнить мою заветную мечту в опытных, с истинно христианскими воззрениями руках. Хорошо зная Серёговский Яренского уезда Крестовоздвиженский монастырь под управлением гениальнейшей игуменьи Филареты, пожелала передать еще при жизни своей все недвижимое имущество в полную собственность означенного монастыря…
Не имея капиталу к передаче с этой недвижимостью, я однако высказываю желание, чтобы в доме моем была устроена община сестер-монахинь (т.е. подворье означенного монастыря), в первое время с чтением неусыпной псалтыри, и затем монастырь по возможности, извлекая пользу от лесной дачи, посредством обработки ея или продажи части излишнего леса – может найдет возможность устроить на свободном плановом месте при доме или часовню, или церковь. При этом должна только поставить в условие, чтобы в нескольких комнатах моего дома позволено было мне самой и престарелой матери моей жить до смерти…”
Подобную просьбу, касающуюся передачи имущества и земель, духовные власти решать были не вправе. В том же году временно управляющий Вологодской епархией епископ Вельский Антоний послал ходатайство о принятии имущества монастырем в Святейший синод и Его Императорскому Величеству Николаю II.
По Указу Государя 4 ноября 1911 г. прошение вдовы было удовлетворено.
В своем рапорте в Вологодскую Духовную Консисторию настоятельница монастыря игуменья Филарета пишет: “Жертву госпожи Тур в наш монастырь принимаем с благодарностию. Она высказывает свое желание на жертвуемых землях устроить подворье от нашего монастыря, а при доме часовню или церковь. Это доброе благое намерение разделяют и все сестры монастыря, но исполнить это желание требуются средства, которых в данное время монастырь не имеет. По этой причине и в условие поставить себе не можем. А когда будут средства на этот предмет – выполнить желание не отказываемся с разрешения Духовного Начальства… А что касается условия Госпожи Тур жить в доме со своею родительницею до кончины – никакого препятствия не имеем. Обе они, как благочестивые старицы, ничем не могут препятствовать жизни монастырских сестер”.
Настоятельницей в монастырское подворье и на дачу Тур было переведено из монастыря 10 сестер. Но недолго продолжалась там монашеская жизнь. 17 июля 1923 года ликвидационная комиссия Оботдела Управления произвела “проверку и оценку всего имущества, живого и мертвого инвентаря”, как следует из записи в Акте комиссии. В нем переписаны не только все дома и постройки и все имущество, находящееся в них, вплоть до ложек, вилок и совков, но и также переписаны личные вещи и имущество сестер, в том числе кровати, комоды, самовары, половики, швейные машинки, жернова для помолки зерна и пр. Все это было конфисковано, а монахини, так же как и в монастыре, разогнаны на все четыре стороны.
Ни церковь, ни часовня в монастырском подворье так и не были построены, а деревянный пустующий дом вдовы Тур простоял в Сыктывкаре до нашего времени и был снесен в связи со строительством диагностического центра полгода назад.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий