На камне веры

Храм Христа Спасителя Фото нач ХХ в

Давно уже хотелось съездить в Москву посмотреть на строящийся Храм Христа Спасителя. По телевизору видел, но это все «понарошку». На экране-то не видно, большой он в самом деле или это кажется. По телевизору много чего показывают, уж и не веришь…

…В вагоне метро нам (отправился я не один) объяснили, что лучше выйти на станции «Кропоткинская». Как выйдешь – сразу и Храм Христа Спасителя, прям перед тобой стоит. Но мы решили на станции «Охотный ряд» сойти, чтоб заодно Красную площадь посмотреть. И правильно сделали.

В детстве, помню, водили сюда родители. С той поры остался благоговейный страх перед главной площадью СССР. Но на этот раз иное чувство посетило. Поднявшись из метро, оказались перед «воротами» Красной площади. Раньше их здесь не было. В две арки входит народ, а посредине – часовня. Внутри тесно, но как-то все помещаются, по очереди подходят к иконе Иверской Божией Матери. Приложились к чудотворному образу и мы – и вошли на Красную площадь.

Только вошли – слева сразу храм с золотыми главами. Во имя Казанской Божьей Матери, восстановлен недавно.

Вид на Храм Христа Спасителя с дирижабля 1930 год

Вошли. Идет служба. Все вокруг такое родное, как… в деревянном нашем кочпонском храме, тоже, кстати, Казанском. И бабушки-служительницы такие же, и тенор батюшки будто бы знаком… После службы «смотреть» Красную площадь было уже не интересно. Шли по брусчатке, я вертел головой: да, те же величественные башни, тот же бой курантов. Но прежнего трепета нет. Все стало своим, родным.

Минуем храм Василия Блаженного, сворачиваем направо – о Господи! – вот он, Храм Христа Спасителя! Он далеко. За Кремлем. Но даже издали купол его выше кремлевских башен.

«Откуда бы вы ни подходили к Храму Спасителя, – написано в дореволюционном путеводителе, – уже издали нет-нет и блеснет он своими золотыми главами между высоких зданий московских. Особенно красив он, если глядеть на него из Кремля. Золотой главный купол как маяк светит вам золотыми огнями и в солнечный день, и в лунную ночь…» Сейчас купол еще не покрыт, небо смотрит сквозь голые его ребра, но все равно …это уже Храм. С поклоном крестимся на кресты, что невидимо реют над куполами.

***

Храм Христа Спасителя в 1931

До того как устроить на этом месте бассейн, собирались гигантский Дом Советов строить со статуей Ленина на крыше. В указательном пальце вытянутой вперед руки устроить смотровую площадку. Фундамент еще укрепляли: подкопались под прежний (глубиной 12 метров), и вниз еще на 30 метров(!) бухали бетон. Да не простой, а лучшей марки, особо вязкий. В Отечественную войну металлические конструкции будущего Дворца Советов, установленные здесь, разобрали и пустили на танки. Не попустил Господь занять место, берег под святыню!

Были, конечно, противники воссоздания храма и в наши дни – к примеру, почти все «демократические» газеты. Какие только доводы ни приводили! Вспомнили даже про легенду о проклятии игуменьи. Действительно, есть предание, что последняя игуменья Алексеевского монастыря, стоявшего на этом месте еще с XVI века, не благословила переезд обители. Тогда, перед строительством первого Храма Христа Спасителя, внимания на это не обратили, а теперь… Впрочем, все по порядку.

…На строительную площадку нас, конечно, не пустили. Рядом с ней небольшой музей-павильон, из окон его стройка как на ладони. Высоко вверху, под куполом, вспыхивают звездочки электросварки, людей на стенах почти не видно. Основные работы переместились вовнутрь – внешняя кирпичная кладка уже закончена, а мраморная облицовка отложена на лето.

Мы стоим в музее перед большими панно – на них показано внутреннее убранство будущего храма. Мысленно представляю: вот вхожу под его своды и открывается передо мной… Сверяюсь с дореволюционным путеводителем:

«Войдя в Храм западной его дверью, пройдите к середине. Вглядитесь в общую гармонию храма, в нежное сочетание красок, орнаментации, живописи, облицовки мрамором, гирлянды бронзовых балюстрад…» Далее перечисляются использованные породы мрамора: лабрадор – темно-зеленого цвета, с кристаллами серебристого блеска; шокшинский порфир – темно-красного цвета, «выламывается в Олонецкой губернии»; голубоватый Бордиглио; сиенский мрамор – желтого цвета; Порто-Санто – красно-пестрый и обыкновенный белый с жилками; бельгийский – черного цвета…

«Под вашими ногами пол, составленный из лабрадора, порфира и разных пород италианского мрамора, – поясняет путеводитель. – Поглядите наверх: свод главного купола с образом Господа Саваофа высоко парит над всем Храмом. Окна купола перемежаются колоннами, соединенными между собой посредством арок из искусственного мрамора, и опираются пьедесталами на карниз, обрамленный бронзовой позолоченной в 36 сажен (76,68 метра) длины решеткой с выступами, подсвечниками, кронштейнами и канделябрами. Ниже – пояс святых, паруса, а затем еще ниже Храм расходится крестообразно: по правую руку видны вверху хоры, на которых утвержден мраморный иконостас во имя св. Николая, по левую – хоры с приделом св. Александра Невского. Впереди… особо чтимый образ Спаса Нерукотворенного».

***

Внутреннее убранство возводимого нынче храма предполагается закончить только к 2000-летию христианства. Если, конечно, все будет нормально, по плану. Вдруг оказывается, что все понимают, о каких планах идет речь, – политических. Рабочие-то планы меняются то и дело, и пусть: вот хотели сначала украшать храм мозаикой, а теперь говорят о росписи настенной. И то и другое – слава Богу, лишь бы само строительство продолжалось.

Некоторые предметы, прежде находившиеся в храме, уже возвращаются, в том числе полотна Врубеля и других известных художников. Сохранились горельефы, украшавшие внешние стены храма. Но монтировать будут не их, а копии, сделанные из более крепкого материала. Прежний – коломенский мрамор и песчаник – уже не выдержат наших кислотных дождей.

Хотя строящийся храм – копия прежнего, отличия есть. Например, купола кроют уже не золотом, а современным особо устойчивым составом, напоминающим золото. Поновлять покрытие благодаря этому не нужно будет полвека. Насыпной холм, на котором стоял прежний храм, был срыт еще большевиками. Архитекторы решили не насыпать его вновь, а построить подиум (основание), в котором будут дополнительные помещения.

В павильоне развешаны по стенам подробные планы этих помещений и эскизы. Долго стоим перед панно с изображением большого (на 1 250 мест) зала. Здесь будут проводиться церковные соборы. Стены, колонны украшены росписью. Архитектура современная, но веет от нее чем-то древним, Московской Русью. Потолок – горизонтальный парус, как бы гигантский плат, «покров», растянутый над залом. Рядом располагается и маленький зал, на 114 мест, – для небольших собраний.

Тут же, в первом этаже, разместятся покои Патриарха, воскресная школа, трапезная, кухня, автостоянка, реставрационная мастерская. Центральное же место займет Преображенский храм (с приделами Алексия, человека Божия, и Тихвинской иконы Божией Матери) Старо-Алексеевского монастыря. Того самого женского монастыря, который стоял здесь прежде (с 1547 г.). Монахини его будут служить здесь и поддерживать порядок в Храме Христа Спасителя, а жить будут, видимо, отдельно в домиках, в сквере неподалеку от храма. А Ново-Алексеевский монастырь («переселенный») будет возобновлен в районе Сокольников.

В музее посетителей довольно много. Молчаливые, пожилые люди, подолгу стоящие пред иконами – дарами жертвователей. Шумные стайки ребят, школьные экскурсии. Здесь же проводятся оперативные планерки совета архитекторов.

В уголке павильона присели на диван трое мужчин – оттуда доносится жаркий разговор. Видно, стараются говорить потише, но все слышно: решают, на какой машине лучше везти с ЗИЛа оставшиеся там последние колокола – на «Колхиде» или «КамАЗе» с прицепом? Потом стали выяснять, позолочены ли канделябры. Они, оказывается, весят по несколько центнеров каждый и такого размера, что опять встал вопрос с машиной. Архитекторы явно спешили. Один из нас подошел, чтобы спросить что-то, и «получил»:

– Господи! Какой еще вопрос? Вот построим храм. Приезжайте. Тогда и спрашивайте…

Разговаривая на ходу, они ушли на стройплощадку. Продавщица киоска посочувствовала:

– Спешат они, сердешные. Из Челябинска уже кресты везут, должны встать на куполе до Пасхи. А в самую Пасху первую службу служить будут. Спешат… Я думаю, перемен боятся. Вдруг летом такая власть придет, что строительство запретят? Храм-то, можно сказать, за год построили, а поначалу отводилось два года.

– А много ль рабочих на стройке?

– Четыре тысячи человек было, – отвечает подошедший к нам омоновец, дюжий парень. – Это когда начинали строить, а сейчас поменьше. И уже не только из России, но и из Белоруссии, с Украины. Так дешевле получается.

– Не только рабочие, а и просто посетители, экскурсанты со всего Союза приезжают, – добавляет киоскерша. – Разные люди, а говорят похожее. Некоторые рассказывают, что им покойники во сне являются и жалуются, что плохо там, молиться просят. Вот и приходят сюда люди, зачем – не знаю. Ведь церковь здесь еще не открыта…

***

Бродим по павильону. В одном из залов внимание привлек толстый фолиант – «Книга пожертвований на воссоздание Храма Христа Спасителя». Переворачиваем первую страницу с пометкой: «Начато 5 июля 1994 года в Гос. Думе России». На разлинованных листках знакомые фамилии: Рыбкин И.П. (500 тыс. руб.), Жириновский В.В. (100 тыc. руб.)… Есть вклады и поменьше, по 10 тыс. и даже 5 тыс. 80 рублей. Видно, человек выложил все, что имел в кармане. На 27-й странице список фамилий обрывается – начинаются самые разные записи:

«Я, Богословская Софья Дмитриевна, передаю в дар Храму лампаду и икону «Поручница грешных»».

«Господи, кто бы ни пришел к власти, спаси, сохрани и помилуй нас, и не дай вновь разорять, грабить церкви и убивать священников. Вразуми коммунистов, если придут. Жертвую на восстановление Храма Христа Спасителя 15 тыс. рублей (зачеркнуто и исправлено на 10 тыс. – Ред.). Пенсионерка Соколова Мария».

«Да поможет нам Бог. 30.XI.95».

«Плачу слезами умиления и с неописанной радостью хочу сказать о величии России и талантливом русском народе. Обнимаю всех любовью о Господе и желаю благодатного золотого света православным дождаться возрождения России. В. Савенков (участник О.В.)».

«Я не помню взорванного храма, т.к. родилась поздно. Но рассказы моей матери о том, как они не спали всю ночь от звуков взрывов (мы жили рядом в Зачатьевском пер.), сопровождали меня всю жизнь. Теперь и я уже бабушка и счастлива, что дожила до времени, когда могу сама увидеть этот великий храм. Здоровья и счастья всем, кто работает здесь… Тихомирова».

«18 декабря. Хочется того желать, как Храм Христа Спасителя, так и Россию восстановили!»

«И зазвонят колокола на храме сем, и прибудут силы для России. Россиянин».

«Господа “новые русские”. Поделитесь награбленным для святого дела».

«Жили мы на Арбате. Слышали, как взрывали… “Это бандит взорвал Храм”, – сказал мне отец. Ходили на развалины… Московское правительство, низкий вам поклон за то, что вы делаете. Коренная москвичка”.

«Ухожу со слезами радости. 26.XI»…

В книге много стихов, записи на английском, французском, встретились иероглифы. Медленно перелистываю страницы. А за спиной стоит какой-то человек, не отходит.

– Извините. Можно я внесу поправку? – вдруг говорит он. – Я быстро, на секунду.

Это высокий худощавый старик, совершенно седой. Он быстро нашел нужную страницу и что-то чиркнул на ней. Когда я обратился с вопросом, он смутился и в каком-то испуге отошел в сторону. Смотрю на страницу: одно из слов было написано с ошибкой в склонении и вот он исправил. Но зачем?! Неужели, такая важность?

Запись старика имела заголовок: «Моя молитва-исповедь». Ниже он написал: «Мне уже 70… Один раз в месяц я прихожу на строительную площадку, чтобы положить в жертвенник несколько грошей из своей пенсии и полюбоваться дружной работой строителей… Наблюдая за работой, я думаю: не допусти, Господи, новой сатанинской вакханалии. 64 года прошло с тех пор, как взорвали храм, а он возрождается… Слава Тебе, Господи. Помоги нам возродить Святую Русь, всели в нас веру, надежду, любовь, услышь меня, Господи».

Подпись: «Бывший слесарь, КГБ-шник сталинского режима, потом инженер-конструктор, проживший в неволе 40 лет, с 1930-го по 1970-й, потолок которого был ниже тротуара на 1 метр, Калинин Н.В. 17 декабря.

P.S. Видимо, мне не суждено побывать в возрожденном и освященном Храме, поэтому я мысленно прочитал эту молитву-исповедь, как бы находясь в нем».

Возвращались мы той же дорогой, через Красную площадь. «Вот и дорожку проторил, – подумалось. – Есть теперь куда приехать». Оглядываюсь. Как изменилась Москва! Это уже другой город, которого я не знал.

Мой спутник тоже оглянулся, говорит:

– А ты заметил? Мы шли сюда, и храм долго-долго не приближался, и мы все шли и шли к нему. Такой он большой, даже издали. Теперь уходим – а он все рядом…

Да! Теперь уже скоро. В следующий приезд будем молиться в нем. В Храме Христа Спасителя.

Михаил Сизов,

Сыктывкар – Москва – Сыктывкар

 

Оглавление выпуска     Следующая публикация →

Добавить комментарий