«Мы безвольны и ленивы…»

Рубрика • О насущем •

28 января 1996 года в помещении воскресной школы при кафедральном соборе Рождества Богородицы состоялись Первые вологодские Рождественские педагогические чтения, организованные совместными усилиями Вологодского епархиального управления, управления образования и администрации. Своими впечатлениями от участия в них и мыслями после их завершения хотелось бы поделиться с читателями.

…Открылись чтения в час дня в соборе молебном. Затем настоятель собора протоиерей Константин Васильев произнес рождественскую проповедь для собравшихся на чтения педагогов. В половине второго участники чтений перешли в воскресную школу и до 17 часов слушали доклады. После окончания выступлений состоялся концерт духовной музыки в исполнении хора кафедрального собора.

С приветственным словом к собравшимся обратились владыка Максимилиан, вице-губернатор Е.А. Парамонов. Председатель координационно-методического совета, профессор педуниверситета Александр Васильевич Камкин поблагодарил педагогов за то, что в выходной, воскресный день, они пришли на чтения (а в зале собрались более 100 человек), и выразил надежду на то, что чтения станут началом содружества между Церковью и школой.

Александр Васильевич Камкин (1950-2017)

В Вологде первые организаторские встречные шаги Церкви и школы показались мне уверенными и, более того, благодушными. У священников и педагогов сейчас и проблемы, и задачи одни и те же, и только самые упрямые и ленивые противятся единению, ссылаясь на отсутствие законодательной базы. К примеру, при педагогическом университете здесь существует координационно-методический совет по вопросам изучения религии и духовного наследия православия – этот совет, кстати, и занимался непосредственно подготовкой программы чтений.

Кафедральный собор в Вологде

Вообще, атмосфера чтений была очень душевной. Но, на мой взгляд, главный вопрос так и остался открытым: а удастся ли совместными педагогическими усилиями взрослых (родителей, учителей, священников) и подобными мероприятиями содействовать обращению детей к вечным ценностям православия, придут ли они после урока в школе в наши разоренные, переполненные нервными старушками храмы, где новичку с трудом можно разобрать пение и чтение церковное?

Около года преподаю я в воскресной православной школе культуры при республиканском центре Стефана Пермского, и за это время ни разу не удалось нам сводить (свозить) детей к исповеди и причастию, т.к. священники отказываются исповедывать их в школе, а собрать детей в школе в воскресенье в 6 утра для того, чтобы к 7-ми приехать на исповедь в переполненный храм, не по силам педагогам, которые, кстати говоря, работают в школе бесплатно – государственная система образования не обязана финансировать ее, а православные приходы отказали в поддержке. В такой ситуации, мне кажется, куда перспективнее давать знания о вере в общеобразовательных школах. Учителя языка, литературы, истории имеют прекрасную возможность в рамках существующих программ рассказывать детям о Церкви, истории России, истоках великой русской культуры. Каждый учитель несет ответственность перед Богом за своих учеников, и несчастные, замученные непомерной нагрузкой, бытом и безденежьем русские бабы, 99% учителей, думаю, в большинстве своем прекрасно сознают эту свою ответственность. Им бы помочь. Но кто это может сделать, как не государство! Пока же не будет в целом изменено отношение власти к образованию – вряд ли дадут результат благодушные воскресные собеседования с чаепитием и хором. Хотя время на них, бесспорно, провести можно приятно, и даже с пользой.

Но вернемся к чтениям, о чем шла на них речь? Протоиерей Василий Павлов, ректор духовного училища, говорил о том, что в сомнениях Антона Чехова, Николая Лескова, Ивана Шмелева, Бориса Зайцева есть благодатный материал для разговора с детьми на уроках литературы не только о Рождестве Христовом, но и о христианском учении в целом, о вере, о Церкви. О христианских обрядах в русской поэзии рассказывала Людмила Григорьевна Лукевич, доктор филологических наук, профессор педуниверситета.

Протоиерей Василий Павлов

«Хозяин» чтений, отец Константин, назвал свой доклад «Вера – фундамент жизни», по сути, это была еще одна проповедь, обращенная к еще невоцерковленным педагогам. «Лишив веры, у народа вырвали с корнем источник духовной силы, без христианской веры мы погибнем», – сказал он в своем выступлении. Заведующая кафедрой психологии института усовершенствования учителей Маргарита Николаевна Иванова и сотрудница лаборатории при этой кафедре Ольга Сергеевна Бородина в своих выступлениях с тревогой и болью говорили о проблемах современного среднего образования и о том, как важно не упустить время, за лесом знаний не потерять личность ребенка, положить начало духовному воспитанию. В заключение объявлено было о конкурсе методических разработок по истории православия и его духовному наследию с призовым фондом в 10 млн рублей.

Я много сказала о внешних причинах, мешающих делу православного образования в стране, и мало – о главных, личностных, которые мы всегда склонны забывать, между тем как Церковь наша учит как раз обратному. Сидя на чтениях среди молодых и уже зрелых преподавательниц – а присутствовали почти исключительно женщины, – я почему-то думала о том, сколько же в нашей стране женщин совершило человекоубийство – аборт… И как можно учить в школе христианским истинам, если такой страшный грех стал среди нас самым обычным делом!

…В Псковской православной школе регентов, где посчастливилось некоторое время назад работать, воля организатора и попечителя ее, отца Павла Адельгейма, пробивала, казалось бы, несокрушимые стены. После того как я видела, что пожилой, обремененный большой семьей человек, потерявший в лагере ногу, способен, не рассчитывая ни на чью помощь, построить школу, собрать в нее детей и лучших в городе педагогов, и содержать эту школу на приходские деньги, я не могу понять, какие проблемы есть у нас, скажем, у местных священников, кроме личных духовных проблем, сребролюбия и безволия, мешающих им заниматься просвещением народным. То же самое, впрочем, можно сказать и о чиновниках от образования, и о большинстве взрослого населения страны. Мы безвольны и ленивы, сребролюбивы, болтливы и невежественны – но это не освобождает нас от ответственности за детей. «Врачу, исцелися сам» (Лк. 4, 23) – думаю, с этого нужно начинать любые разговоры на тему религиозного воспитания.

Наталья ПЕТРЕНКО

г. Сыктывкар – г. Вологда

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий