Терпи, монах

К 440-летию памяти преп. Максима Грека

Рубрика • Святцы•

Икона преподобного Максима Грека

Среди множества святынь Троице-Сергиевой лавры есть одна, малозаметная для большинства паломников и экскурсантов. Но когда бывает открыт Свято-Духовский храм, то у его северной стены можно видеть небольшую раку с изображением на крышке ее смуглого монаха с тонким иконописным лицом и большой бородой. Это гробница преподобного Максима Грека, одной из ярчайших и трагических личностей среди русских святых. 21 января (3 февр. нового стиля) нынче исполняется 440 лет со дня его преставления.

В миру он звался Михаилом и происходил из греческого рода Триволисов. Отец его, Мануил, был воеводой в городе Арте. С ранней юности Михаил Триволис стремился к познанию Истины. Сперва – через светские науки. Он много учился – в Венеции, Флоренции, в Падуанском университете, в Германии. История, философия, богословие, итальянский, французский, древнегреческий и латинский языки – все это было постигнуто им за годы учения в Европе. В числе его друзей были философы-гуманисты Иоанн Ласкарис, Пико делла Мирандола, знаменитый издатель сочинений античных авторов Альд Мануций. Но изучив в совершенстве науки и мудрость древних, Михаил убедился в их «лжеименности». Сущность этого духовного перелома триста лет спустя запечатлел в своем «Плаче» святитель Игнатий Брянчанинов: «Я спрашивал у наук: покажите мне эту вечную собственность, это богатство верное, которое я мог бы взять с собою за пределы гроба! Дайте мне что-либо вечное, ничем неотъемлемое и верное!.. Науки молчали».
Разочаровавшись в «эллинской премудрости», Михаил решил посвятить себя служению Богу.

На Афоне, в Ватопедском монастыре, он принял монашество с именем Максима. Там, в несении послушаний, в молитвенном делании, им наконец-то был обретен желанный душевный мир. Но странствие его по бурному житейскому морю еще только начиналось.

В 1515 году, спустя 13 лет после ухода Михаила Триволиса в Ватопедскую обитель, великий князь Василий III обратился к властям Афона с просьбой прислать монаха, который бы мог перевести с греческого и латинского языков церковные книги из богатой великокняжеской библиотеки. Это важное поручение было возложено на преп. Максима. Он расстался с Афонской горой. Как оказалось – навсегда. Прибыв в Россию, Максим Грек перевел на русский язык Толковую Псалтирь, «Житие Пресвятой Богородицы» Симеона Метафраста, ряд сочинений святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого. По заключению исследователей его творчества, переводы эти были самыми передовыми и совершенными для того времени. Св. Максим исправил и некоторые ошибки в русских богослужебных книгах – Часослове, Апостоле, Триоди, сделанные либо переписчиками, либо неумелыми переводчиками. Конечно, эти поправки не всеми были восприняты положительно – нашлись люди, которые обвинили чужестранца в «порче» книг.

Но Максим Грек в России прославился не столько как переводчик, сколько как автор более 350 произведений на самые различные темы. Можно сказать, что благодаря ему кругозор русского читателя значительно расширился. В своих сочинениях он цитировал Гомера и Платона, историю Одиссея и другие античные мифы, писал о Парижском университете и его студентах, об Иерониме Савонароле и Альде Мануции. Из его произведений русские впервые узнали об открытии Кубы и Америки. Были трактаты, посвященные пользе грамматики и тому, как можно отличить опытного переводчика от неумелого.

В то время и светские, и церковные круги волновал вопрос о монастырских земельных владениях, на который по-разному отвечали последователи двух знаменитых наставников монашеских – преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского. Св. Максим Грек был близок к ученикам преп. Нила – «нестяжателям». В философском диалоге «Диспут о известном иноческом жительстве…» и других сочинениях он доказывал несовместимость монашеского звания с накоплением богатств, особенно если их пытаются увеличить нечестным путем, забывая дела милосердия. Уже на склоне лет преп. Максим написал замечательное по силе и смыслу сочинение о пожаре в Твери. В нем тверской епископ Акакий недоумевает, за что Господь послал гнев Свой на город? Святитель говорит о прекрасных службах в тверских храмах, о «сладкогласном» пении и звучных колоколах. Казалось бы, с точки зрения тогдашнего человека, искреннего любителя внешнего благочестия, жители Твери не прогневали Бога, а угодили Ему. За что же Он послал беду?

Но Бог отвечает: «Что Мне в том, что вы Меня пишете с золотым венцом на голове, когда Я среди вас погибаю от голода и холода?.. Удовлетвори Меня в том, в чем Я скуден… посещение и довольное пропитание убогих, сирот и вдовиц – вот Мой кованый золотой венец». Так понимал св. Максим Грек заповедь Христову о любви к ближнему и утверждение апостола Иакова, что вера без дел мертва.

Не менее глубоко понимал он и смысл монашеской жизни, считая ее подвигом борьбы со своими страстями. По его мнению, желающий посвятить себя иноческой жизни должен прежде испытать себя, живя в миру, научиться обуздывать свой нрав. Иначе его монашество будет лишь внешним, бесплодным. Это утверждение преподобного сходно со словами Оптинского старца Варсонофия: «Есть два вида монашества – внешнее и внутреннее. Внешнее приобретается легко, но… трудно сделаться внутренним монахом»…

Замечательны сочинения св. Максима Грека об управлении государством, адресованные великому князю Василию III. В «Поучении начальствующим правоверно» он предостерегает, насколько опасны для правителя сребролюбие, стремление нажиться нечестным путем, гнев и мстительность. А это как раз относилось к Василию III, который безжалостно расправлялся с неугодными ему людьми, не щадя даже родственников.

Но наиболее ярко и трагично «Слово о нестроении и бесчинии власти». Здесь Максим Грек прибегает к аллегории, напоминающей первые строки «Ада» Данте. Герой-автор встречает на перепутье безутешно рыдающую, ограбленную вдову, окруженную хищными зверьми. В ее образе изображено Русское государство, доведенное до отчаяния и нищеты «славолюбцами и властолюбцами» на троне. Вдова-Россия сетует: «Владеющие мною должны способствовать укреплению и утверждению подвластных им людей, а не пагубе и беспрестанному смятению». Но «нет более мудрых царей. Все живут только для себя, думают о расширении пределов держав своих. Друг на друга враждебно ополчаются, друг друга обижают и льют кровь… И вот, подобно вдовствующей жене, сижу я на пустынном распутии, лишенная поборников и ревнителей. О, прохожий, безгодна и плачевна судьба моя». Удивительно, насколько отражают современное положение России эти строки преподобного, написанные 4 столетия тому назад!..

***

Максим Грек был также одним из немногих, осуждавших Василия III за его развод с Соломонией Сабуровой, которую тот, под предлогом бесплодия, сослал в монастырь, чтобы жениться на Елене Глинской (как известно, от брака этого родился «Тит большой лоб» – Иван Грозный). Конечно, обличения эти не носили характер неповиновения властям, просто преподобный скорбел, что великий князь не соответствует идеалу правителя-христианина. «То, что у меня на сердце, о том я… ни с кем не говаривал, а только держал на сердце такую думу: идет государь в церковь, а за ним идут вдовы и плачут, а их бьют!»

Но именно как к врагу отнесся к св. Максиму разгневанный его обличениями Василий III. В 1525 г. преподобного судили и сослали в Иосифо-Волоколамский монастырь, в одиночное заключение, без права читать и сочинять. Обвинения были заведомо ложные – ересь, порча книг, шпионаж в пользу Турции, а также колдовство. По преданию, в этой первой ссылке, он был утешен явлением ангела, который сказал ему: «Терпи, монах, сими муками ты избавишься вечных мук». После чудесного видения Максим Грек сложил канон Святому Духу Утешителю, Духу Истины, написав его углем на стене своей кельи. Это канон на 4-й глас, «отражающий состояние души между радостью и печалью, устремление к Богу». Необычен его рефрен, если учесть, что сочинен он в тюрьме: это славословие «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Такой же хвалой Богу канон завершается, хотя в нем нет-нет да мелькнут выражения, указывающие, в каких суровых условиях находился в ту пору его автор.

«Сими муками избавишься вечных мук». Это обетование ангела, данное преп. Максиму в далеком XVI веке, – разве не относится оно к нам, христианам последних времен? Ведь, по пророчеству древнеегипетских учителей монашества, эти поколения христиан не совершат великих подвигов, но терпеливым перенесением страданий превзойдут славнейших подвижников прошлого.

Спустя шесть лет св. Максима повторно судили и на этот раз выслали в Тверь, где к нему участливо отнесся тамошний епископ Акакий. В Твери Максим Грек снова стал творить после долгого вынужденного молчания – составил толкования на Евангелие, Апостол, некоторые книги Ветхого Завета…

Прп. Максим Грек. Миниатюра из рукописного тома собрания его сочинений. Конец XVI века

***

Хочется особо коснуться одной из сторон творчества преп. Максима – его опровержений астрологии, веры в гороскопы и гадания по звездам. В наше время это представляется необычайно актуальным. И в те времена образованные русские люди увлекались составлением гороскопов и верили во влияние на судьбу знаков Зодиака. Знаменательно, что «звездознание» на Руси насаждалось иноземцами-евреями, немцами, в их числе известным при дворе врачом Николаем Булевым (немчином). Существует предположение, что он был тайным агентом Ватикана. Под видом «приобщения к знаниям» совершалась духовная интервенция в Россию. Разоблачением ее и занимался преп. Максим. Прежде всего – вскрывая корни астрологии: «лживое, нечестивое учение звездочетцев и предсказателей судьбы человека по дням рождения не свыше и не от благодати Святаго Утешителя открыто халдеям, эллинам и египтянам, но самым лукавым бесам, на погибель верующим им».

В одном из сочинений с характерным названием «О том, что Промыслом Божиим, а не звездами и кругом счастия устраивается человеческая судьба» он, на примерах древних христианских царей, библейских персонажей, доказывает, что все важные события государственной и личной жизни определяются Промыслом Божиим. «Если же Бог, то не колесо какое-нибудь, или фортуна и сочетание звезд, как утверждает заблуждение халдеев и египтян. Это дело и изобретение сатанинское!» Ни древние полководцы – Сципион, Юлий Цезарь, ни русский благоверный князь Димитрий Донской не действовали «согласно астрологии» и одерживали победы, тогда как нечестивые Саул и Юлиан Отступник, верившие в гадания, погибли. Преподобный Максим с глубокой иронией рассказывает о миланском князе Людовике Моро, который «к прочим своим бесчисленным злодеяниям приобрел себе некоего гадателя по звездному течению, магистра, именем Амвросия Розада, который считался первым между тогдашними астрологами». Тот уверил князя, что он должен завоевать всю Италию, на деле же сделал воинственного Моро своим рабом: «Даже когда нужно было садиться на коня, и если Амвросий скажет ему, что этот час не благополучен, то он вынимал ногу из стремени, а потом немного спустя тот по астрологии дозволял ему ехать…» В конце концов, войско Моро было разбито французами, и он умер в плену. «Такова была кончина этого приверженца звездочетского обмана, таких благ удостоился он получить от гадания по звездам: доблесть погубил, начальства и живота ли
шился». Согласимся: пример достаточно поучителен и ярок, чтобы предостеречь от следования ему.

Известны письма преп. Максима к боярину Федору Карпову, где он доказывает тому, что увлечение Карпова астрологией пагубно для души. Максим Грек разграничивает полезные науки и астрологию: «Где найдется, чтобы я отклонил тебя, господин Феодор, от изучения медицины или другого какого-либо философского знания? Даже и от созерцания небесных светил и познания их движения я тебя не отвожу. Не от этого я тебя отклоняю, но от излишних и запрещенных учений, как отвлекающих мысли от веры, а приписывающих все звездам и заставляющих их оттуда ждать помощи и укрепления».

Опасность астрологии преп. Максим видел в том, что она отвращает людей от Бога и заставляет верить вместо Бога в сочетания звезд, делая их слугами сил тьмы. Сам Господь подтвердил правоту его слов: распространитель астрологического учения немец Николай Булев предсказал новый всемирный потоп, но внезапно умер сам, не дожив до его предполагаемой даты. Максим Грек написал ему ироническую эпитафию: «Миру убо преставление предвозвещати спешил ecи, о Николае, повинув все звездам, внезапное же жития твоего разорение предреши не возмогл еси».

***

Последние годы жизни преподобный Максим провел в Троице-Сергиевой лавре, где и был похоронен. Здесь за три года до его кончины его посетил царь Иван Грозный, который только что завоевал Казань и отправлялся на поклонение белозерским святыням. Старец просил его позаботиться о вдовах и сиротах воинов, погибших при взятии Казани. Царь не внял просьбе и, по предсказанию св. Максима, во время путешествия лишился сына.

Не с тех ли пор преп. Максим Грек стал почитаться в народе заступником беззащитных вдов, сирот, немощных – тех, кому не хотят помочь «князя и сыны человеческия»?

21 января 1556 г. завершилась яркая, но скорбная земная жизнь преподобного Максима. От его гробницы, а также при молитвенном обращении к нему совершались многие чудеса. Наиболее известно чудо, когда св. Максим явился во сне царю Феодору Иоанновичу, осаждавшему город Юрьев, и предупредил, что шведы навели пушки на его шатер. В благодарность за спасение от смерти царь велел написать для московского Успенского собора образ Преподобного. Обычно на старинных иконах его изображали с пером и чернильницей, или держащим в руке книгу со словами: «вера кроме благих дел мертва есть».

Решением Собора Русской Церкви Максим Грек в 1988 г. был причислен к лику русских святых, хотя местное почитание его как «философа», исповедника, заступника обиженных началось давно. Верим, что он, среди сонма российских святых не перестает молиться за нас, за нашу страну.

Монахиня ЕВФИМИЯ (Пащенко) (бывшая инокиня ЕЛЕНА)

г. Архангельск.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий