Без замка

Пётр Лужин

Колокольня в Мошъюге Ижемского района Коми

Коми деревня Мошъюга, что на реке Ижма, в девятнадцатом веке была не такой богатой, как соседние сёла Мохча, Сизябск, Ижма. Денег, чтобы построить каменную колокольню, здесь собрать не смогли, и мошъюгцы построили деревянную. И в этом нет ничего особенного. А необычность заключается в том, что мошьюгцы создали из дерева двойник каменной колокольни, что стоит в соседнем селе Мохча. Каждый ярус оформили декоративным портиком с колоннами, на колоннах искусно вырезали капители и воспроизвели даже окна-люкарны в скате крыши. Плотники пытались скопировать каменное сооружение, а создали нестандартную и единственную в своём роде колокольню.

В двадцатом столетии она пережила три пожара и все обычные беды церквей в советское время. Теперь, спустя 138 лет после постройки, 25-метровая колокольня хоть и в предсмертном состоянии, но всё так же возвышается посреди села. На ней остался лишь один пятипудовый колокол без языка. Ещё бы несколько лет – и деревянный памятник мог быть безвозвратно утерян.

Но в этом году в Мошъюгу приехали волонтёры из организации «Общее дело», о которой наша газета не раз писала. За свою шестнадцатилетнюю работу волонтёры «Общего дела» восстановили уже 168 церквей, но в Коми приехали впервые. «Нигде на Севере такой колокольни, как в Мошъюге, не встретишь», – подтвердил москвич Павел Смирнов, возглавлявший экспедицию волонтёров «Общего дела», которые приезжали в Ижемский район для консервации колокольни. Сам Павел в восстановлении храмов участвует уже шесть лет, ему есть с чем сравнивать. «В Архангельской области крыши у колоколен прямые, конусообразные, – рассказывает он. – Здесь же жители попытались воссоздать точную копию каменной колокольни, поэтому крыша получилась замысловатой, с изгибами. В этом году мы покрыли купол изоляционным материалом, перекрыли один из уровней звона – заменили прогнившие доски, установили на куполе крест. Каждый год без изоляции крыши колокольня разрушалась бы и могла быть безвозвратно утеряна».

В том, что колокольню стали восстанавливать, заслуга московского предпринимателя Ивана Артеева, уроженца Ижмы. Он проявил инициативу, получил деньги по грантам, нашёл специалистов. Проект «Общее дело» вызвался выполнить работу. В апреле Артеев с земляками закупили и доставили стройматериалы в Мошъюгу. А в июле сельчане встречали волонтёров: предоставили им жильё, помогали с молоком и рыбой, пилили-строгали доски. И всё равно добровольцы, хотя и надеялись уложиться в две недели, не успели. Всё делали на совесть, но не хватило специалистов по верхолазным работам. Приехал бы в Мошъюгу с подмогой хотя бы один верхолаз-доброволец, крыша была бы готова. Пока же заготовленные доски отложили на будущее лето.

Восстановление крыши колокольни

Колокольней долго не интересовались ни епархия, ни муниципалитет. Табличка «Памятник культуры. Охраняется государством» не спасала здание от безжалостного времени. Иван Артеев рассказывает, почему ситуация изменилась: «Нужно всегда поднимать вопрос – неважно, удобно это для кого-то или неудобно. Образно говоря, нужно звонить во все колокола. Всех специалистов, которые приезжают в Ижемский район, я возил в Мошъюгу к колокольне, а потом приводил в администрацию района и в местную редакцию газеты. Нужно обращать внимание высокопоставленных лиц на проблему. Всё это вместе и даст результат. Если же сидеть и ждать, то бесхозные храмы мы потеряем».

Сами сельчане рады происходящему. Попытки восстановить колокольню они предпринимали и раньше. 54-летний житель Мошъюги Илья Сметанин вспоминает, как занимался восстановлением директор местной школы. Тогда был изготовлен новый крест, но на крышу его водрузили только этим летом. По воспоминаниям Ильи Павловича, в конце 80-х заезжал в село сборщик металла и успел спустить колокол на землю. Но сельчане заставили вернуть его на место. Впрочем, уже с 30-х годов безъязыкий колокол молчал. Лишь пять лет назад один из жителей обнаружил в старом сарае родной язык колокола и вернул его на место. 21 июля 2006 года в колокольню ударила молния. Илья Павлович ринулся наверх и стал тушить пожар. Помогать ему бросилась вся деревня. В тот же год мошъюгцы выпрямили накренившуюся колокольню домкратами. Уникальную колокольню пытались вывезти в этнопарк под Сыктывкаром, но жители спасли её и от этого.

Мошъюгская колокольльня и небо над ней

Теперь жизнь деревянного памятника продлена ещё на 20-30 лет, а в ближайших планах – закупка колоколов. Если это удастся, колокольня заживёт полной жизнью.

Двери мошъюгской колокольни не запираются на тяжёлый замок. Как показывает опыт добровольцев «Общего дела», замки только вредят сохранности здания: люди, рассчитывая найти что-то ценное, взламывают любые запоры. Впрочем, в колокольне охранять нечего – восстановители поставили внутри лишь икону. А уезжая, вместо замка закрыли дверь на проволоку. С тем чтобы вернуться в следующем году.

Фото предоставлено волонтёрами «Общего дела»

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий