Девочка и оборотни

В начале учебного года на экраны должен выйти новый детский фильм «Красная Шапочка», который рекомендуется для просмотра детям с шести лет. О чём он? Волки-оборотни нападают на город, и в неравной схватке гибнет Волкобой – отец Красной Шапочки. Оборотни захватывают власть в городе. Повзрослев, Красная Шапочка решает вступить в освободительную борьбу… Как пишут, в фильме есть потрясающие сцены, в том числе «драки на крышах зданий», и много компьютерной графики.

Всё бы ничего, только… где там пирожки для бабушки? Фильм снят при финансовой поддержке Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (79 млн руб.). Но спрашивается, зачем смешивать в детских головках известную сказку с современными фантазиями? Надо признать, что нечто подобное снимали в Советском Союзе. Например, мультфильм «Петя и Красная Шапочка» (1958), где пионер Петя помогает героям сказки справиться с волком. Или музыкальный фильм «Про Красную Шапочку» (1977), в котором девочка… спасает волков от людей. Многие помнят песню из неё: «А-а, в Африке реки вот такой ширины…» Хороший фильм. И Евгений Евстигнеев с Риной Зелёной замечательно там спели «Песню о звёздах», что стало классикой. При этом авторы подошли к материалу очень деликатно, не превратили фильм в кровавый боевик – напротив, там звучат добрые нотки, обращённые к чистой детской душе.

А в трейлере нового фильма звучат слова: «Дети – растут!» И далее – оскаленное лицо девочки, она машет топором, рубя волков на куски. И это для детей шести лет? Автор идеи и продюсер «Красной Шапочки» – Лина Арифулина, в прошлом вдохновитель и генеральный директор шоу «Фабрика звёзд». Она и сейчас занимается этим бизнесом, «зажигает звёзды» на эстраде, и считается признанным специалистом по кастингу (по-русски говоря – отбору). Насколько её фильм добр? Вопрос, наверное, странный для людей её круга. В том же «кастинге» где может быть добро? И вообще, что это за слово такое несерьёзное – «добро», в какую строчку бизнес-плана его можно вписать?

Ладно бы шоу-бизнес, там деньги зарабатывают. Но члены Совета «Фонда кино», которые, напротив, дают деньги на такую продукцию для детей, вообще имеют ли понятия о добром и недобром? А в министерствах культуры, образования? Тоже «не вписывается»?

Поинтересовался, на какую из детских образовательных программ у нас больше тратят денег. По всему выходит, что это Всероссийский конкурс «Большая перемена», масштабность которой сравнивают даже с «новой пионерской организацией». Стал я вникать. Начать с того, что метафорическое название (школьная перемена – перемена в жизни) слямзили у известного фильма «Большая перемена» (1973). По содержанию схоже и с «Фабрикой звёзд» (которую скопировали с шоу на Западе), и с другими подобными конкурсами, где «победитель получает всё». Главный приз в «Большой перемене» – миллион рублей. Что-то достаётся и другим детям, показавшим хорошие результаты, что позволяет «получить “детский капитал” для платного вуза и 5 баллов к ЕГЭ». В целом это кастинг наиболее умелых, сумевших лучше справиться с заданиями. Никакого духа товарищества, взаимопомощи, который старались развивать в пионерской организации и который близок и понятен русскому человеку. Ценится умение работать в команде, но «команды» эти создаются на некоторое время, и выборный лидер использует своих партнёров для повышения собственного рейтинга.

Вот один из откликов: «Наблюдаем за этим проектом второй год, и мысль не отпускает: когда же настанет тот момент, когда данный конкурс всё же закроют? Я не понимаю, как в отношении детей может применяться всё то, что реализуется на платформе «Большой перемены». Начиная с огромных денежных призов, за которые дети просто убиваться готовы, и, проиграв, расстраиваются до депрессий, а победившие пишут, как покупают потом на эти деньги айфоны и прочую чушь, подогревая обиду проигравших детей, и заканчивая вопиюще неквалифицированной организацией детского проекта! Люди, зачем детям миллион?! Пусть будет приз в качестве поступления без вступительных испытаний в вуз или иной образовательный бонус».

Ещё пишут: «Если уж вливаются государственные миллиарды, то судьи должны быть персонифицированы (хотя бы кто, какая квалификация). Критерии и методики оценки должны быть доступны для ознакомления всем желающим». Действительно, на сайте «Большой перемены» я не смог найти, кто вообще этим занимается. Сказано лишь, что это проект «Росмолодёжи», финансируемый государством, а также объединениями «Сбербанк», «РЖД» и другими. «Росмолодёжь» – это федеральный орган исполнительной власти, «осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодёжной политики». Также ему вменяется «обеспечение нравственного и патриотического воспитания». Возглавляет этот орган девушка, которая после учёбы на факультете государственного управления занималась только чиновничьей работой, никакого опыта в культурной или педагогической сферах у неё нет.

Вот интересно, этой девушке-чиновнице приходило в голову, что в её конкурсе, как бы это мягко сказать, ничего нравственного нет? Что он развращает детей? Триста победителей «Большой перемены», которые смогли справиться с заданиями на уровне презентаций в средней школе, получили денежные призы, равные тому, что получают победители мировых олимпиад по физике и математике. При этом детям внушается, что они теперь элита «России – страны возможностей». Что это – вредительство? Или банальные глупость и некомпетентность?

Всё, что делается лишь ради денег, престижа, галочки в отчётности, редко бывает оригинальным, живым, приносящим добрые плоды. Вот я уверен, что и «Красная Шапочка» провалится в прокате, как уже было не раз с подобными фильмами. Если душа не вложена в творение, то и сопереживания никакого. А где их душа? Бог весть.

 

Оглавление выпуска  Следующая публикация 

Добавить комментарий