Сундучок

Рубрика • Сундучок •

Чаша св. Грааля: вечная тема

Очередная “сенсация”: в бесконечной череде обладателей «истинной» Чаши святого Грааля появились новые действующие лица. На сей раз об этом заявили великий магистр тамплиеров Италии Рокко ди Сан Фернандино и британский историк Грэм С. Филлипс, который уверен, что Чаша находится в семейной коллекции безделушек у ничего не подозревавшей до недавнего времени 24-летней чертежницы Виктории Палмер. Как известно, по преданию, Чаша святого Грааля – сосуд, в который была собрана кровь распятого на кресте Христа. Поверье гласит, что тот, кто попьет из того священного сосуда, обретет бессмертие. К сожалению, “сенсации” с обнаружением исчезнувшей в средние века Чаши то и дело случаются на Западе – тема эта легко привлекает к себе внимание людей, и потому тут выгодно может быть продана любая подделка.

«Просите мира Иерусалиму…»

В Израиле начались празднования, освященные 3-тысячелетию Иерусалима. Они продлятся по 1997 год. В Иерусалиме ныне проживает 405 тысяч евреев и 160 тысяч арабов-мусульман, и для тех и других этот город является священным (не говорим уже о христианах, которых здесь значительно меньше). Арабское население уверено, что Восточный Иерусалим должен стать столицей Палестинского государства, однако сегодня единой и неделимой столицей считает этот город Израиль.

Средневековая карта Иерусалима

Как известно, город вместе с прилежащей местностью был оккупирован израильтянами в ходе кратковременной войны с арабами и объявлен столицей вопреки мандату ООН. Это служит причиной того, что страны европейского сообщества официально отказались от участия в торжествах города. До лета следующего года должны начаться переговоры ООН Израилем о будущем статусе города, так что впору вновь повторить вместе с библейским псалмопевцем: «Просите ара Иерусалиму… да будет мир в стенах твоих!»

Кстати, многие ученые склоняются к мнению, что городу не менее 5 тыс. лет.

В замкнутом пространстве

На состоявшемся недавно в Москве XII съезде психиатров России было отмечено, что в стране за последние годы значительно возросло количество людей, страдающих психическими расстройствами. Особенно неблагополучная ситуация с людьми, живущими и работающими в замкнутом коллективе. 90 процентов заключенных в колониях строгого и усиленного режима имеют отклонения в психике, также как и каждый третий военнослужащий, комиссованный по состоянию здоровья. Если в среднем по стране отклонения в психике наблюдается у 15 процентов подростков, то в детских домах этот процент равняется 50.

«Отвратительно пьянство их…»

«Отвратительно пьянство их… Блуд, вино и напитки завладели сердцем их, – говорил Господь через пророка Осию о богоизбранном народе в дни его духовного ослепления. – Глубоко погрязли они в распутстве; но Я накажу всех их». Таково было обетование Божие несколько тысячелетий назад, которое, в конце концов, исполнилось. Сегодня, похоже, мы, как народ, близки к такому же состоянию.

В 1994 году Россия вышла на первое место по потреблению алкоголя на душу населения. Если в 1984 году средний россиянин потреблял 10,5 литра чистого спирта (естественно, в спиртовом эквиваленте), то теперь – 14,5 литра. Соответственно росту потребления растет преступность в состоянии алкогольного опьянения (с 316 тысяч преступлений в 1985-м до 600 тыс. в 1994-м) и уменьшается продолжительность жизни.

Кстати, вопреки распространенному мнению, будто бы благодаря свободной продаже спиртного стало меньше отравлений алкогольным суррогатом, приводятся такие цифры: в 1993 г. умерших от этого было 29,6 тыс. чел., а в прошлом году – уже 53 тысячи.

Как слово наше отзовется

Известно, что после опубликования осенью 1836 г. в журнале “Телескоп” первого “философического письма” П.Я. Чаадаева опале подвергся не только автор, но и редактор журнала Н.И. Надеждин, который после закрытия “Телескопа” оказался в ссылке в Усть-Сысольске (ныне – Сыктывкаре). Такому выбору места ссылки нашла объяснение Е. Тихонова (журнал “Вопросы истории”).

Петр Чаадаев

В 1835 г. Надеждин возвратился из путешествия, побывав в Германии, во Франции, в Швейцарии, Италии, и опубликовал в “Телескопе” “Выдержки из дорожных воспоминаний”. В них он рассказывал о встрече в маленьком французском городке Бельфоре с молодым врачом, расспрашивавшим приезжающих из Парижа о новостях, при этом изливая им свое недовольство провинциальной жизнью и влечение к Парижу. Не следует думать, замечает Надеждин, что этот энтузиазм вызван несносностью существования в Бельфоре, который сам по себе “городок прекрасный, с отличным обществом из офицеров, занимающих крепость… не больше как в трехстах верстах от Парижа, следовательно, не какой-нибудь наш Усть-Сысольск или Стерлитамак”. Насколько известно, Надеждин прежде не был связан с Усть-Сысольском и назвал его наугад, однако, сам того не ожидая, выбрал себе кару.

Следственная комиссия по делу об опубликовании философического письма (А.X. Бенкендорф, его помощник А.Н. Мордвинов, министр народного просвещения С.С. Уваров и обер-прокурор Св. Синода Н.А. Протасов) 19 ноября 1836 г. получила подготовленные для Уварова обширные выписки из “Телескопа” за 1835 и 1836 гг., доказывающие неблагонадежность издания, сгруппированные по разделам, в один из которых попали высказывания о Париже, включая и непатриотичное сравнение российского Усть-Сысольска с “прекрасным” Бельфором. Комиссия предложила отправить Надеждина в один из губернских городов, но царь обошелся с ним строже, заменив своей личной резолюцией губернский город на Усть-Сысольск.

По материалам периодики подготовил И. ИВАНОВ

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий