Двенадцать целителей

Непридуманная история

Константин МЫШКИН

Поехал со мной на Афон паломник из Челябинска Алексей с тем условием, что он увидит икону двенадцати целителей. Именно двенадцати целителей и бессребреников, а не двенадцати апостолов. Я почему-то был совершенно уверен, что найдём эту икону, ведь в Греции есть всё! И с этими словами начали оформлять документы и билеты на остров Корфу, с Корфу – в Салоники, из Салоников – на Афон.

Человеком Алексей был совершенно невоцерковлённым, да и неверущим, в общем. Никогда не крестился, не прикладывался к образам и мощам. Но что меня порадовало, в храме Спиридона Тримифунтского он меня не торопил, был спокоен, несколько раз отстоял вместе со мной очереди к мощам. Остальные экскурсии были ему, кажется, не слишком интересны, хотя мы на автомобиле исколесили весь остров Корфу, побывав во всех монастырях и многих храмах. Он всё ждал встречи с образом двенадцати целителей, но его нигде не было.

Оформляя документы в Грецию, я почему-то был уверен, что мы найдём список иконы в торговых лавочках, которых на Корфу очень много и где почти везде торгуют русскоговорящие продавцы. Но все они говорили, что не знают такого образа. Я начал немного беспокоиться. Пока ехали из Салоников в Уранополис, перелопатил Интернет «всея Руси», но так и не смог узнать, в каком из монастырей Афона можно найти эту икону. Само изображение было, а где пребывает образ – неведомо. Обзвонил знакомых – безрезультатно. Что же делать? Ведь только ради этой цели Алексей и отправился со мною в путь!

Приехали в Уранополис, устроились в отель, и я в буквальном смысле обежал весь город в поисках со словами «twelve… twelve… twelve…», показывая изображение иконы. Греки пожимали плечами, указывали на икону либо 12 апостолов, либо Собора святых.

Ну ладно, в любом случае на Афоне Богородица всё управит. Следуем в главный порт Афона Дафни – нет там иконы такой. Далее – монастырь Ксиропотам и огромнейший Иверон, где тысячи мощей, а святым образам нет числа. Но двенадцати целителей нет. В Ивероне тоже нет. Последняя надежда на Лавру святого Афанасия (Великую Лавру) – это уже самый дальний монастырь на Афоне. Но и там иконы нет. Далее отправились в Панагию – это вершина Афона (2033 метра над уровнем моря). Оттуда спустились в Керасью и перешли в соседнее ущелье Катунаки. Нет иконы. Ну просто нигде нет, и всё.

– Пресвятая Богородица, помоги, пожалуйста, ищем уже десятый день, не можем найти! Игумения Святой Горы, Ты здесь всё знаешь, подскажи мне, пожалуйста, где искать!

Лазили по скалам, заглядывали в пещеры, спустились по цепям в страшные Карули, заглянули к отшельнику в келью, были везде, только что под водой не побывали – нет иконы. А назавтра нам в Пантелеимонов монастырь, потом домой. Представляете моё состояние?! А каково состояние паломника, который заплатил огромные деньги, чтоб увидеть образ, который ему так сильно нужен, будто это вопрос жизни и смерти?.. Ведь, возможно, так оно и есть.

Последний день, когда ноги уже гудели после путешествий по полуострову, мы провели в Пантелеимоновом монастыре. Сходили на монастырское кладбище, посидели в тишине, каждый думал о чём-то своём. Молчали весь день. В голове у меня крутилось лишь одно: «Пресвятая Богородица, помоги…» Не мне, а моему паломнику Алексею, он ведь отправился в столь дальний путь, чтоб вернуться другим домой, стать верующим человеком.

Скажу честно, мы оба были в отчаянии.

– Алексей, пошли в костницу, попрощаемся с мощами, – предложил я.

Костница, где хранятся честные главы подвижников, как назло, была закрыта.

– Отец Досифей, благословите, – попросил я знакомого священника. – Откройте нам, пожалуйста, костницу – мы домой улетаем.

Костница афонского Пантелеимонова монастыря

Он не отказал. Идём друг за другом молча. Алексей впереди, читает, что написано на мощевиках. Вдруг остановился. Стоит, застывший, а на глазах слёзы, так что я даже испугался. Что с ним? Потом первый раз на моей памяти он перекрестился, упал на колени и уже в голос заплакал, целуя мощи.

– Что это он так? – спрашивает отец Досифей.

Не знаю. Сам, мягко говоря, удивлён, свыкся уже с тем, что Алексей ведёт себя совсем иначе. Подошёл и я к тем мощам, смотрю – а там мощи всех 12 целителей и бессребреников в одном ларце. Тут и мои ноги подкосились. Зарыдали оба. Стоим на коленях, кланяемся и плачем. Нам с Алексеем всё было понятно, а вот отцу Досифею ещё долго пришлось ждать объяснений.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий