«Мы – перелётные птицы»

В этом году исполняется 140 лет со дня рождения святителя СЕРАФИМА (в миру Николая Соболева), архиепископа Богучарского, Софийского чудотворца – так он записан в святцах.

 

Святитель Серафим Соболев)

Его жизненный путь, начавшийся вполне обыденно с духовного училища, завершился в эмиграции, в Софии, в 1950 году. «Человек аполитичный, безусловно духовный, но очень “узкий” и политически довольно тупой, пользующийся, однако, большим уважением прихода» – так его охарактеризовали в записке для Сталина его приспешники. Человек, знающий ту эпоху, между слов тут прочтёт многое. Святитель приобрёл большое уважение и любовь верующих не только как молитвенник и прозорливец, но и как защитник православия. Он был прославлен в Русской Православной Церкви в 2016 г., а за 14 лет до этого – в Зарубежной Церкви.

Ниже вашему вниманию предлагаются некоторые мысли святителя, высказанные в разное время.

* * *

В брате своём нужно видеть ангела, а на грех его смотреть как на болезнь. Нужно отделять человека от его грехов. Грех должно нам ненавидеть, а человека – любить и жалеть.

Стараюсь почти не думать о себе. Старайся и ты. Настоящую любовь приобретёшь тогда, когда отбросишь себялюбие.

Помни слова: «Положи, Господи, хранение устом моим» (Пс. 140, 3)! Не поучай, если тебя не спрашивают!

В погоне за совершенством будь как гончая, которая, вопреки препятствиям и ранам, гонит зайца до норы.

Как обрести смирение? – молчанием. Молчи! Будь глупой! Пусть все считают тебя глупой! Молчание – первое средство для обретения смирения и любви. Молчанием спасёшься.

Если тебе трудно молиться и твоё сердце окаменело, нужно прежде всего произнести молитву «Богородице Дево», и тогда тебе станет легче.

Когда молишься Пресвятой Богородице, называй Её Девой. Это особенно ненавистно бесам.

Молись как можно проще. Например: «Господи, помилуй!» А когда обращаешься к Божией Матери, говори: «Матушка, Царица Небесная!»

На вопрос, как научиться сердечной молитве, владыка Серафим сказал: «В Иисусовой молитве нужно сосредоточиваться в сердце на слове “Господи”. Как струна издаёт звук, когда её тронут, так и в сердце появится любовь, умиление и слёзы, когда сосредоточишься в нём на слове “Господи”».

Выслушивай людей, а о себе (своих болезнях и скорбях) не говори!

В скорби прочти три зачала Евангелия.

Тебе тяжело, но подумай, каково было Спасителю на кресте. Конец близок, жизнь проходит быстро. На земле мы гости, перелётные птицы.

Вину тех, кого осуждаешь и обвиняешь, берёшь на себя.

Для всякого добра диавол создал фальшивый дубликат, который нужно уметь распознавать.

Начни со смирения и молчания. Обо всём, что у тебя спрашивают, отвечай: «Не знаю». Так познаешь нищету духовную. Принимай всё проще. Что бы тебе ни сказали, отвечай: «Хорошо!» Тому, что особенно сильно тебя раздражает, противопоставь простое и всепобеждающее молчание.

Блудный бес обуздывается, когда избегаются поводы к нему, т.е. когда воздерживаешься от пресыщения, многословия и особенно от осуждения (зломыслия).

Ни за что на свете не занимайся доносительством, оклеветанием и осуждением и по отношению к наибольшим своим врагам. Не союзничай с властителями и богачами. Не свидетельствуй, особенно по разводным делам.

Читай жития святых. В них найдёшь всё, они всему тебя научат. Сравнивай себя не со своими ближними, а со святыми – такое сравнение открывает нам, насколько мы грешны.

Когда у тебя что-то будут выпытывать или резко и нескромно зададут вопрос, чтобы тебя спровоцировать, всегда парируй: «Зачем спрашиваете?»

Не участвуй ни в каких клеветах, доносах и злословиях. Покрывай врагов своих – тогда и Бог тебя покроет. Твёрдо запомни главное, а именно – что пока не заградишь уста свои и не перестанешь осуждать и оскорблять, всегда будешь неблагоуспешным.

Вопрос не в том, прав ты или не прав. Всё сводится к возможности. Если сегодня нет возможности, отложи битву или намерение своё, пока не наберёшь силу и средства; молчи и жди подходящего времени.

С себялюбием борись молчанием. Через тщеславие дьявол наиболее часто губит людей. В земных удовольствиях скрыта отрава погибели.

Бесы боятся порядка.

Запечатлей в уме своём, что даже одной неуместной фразой ты можешь отогнать благодать, а после этого со многими молитвами нужно будет добывать её снова. Если заметишь, что начал говорить что-то неподобающее, скажи, что сбился с мысли, и остановись.

Самая высокая степень прелести – молиться напоказ. Поступай как юродивый Васенька, которого я как-то посетил. Он молился непрестанно, но когда слышал, что приближается кто-то из монахинь, сразу же ложился и начинал храпеть.

На вопрос, как каяться, владыка Серафим ответил: «Говори: Боже, милостив буди мне грешной!» И потом добавил, что отец Амвросий Оптинский, когда его спросили, как молиться, ответил: «Сначала я читал много молитв, а теперь повторяю только молитву мытаря».

Помни, что, когда позволяешь себе держаться слишком близко с начальствующими над тобой, от которых ты зависишь, они неизбежно тебя возненавидят. Твои отношения с ними должны быть деловыми, учтивыми, любезными и деликатными.

Кто-то может сказать: «Зачем нужно хранить веру во Христа и стремиться к обретению других христианских добродетелей? Не достаточно ли иметь только любовь, чтобы удостоиться вечного спасения?» Такие вопросы возникают только у тех, кто не имеет никакого понятия о христианской духовной жизни. Можно ли взобраться на гору, не проходя через её подножье? Разумеется, нельзя. Точно так же нельзя без основы всех христианских добродетелей, то есть без искренней веры в Христа, достичь их вершины – любви.

Бог любит смелых и смиренных.

Бог и ты – больше никого. На что ты сам себя настроишь, то и будет.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий