«Не плачь!»

Рубрика • Вонмем •

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ, 30-е зачало, 7, 11-16.

После сего Иисус пошёл в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

Увидев её, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

И, подойдя, прикоснулся к одру; нёсшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

Мёртвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

Положено к чтению в храмах в неделю 19-ю по Пятидесятнице, день воскресный, 22 октября.

 

Воскрешение сына наинской вдовы

«НЕ ПЛАЧЬ!»

Любая женщина без труда и без долгих раздумий смогла бы назвать две самых тяжких и страшных (спаси, Господи, и сохрани!) утраты в жизни любой жены и матери: похоронить своего единственного ребёнка, надежду жизни, и овдоветь, потеряв мужа – опору жизни. Уже потом по степени тяжести следуют потеря здоровья, счастья, домашнего имущества и пр.

В сегодняшнем Евангелии мы застаём женщину из города Наина именно с этими двумя страшными потерями. Причём вспомним: положение бездетной вдовы в древней Палестине было совсем не сродни положению одинокой, но свободной и равной женщины сегодня… И вот медленно выходит из ворот города похоронная процессия, и за носилками с обвитым пеленами умершим сыном следует ничего вокруг не видящая, с выплаканными глазами мать. Ей невдомёк, не до того, кто и что за толпа идёт навстречу, – она погружена в своё горе. А навстречу идёт толпа учеников и зевак, всегда сопровождавшая Иисуса.

Горе этой вдовы столь велико, что Господь, несомненно повидавший много человеческих несчастий, Сам останавливает её и говорит: «Не плачь!» И воскрешает её сына. Мы видим, что Христос не спрашивает женщину в этот раз о её вере, как не спрашивает, чего она в этот момент больше всего желает: Ему открыты все её самые глубинные сердечные помышления. Мы ничего не знаем о той вдове, ни о её жизни, ни о её вере. Но мы знаем, что в жизни не бывает таких случайностей. И в этом евангельском эпизоде заключён вопрос, обращённый к нам: окажись в положении этой вдовы, когда уже никто и ничто не в силах помочь, повстречается ли нам Тот, кто Единственный может помочь всегда и во всём? Остановимся ли мы на похоронах собственной души от Его слов, обращённых к нам, или же хотя бы услышим ли их, не отмахнёмся ли, погружённые в своё отчаяние?

Как много сейчас людей в невероятно трудной нашей жизни оказывается неспособными выйти из своих отчаянных положений и усугубляет их ещё более отчаянными поступками; как возросло количество самоубийств, нервных срывов, безумств! Есть такие, и их много, которые, уже пережив драму, уже оправившись от потери, начинают медленно “гаснуть”, терять волю к жизни. И сколь же немногие находят в себе силы в этот момент обратиться к Спасителю нашему, хотя бы вот так, “задним числом”, через уже произошедшую утрату, чтобы попечаловаться перед Кем-то, доселе ещё неведомым, о своей неудачной доле. И таковых Он, по милосердию Своему, оживляет и воскрешает по вере их. «И говорит нам тогда Христос в Своём великом состраданье: не плачь, остановись. Я тут!.. И державным словом может Он восстановить в наших сердцах, в наших душах и в жизни всё, что пропало как будто бесследно…» (митр. Антоний). Но сколько на этом пути уже потеряно сил, времени жизни… Ах, если бы знать о Нём прежде! Если бы жить так, как Он учил, может быть, и потери удалось бы избежать – ведь так много наших потерь происходит по нашей же вине…

И когда перечитываешь строки сегодняшнего Евангелия, невольно видишь перед собой русских женщин с перекошенными лицами и плакатами на груди, пикетирующих Министерство обороны, – кто их осудит: матерей, потерявших своих детей в Чечне; но разве в этом бессмысленном бунте найдут их сердца и души их погибших детей утешение?..

Но разве нет среди них таких же точно наинских вдов и почему же Всемогущий Господь не совершит чудо воскрешения сына хотя бы у одной из них?!

Конечно, сравнивать их положение нельзя, ибо на что могла надеяться наинская вдова, не знавшая о Христе того, что знаем (или можем знать, если захотим) мы? И воскрешённый Иисусом юноша по прошествии лет умер и истлел в земле. Не для того же Господь Христос пришёл, чтобы лишь отсрочить кому-то одному ужасный конец, лишь поколебав при этом закон, данный от начала, – но пришёл Он установить закон новый, больший, и «чудо воскрешения юноши совершено во образ будущего воскресения всех мёртвых и для утверждения нашей веры и нашего чаяния общего воскресения.

Господь касается нашего сердца Своею благодатию через слово Божие… или посещает нас какими-либо потерями, например близких родных… И что же? Мы, духовные мертвецы, весьма часто от этого оживали, т.е. начинали чувствовать суету, тленность всего земного и необходимость истинной, живой веры в Бога и дел добродетели, которыми прежде пренебрегали, и твёрдо решались и начинали вести жизнь совсем другую… И вот здесь-то совершается чудо, весьма подобное тому, которое было с умершим сыном вдовы наинской, – сел мёртвый, т.е. восстаёт душа наша от греховного сна и начинает говорить слова спасения…» (прав. Иоанн Кронштадтский).

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий