Христианское воспитание детей

Рубрика • Православная педагогика •

 

ЗАБОТА О ЧИСТОТЕ ДУШИ

«Больше всего храни сердце твое» (Пр. 4, 23).

Апостол Иоанн описывает в Откровении будущую столицу царства Иисуса Христа – Новый Иерусалим, куда будут принесены слава и честь народов (21, 26). Но об этом Новом Царстве Господь предупреждает нас, что «не войдёт в него ничто нечистое» (Отк. 21, 27).

Следует помнить, что человека чернит не только телесная нечистота, но и мысленная.

Как пишет преподобный Макарий Великий, «есть блуд, совершаемый телесно, а есть блуд душ, вступающих в общение с сатаной». И о том, насколько страшна нечистота мысли, даёт представление следующий рассказ, проводимый в письмах Серафима Святогорца, который следует знать всем детям, вступающим в юношеский возраст.

В одном монастыре при игуменьи жила племянница – молодая девушка, прекрасная собою и безупречного поведения. И все сёстры монастыря радовались на её ангельскую жизнь и истинно иноческую скромность. Но вот девушка внезапно умирает. Сильно любила игуменья свою племянницу, и ей захотелось узнать, какой славы Небесного Царства достигла её племянница, скончавшаяся в девственной чистоте. Игуменья наложила на себя строгий пост и начала усердно молиться об исполнении своего желания. Господь исполнил её молитву, и однажды во время ночной молитвы она узнала участь своей племянницы. Но не в светлой радости она увидела её, а среди пламени ада. «Так ли это? – в ужасе вскричала игуменья. – И за что ты попала сюда? Ведь я надеялась увидеть тебя среди ликов ангельских и среди непорочных агниц Христовых!» «За то, – ответила осуждённая, – что при непорочности моего тела я не сумела сохранить в непорочности мою душу и мои мысли сердечные. Я питала привязанность к одному юноше и услаждалась в мыслях нечистыми мечтаниями. Считая это за грех, я совестилась, однако рассказать об этом на исповеди духовнику не решилась. Но по смерти моей ангелы Божии возгнушались мною и оставили меня в демонических руках».

«И от тайных моих очисти меня… тогда я буду непорочен и чист от великого развращения», – поёт псалмопевец (18, 13-14).

Раньше уже указывалось на опасности, которые грозят целомудрию детей и юношей: книги с нечистыми образами и рассказами, нескромные иллюстрации и кинокартины. Всё это должно быть тщательно устранено от детей.

Не меньше опасность грозит от товарищей и подруг с нечистыми вкусами и разговорами, склонных к пересказыванию грязных анекдотов и историй. Всё возможное должны сделать родители, чтобы у детей не было вовсе соприкосновения с таким обществом.

Рано или поздно придётся узнать детям все законы размножения. Однако не надо торопиться рассказывать детям об этом и делать это следует лишь тогда, когда они подрастут и сами будут задавать вопросы. По этому поводу блаженный Иероним так пишет одной матери: «Удаляйтесь того мнения, будто юности полезно смладу приобрести некоторые сведения, которые впоследствии приходят сами собой».

Разъяснения этих вопросов должно быть осторожным, постепенным. Мальчикам их должен давать отец, а девочкам – мать. Вместе с тем нельзя допускать, чтобы эти разъяснения дети получили со стороны или от сверстников: они могут быть получены тогда в грязных, безнравственных формах.

Подрастающих мальчиков – лет одиннадцати-тринадцати – следует предупредить об осторожности, которая необходима при обращении с некоторыми частями тела. Им следует указать, что неосторожность их может привести ко греху, за который во времена Ветхого Завета Господь умертвил Онана. Это место из Библии можно прочесть (Быт 38, 8-10) взрослым мальчикам, и оно, как текст самого Священного Писания, должно оставить сильное впечатление на всю жизнь.

Когда дети будут переходить из отроческого возраста в юношеский, родители должны ознакомить их с церковными установлениями о тех днях и условиях, при которых нельзя принимать причастие, пить святую воду, вкушать освящённый хлеб и пищу и целовать крест и иконы (Лев. 16, 16, 17, 19).

Оберегая целомудрие детей, им нельзя разрешать лежать в постели утром после пробуждения и не надо для них слишком мягких и тёплых постелей.

Детям, особенно взрослым, не полезно слишком сытно есть на ночь, им следует более есть днём. Для юношей пища не должна быть слишком богатой белками (рыба, молочное) и в особенности умеренно должно быть потребление мяса. Про родителей, обильно питающих юношей мясом, можно сказать, что они враги своим детям и сами толкают их к нецеломудренной жизни. Для юношей наиболее полезна растительная пища при непременном содержании в ней овощей и фруктов.

Родителям надо помнить в этом отношении библейскую историю о пророке Данииле и трёх отроках еврейских, которые во дворце Навуходоносора захотели питаться только с зеленью и пить только воду. При испытании «лица их оказались красивее и телом они были полнее тех отроков, которые питались царскими яствами». Таким образом, зелень и вода оказались для отроков наиболее полезной пищей, сохранившей их целомудренность и свежесть, и силу тела.

Так же благодатно повлияла пища и на их занятия наукой, и на их дух. Об этом так говорится в Библии: «И даровал Бог четырём сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу ещё даровал разуметь всякие видения и сны» (Дан. 1, 17).

Чтобы раньше времени у детей не просыпалось чувство полового влечения, родителям надо позаботиться о том, чтобы в их жизни не было, по возможности, тесного соприкосновения подрастающих девочек и мальчиков. Так, им не надо отводить большую спальню, а в одной квартире не следует жить девушкам и юношам (за исключением, разумеется, родных по крови).

Также, по возможности, и обучение девочек и мальчиков должно быть организовано раздельно. Эту традицию следует возрождать, следуя традиции старой школы русской, основанной на православии и многовековом опыте.

Чем в большей чистоте мыслей удастся родителям сберечь своих детей, тем ближе они будут к Царствию Божию. А чем ближе к нему будут дети, тем доступнее оно будет и для родителей, как об этом уже говорилось ранее. И если поискать на земле счастливых родителей, то это будут не родители знаменитостей – учёных, поэтов, музыкантов, общественных деятелей и т.п., – ибо «что высоко у людей, то мерзость пред Богом», – говорит Господь (Лк. 16, 15). Но это будут родители тех, у которых выросли крепкие молитвенники за себя перед престолом Божьим, родители угодников – преподобных, исповедников, мучеников. Недаром в первые века христианства считалось счастьем иметь мучеников из членов семьи или родственников.

Следует отметить, что о родителях преподобного Серафима – Исидоре и Агафье – молился и молится не только преподобный, но и все почитатели его, так как он всех, обращавшихся к нему, просил молиться за его родителей. В то же время преп. Серафим говорил: «Велик перед Богом подвиг девства». Поэтому мудрые родители должны радоваться, если их дети пойдут путём девственного посвящения себя Христу. По словам ап. Павла, кто «решился в сердце своём соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» (1 Кор. 7, 37-38).

Так воспитала, например, св. Григория Богослова его мать Нонна. Её старания были утверждены помощью Божией через чудесное сновидение отрока. Он увидел двух прекрасных дев в белых одеждах. На вопрос, как их зовут, они сказали ему, что их имена Чистота и Целомудрие и что они спутницы Иисуса и подруги тех, кто хочет всецело посвятить себя благочестивой жизни. Сон произвёл на отрока такое впечатление, что он решил посвятить себя безбрачной жизни.

И благо тем родителям, чьи дети будут стремиться стать среди тех 144 000 девственников, одетых в белые одежды, у «которых имя Отца на челах», «поющих новую песнь перед престолом» Бога, которой никто, кроме них, не мог научиться, и следующих за Агнцем, «куда бы он ни пошёл» (Отк. 14, 1-4).

Профессор Николай Пестов

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий