Закон Христов един для всех

Рубрика • Переписка•

«Почувствовать себя нужными» – так было озаглавлено письмо-обращение православных из общины в исправительной колонии м. В. Чов, опубликованное в первом февральском выпуске газеты. Как жить, если братья-единоверцы глухи к самым простым нуждам тех, кто лишен свободы? Весной мы напечатали своеобразный ответ на вопросы о том, как жить дальше, другого православного человека – В. Тынкасова из колонии в Удорском районе Коми республики. Многим из наших читателей показались небесспорными мысли автора – и об этом они написали нам. Публикацией трех писем в редакцию сегодня мы завершаем обращение газеты к этой непростой теме.

Здравствуйте, уважаемая редакция! Мир вам! С искренним уважением к вам Тынкасов Валерий.

В вашей газете было опубликовано мое письмо под заглавием «Остаться верным». Безусловно, я не претендую на истину в последней инстанции, однако мне хочется закончить свою мысль, точнее, продолжить. Потому что для многих мое письмо кажется кощунственным, и в основном это высказывают люди, считающие себя христианами. Цель моего письма заключается в том, что желаем мы узнать точку зрения на эту проблему (проблему «воровского закона») нашей Православной Церкви. И я, как чадо Церкви, буду всеми силами исполнять волю Церкви. Будет сказано: разрушай сей закон – буду разрушать; сказано: укрепляй – буду укреплять. Третьего решения пока не знаю, если оно есть – буду очень рад узнать его.

Постараюсь изложить свою точку зрения. Как ранее было сказано, нравственный закон един по всему лицу земли, мало того, он написан не на каменных скрижалях, а на плотяных скрижалях сердец наших, и не претерпел никаких изменений. Вот моралей многовато. Мораль – это толкование закона. Применительно к каждому обществу – это их конституции. Но мораль сходит и до уровня профессии, у военных это кодекс чести, у медиков – клятва Гиппократа и т.д. Понимая сие, ставим вопрос: что есть «воровской» закон, что за мораль стоит за ним: чистая, добрая или грязная и злая?

Многие видят отрицательное. Хотя это не так. Закон добр и справедлив. Беззаконие влечет за собой всевозможные негативные явления. А если посмотреть на все это с другой точки зрения – с точки зрения простого человека? Что такое преступный мир? Что такое лагеря для России? Это мощный социальный слой – или не так? Кто не сидел? Кто не знает этой лагерной субкультуры? Да этой культурой пропитано все общество, от мала до велика. И вот в этом-то обществе, в этой лагерной культуре живет закон так называемый воровской. Цели и задачи которого – помочь рядовому з/к выжить. Это посох, на который может опереться любой. Вся проблема заключается в другом, в моральном упадке. И вот бороться надо не с законом, а с этим упадком моральным. А закон – это дух, и бороться с духом – это безнадежное дело.

Любой закон надо утверждать. И это, думаю, касается в первую очередь нас, христиан, и, подчеркиваю, нас – православных христиан. Ибо все это наше: и Россия, и преступный мир, и воровской закон. Мнение, что это меня не касается – я христианин и должен думать только о Господе и молиться Ему, – по меньшей мере односторонне. Св. ап. Павел сказал: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8). А лагерь разве для меня не дом? И если для Иисуса Христа было не зазорным и «Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем», то для нас это должно быть установкой. Господь говорит: «Истинно говорю вам, доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5,18).

Дорогая редакция, если вы считаете, что я не прав, то, если возможно, выскажите ваши мысли и аргументы. Я стою на позиции, что в диалоге происходит развитие и все меняется, особенно мнение человека, и если бы мнение у людей не менялось, они были бы монументы. Если же вы поддерживаете наше мнение, ибо я не одинок, то, пожалуйста, выскажите свою принципиальную точку зрения, это нужно нам, для укрепления нашей проповеди и т.д.

Прилагаю письмо брата Николая, его ответ на вашу публикацию моего письма. Вот такого рода мнения бытуют у многих. Господи Иисусе Христе, прости мою душу грешную, и зри, не на опасном ли я пути, и направь на путь вечный, ибо я раб Твой и сын рабы Твоей.

Жду вашего ответа, ибо газету получаем не регулярно и почти случайно.

* * *

Мир и радость сердцу вашему, брат Валера! Прочитал вашу статью, Валера, и был очень разочарован. Хотя в ней есть много полезного для души, для падшей души. Постараюсь быть краток. Ты утверждаешь: «Для нас, зеков, есть свой закон (воровской), и исполнять его – наша обязанность». Ты прав, закон для зеков, но не для христиан, а ты христианин, так ведь? А для христианина подобный, неписаный «волчий» закон – обязанность не соблюдать. У нас есть свой закон – церковный. Как можно соблюдать то, что несет зло, ненависть, подлость, кровь и т.д. Это же противоречит христианству! А христианин должен быть кроток, справедлив и считать себя хуже и ниже всех, быть слугой всем. Не так ли?

Разве Господь о подобном законе говорил? Если ты, Валера, молишься по молитвослову, то должен был читать молитву Парфения Киевского. А как там сказано? «Буду покорен властям, надо мною поставленным». А власть – это Конституция, и наша обязанность ее соблюдать. Не нарушишь Конституцию, не нарушишь и заповедь не убивать, не красть и т.д.

А как можно соблюдать «наш» зековский, как ты выразился, воровской закон? Ты даже подчеркнул, что есть служители закона (блатные). Да, они служители закона, но какого? Этот волчий, неписаный закон несет только зло. Хоть ты, Валера, и пишешь, что эту жизнь (зековскую) знаешь не понаслышке, скажу тебе искренне, мало ты знаешь эту жизнь. Но чтобы тебе, дорогой брат, было понятнее, то поясню немножко о себе. Мне 46 лет, из них почти 25 лет провел здесь, еще осталось 4 года. С 1974-го на особом. 20 лет на особом, и вот только сейчас, через 20 лет, я пришел по половине срока на строгий. Без бравады тебе скажу: прошел все, что можно было пройти в те годы, все «лебедя», голод и холод, побои. Это, думаю, не стоит все описывать, картина ясна. 42 года был не крещен, свое крещение принял здесь, на особом, сидел в одиночке 1 год 8 месяцев, там меня осенило, начал молиться и т.д. Но это заслуга не моя. Слава и благодарение Господу за Его милость! Моя жизнь, конечно, по воле Божией в корне изменилась, конечно, через скорбь. Ибо еще ни один не обратился к Господу при «хорошей и счастливой» жизни. Как Он сказал, «придите ко Мне все обиженные и оскорбленные, и Я вас упокою». Наше утешение и радость только о Господе. Как можно соблюдать «волчий» закон христианину? Вот маленький пример, дорогой брат.

В Светлое воскресенье в 12 часов после молитвы я дал Пасхальное яичко христианину, но «обиженному» – значение этого слова, думаю, не стоит комментировать. Нас в церкви (комната молитв) было 4 человека. И вот единственное яичко я дал этому «несчастному» человеку, но похристосоваться не имел права, ибо утром бы мне также дали отдельную посуду. Какая боль, Валера, на душе, Господь же видит, это наши комплексы! Как я могу называться христианином в полном смысле этого слова, когда я срезаю резкие углы. Кто бы ни был этот человек, но он – образ Божий, храм Божий, а я им брезгую ради своей жизни, чтобы мне было в зоне не так, как ему, но лучше. Разве можно людей делить на категории? Тем более нам, братьям во Христе?

Ты вот пишешь, брат Валера: не нарушать этот «наш» закон и никто нам не будет угрожать или как-то препятствовать нашей жизни, мы будем жить покойно, либо «служители» закона этого нас защитят. Тебе разве хочется жить спокойно Валера? Как ты можешь, брат во Христе, жить спокойно, когда рядом, возможно, обижают слабого, когда у него горе, когда он разочаровался в жизни, когда болен и т.д.? Я лично не бываю никогда спокоен, мне больно от того, что не могу порой помочь, больно, что меня не понимают или не хотят понять. За что порой и «плачу», а плата бывает и «дорогой». Но, как нам говорит Господь, «не бойся, что сделает тебе человек». Потому-то мало «идут» в православие, ибо протестантские и другие секты несут комфорт, прекрасную, довольную жизнь, а православие проповедует скорбь, уничижение и т.д. Кто живет во Христе, тот знает, что наши благодетели – это кто нас злословит, незаслуженно унижает и оскорбляет, ибо мы в своем смирении идем к очищению и спасению.

Я бы не хотел, чтобы мои братья во Христе подстраивались под спокойную жизнь. Если ты не читал, то почитай книгу «Отец Арсений», там очень глубоко сказано, в частности, за «нашу жизнь» в зоне. В частности, о подвиге: когда человек на грани голодной смерти, а делится с ближним последним куском, когда человек изнеможен от бессилия, но делает работу за другого. Вот он, Валера, подвиг, это христианский подвиг. Я не знаю тебя, брат Валера, твой духовный рост, но способен ты собрать объедки со столов и кормить птичек? А как в нашей жизни? Это приветствуется или нет? Ты будешь всеми, возможно, и не всеми, но презираем. А как Господь говорит, «кто не несет своего Креста, недостоин…» и т.д.

Ты коснулся монашеской жизни в зоне. Я думаю, не надо об этом, брат Валера, ибо монахи – это особые люди. И что мы по сравнению с ними? Готов ли ты к этому? Думаю, нет. Способен ли ты отказаться от всего мирского, отрешиться от вечно земного, прекрасного? Я пока не готов, хотя и стремлюсь. Телевизор, где кровь, насилие, жестокость, не смотрю. На молитве стою в день по 4-5 часов, не стесняясь никого, хотя и слышу много в свою сторону плохого. Книг и газет (кроме духовных) не читаю, но вот курю и не могу избавиться от этого порока. Матом не ругаюсь вот уже почти 2 года, благодарение Господу. Мы можем только подражать, стремиться к монашеской жизни, и то, если будет дано Богом, ибо человеку это невозможно без помощи Божией.

То, что касается баптистов, я с тобой согласен полностью. Не надо ждать помощи от Матери-Церкви, надо себя принести в жертву, а остальное все приложится, и притом с избытком. У нас тоже есть такие, которые соблазняются сектантской помощью, ходят к баптистам – и православные, Господь всем Судия.

Хорошо, что вы за образец берете жизнь аскетов. Ты написал «мы» – значит, вас много. Как отрадно, что ты не одинок и есть подобные братья. А вот у меня нет подобной радости, я считаю себя «одиноким». Нет, я не одинок, я с Господом, и Он меня не оставляет, дает силы, выравнивает путь. Бывают и падения, но, главное, опять встаю. Каждый день прошу помощи у Заступницы нашей, всех святых и нашего Господа, поэтому не одинок. Верю, что Господь нас соберет в единую общину, чтобы мы все вместе шли к тихой пристани. Помоги нам, Господи, собраться воедино!

Ты прости меня, брат, что, может, что-то не так пишу, я не хочу тебя огорчать, ибо и так наша жизнь говорит за себя. Радости вам всем, братия! Статью твою послал мне батюшка, я его выбрал своим духовным отцом. Познакомились через журнал, он из Великого Устюга. Газет у нас таких здесь нет. Пишу в ваш край, в Печорский женский монастырь. Да и много куда пишу, ибо без духовной поддержки я слабоват. Так давай, дорогой брат, переписываться, поближе узнаем друг друга.

Благословение вам всем!

Храни вас Господь!

С любовью во Христе, брат Николай

 

Оба эти письма мы решили передать настоятелю Прокопиевского храма в г. Великом Устюге отцу Ярославу. И вот, получив от него ответ, печатаем его ниже.

 

Христос посреди нас!

Правомерно ли ставить вопрос об умалении креста? Есть понятие «нести свой крест». «Свой» – соизмеренный Божией мерой: соразмерный человеческим силам. Как нести? Церковь дает ответ общий для всей Церкви во все времена: мучаясь, изнемогая, плача, моля Бога, чтоб помог донести. Сходят ли с креста поразмять затекшие члены? Или перевести дух? Церковь во все времена дает ответ общий для всей Церкви: нет. С креста снимают. Или с креста сбегают.

Есть соблазн: предлагаемый Валерием – «инвариант несения креста» (опять закавычил по той же причине) – подвести под чудную формулу Первоверховного апостола: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» (1 Кор. 9, 19-22). Но здесь речь идет о том, что и чуждые закону и подзаконные сами молят о милости Божией – быть удостоенными крестоношения. Не говорит святой апостол о том, чтобы приспособить Крест к удобоносимости: окультурить для беззаконных эллинов или профетически прописать к исполнению для ветхозаветных законников. Если же мы рискнем канонизировать некое «лагерное православие», не выстроится ли у нас устрашающе бесконечный ряд «истин», каждая из коих горделиво декламирует себя как «евангелие от Пахана» или «Страсти по Кашпировскому»? «Разве разделился Христос?» – вопрошаем мы вместе с апостолом Павлом. Не един ли Спаситель эллинов и скифов, мужчин и женщин, рабов и свободных, рядовых и зэков и их паханов, оперов и прокуроров, постперестроечных фермеров и до- и постоттепельных диссидентов, и прочих, и прочих, а ля Сергей Аверинцев -православных интеллектуалов? Видите, как угрожающе устремляется в дурную бесконечность парадигма «православий», претендующих на самодостаточность, в которой, боюсь сказать, не остается места Сыну Божию.

Имеем ли мы право сочувствовать апологетике абсурда? Приходит в зону некий и говорит: «Братья, я принес вам «Православие для ботающих по фене», которое наша фирма запатентовала исключительно для вас, условно освобождаемых по двум третям срока». А вот и другой вариант (в каком переплёте желаете: мягком или жестком?) – это субзакон постперестроечного христианства в СИЗО и колониях «особо строгого режима». Христос – Ходатай перед Отцом за всех нас, безотносительно, в каком человеческом звании мы находимся. Христос – един для всех, и закон, который Он принес многим людям, – един для исполнения всеми. Суб-, ин-, квинт- моралей, культур, нравственностей и юридических оков, предписывающих к исполнению – ох как много! Преступающего мораль человека судит суд человеческих установлений. Караиба с побережья Ориноко и бомжа из Эжвы по-разному осудят за украденную связку воблы. А суды Божии всегда неизменны по своей природе. Они – богоустановлены: «вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр. 8,10).

Итак, мы – единый народ Божий, единый Ходатай, Спаситель и Законопослушник наш – Иисус Христос. Едина Церковь – Тело Его. Едина вера, и закон, и нравственность, и мораль нашей Святой Церкви – исполнять заповеди Его. Возлюби Господа Бога Твоего… Возлюби ближнего твоего… Возьми крест свой и следуй за Мною… Вот таков путь исполнения законов Бога Вышняго. Это всегда – крестный путь. С креста не сходят. С креста снимают. Дорогие други мои, Николай и Валерий! «Да не возлюбиши нечисоже паче Бога». «Люби Бога – и поступай как знаешь» -следует понимать Николаю и Валерию, и мне, паче иных согрешившему священ-ноиерею Ярославу, только таким образом: Господь вложит в сердце твое верное понимание и соблюдение уставов человеческих тогда только, когда ты возревнуешь о соблюдении Его уставов – Божественных. Да хранит вас Христос и Пресвятая Богородица, Хранительница нашего дома – земли Русской.

Любящий вас – о. Ярослав

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий