У истоков духовного пробуждения

8 октября – память прп. Сергия, игумена Радонежского, чудотворца (1392 г.)

 

До середины XIV века почти все монастыри на Руси возникали в городах или под их стенами. С преподобного Сергия в русском иночестве произошла важная перемена: по примеру святого игумена стали уходить иноки пустынножительствовать в глухие леса. Так к главной цели монашества – стяжанию Духа и борьбе с духовными соблазнами – присоединилась борьба с тяжелыми условиями дикой природы; или, точнее, эта вторая цель стала средством для достижения первой. «Огромное большинство новых монастырей, – писал историк В.О. Ключевский, – с половины XIV до конца XV века возникло среди лесов костромского, ярославского и вологодского Заволжья: этот волжско-двинский водораздел стал северной Фиваидой православного Востока… Память святого пустынника доселе парит в народном сознании, как гроб с его нетлеющими останками невредимо стоит на поверхности земли. Чем дорога народу эта память, что она говорит ему, его уму и сердцу?

Современным, засохшим в абстракциях и схемах языком трудно изобразить живые, глубоко сокрытые движения верующей народной души. В эту душу запало какое-то сильное и светлое впечатление, произведенное когда-то одним человеком… Первое смутное ощущение нравственного мужества, первый проблеск духовного пробуждения – вот в чем состояло это впечатление. Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч… При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной…»

…Подвиг преподобного запечатлелся в поколениях русских сердец, стремившихся посвятить себя Богу: вплоть до XIX века, подобно Сергию, они уходили в далекие чащобы, чтобы спасаться там в трудах и молитве, ставили кресты и рыли рядом убогие землянки, на месте которых позднее нередко вырастали монастыри. Одним из таких отшельников был в конце XVIII века спасавшийся в вымских лесах Василий Пестерев; на месте его подвигов в конце XIX века вырос Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь. На днях в обители была обретена ее главная святыня…

(Читайте публикацию «Обретение святыни»)

 

Оглавление выпуска   Следующая публикация →

Добавить комментарий