Плюшки

Алексей Воскресенский

 Этот случай произошёл три года назад, но рассказали мне его только недавно.

Маше было восемь лет. Она училась во втором классе. Как и все дети из многодетных семей, она была очень самостоятельной и из школы возвращалась одна, без сопровождения. Сегодня, когда Маша вышла из школы, ей нужно было отклониться от привычного маршрута, чтобы опустить письмо в почтовый ящик на другом конце улицы.

Письмо было адресовано в женский монастырь на севере страны:

«Здравствуйте, тётеньки из монастыря. На каникулах мы все вместе – я, папа, мама, братишка Мишка и сестрёнки Оля и Света – были в храме. Когда мы выходили после службы, на ступеньке на стульчике сидела тётенька в чёрном платье с ящичком в руках и раздавала всем листочки. Она просила, чтобы помогли монастырю, который на Севере. А ещё рассказала, что там живут одни тётеньки-монашки, им очень холодно, а если мы им поможем – они сделают тёплые батареи, и никто не замёрзнет. И мне она тоже дала бумажку с адресом. Я положила её в карман. Когда мы пришли домой, мама напомнила папе про эту тётеньку, но папа сказал, что у нас лишних денег нет, так как мы – многодетная семья, а монастырю нужны тысячи рублей.

В школе мы едим два раза: завтракаем после первой перемены и обедаем после четвёртого урока. Потом я остаюсь на продлёнку до пяти часов. Мама даёт мне с собой двадцать пять рублей, чтобы я утром в буфете купила себе одну плюшку с сахаром. Я их очень люблю. Эту плюшку я съедаю ровно в три часа с соком «Агушкой». Мама говорит, что это дополнительное питание, а папа говорит, что мама меня балует. Я решила эти двадцать пять рублей не тратить, а откладывать, чтобы потом отправить в монастырь – и тётенькам станет тепло.

У меня дома есть «новогодняя копилка» – пластмассовый Дед Мороз с дырочкой в мешочке за спиной. Я принесла в школу копилку и положила в свой шкафчик, который запирается на ключик. Каждый день я складывала в неё денежки: две монетки по десять рублей и одну монетку пять рублей. Плюшку я не покупала, а вместо неё брала за обедом белый хлеб и ела его с соком.

Я учусь во втором классе, у меня по математике – пятёрка. Учимся мы пять дней в неделю. Если каждый день откладывать по двадцать пять рублей, то за это время можно накопить сто двадцать пять рублей. В месяце четыре недели, значит, за месяц будет пятьсот рублей. Два месяца – и тысяча. Папа сказал, что монастырю нужны тысячи. Я как раз и накопила тысячу.

Я пришла с Дедом Морозом в буфет и обменяла все деньги на одну бумажку. Буфетчица очень обрадовалась моим железным монеткам и сказала, что теперь есть чем сдавать сдачу.

Мои бабушка и дедушка рассказывали, что когда они были молодыми, то родители посылали им деньги в конвертах с открытками. Бумажную денежку клали в открытку, чтобы не просвечивалась на свету, и посылали по почте. У папы на столе много конвертов с открытками, ведь скоро Новый год и Рождество. Я взяла один конверт с открыткой и отнесла в школу. Письмо писала на продлёнке. На конверте написала ваш и свой адрес. В открытке ничего не писала, потому что она красивая. Денежную бумажку в тысячу рублей и письмо положила в конверт, но не запечатала его.

Вечером я спросила у папы: «А тысяча – это много для монастыря?» Он ответил, что это копейки и тысяча рублей ничего не решит. Я ничего не сказала, но мне стало грустно. А теперь я запечатываю конверт. Когда пойду с продлёнки, опущу его в синий ящик для писем. Он почтовый, я уже узнала.

До свидания. Хочу, чтобы у вас было тепло.

Маша, 25 декабря … года».

Шестого января мама Маши с удивлением достала из своего почтового ящика письмо из монастыря, адресованное её дочери, Маше. Пришла домой. Так как шли новогодние праздники, никто не учился и не работал. Все были дома. Она собрала всю семью за стол. Когда все сели, мама торжественно произнесла:

– Маша, тебе из монастыря пришло письмо. Разреши мне его открыть и прочитать? Это же тебе письмо, только с твоего разрешения я могу его при всех прочитать.

– Конечно, – ответила Маша, – у меня от вас секретов нет. Но прочитай с выражением. Так наша учительница всегда просит.

– Хорошо, – улыбнулась Маше мама, – прочитаю с выражением.

И мама стала читать:

Дорогая Машенька, пишет тебе игуменья северного монастыря Агапия. Ты прислала нам свою детскую тысячу рублей, которую накопила за два месяца, экономила каждый день деньги, не ела своих любимых плюшек с сахаром. Ты не представляешь, как нам помогла твоя тысяча рублей.

Очень трудно найти специалистов, которые могут сделать свет и отопление за небольшую плату. Мы их нашли и торопились сделать всё к празднику Рождества Христова, чтобы люди пришли на службу в тёплый и светлый храм. Но первого января наличные деньги кончились. Надо было ехать в город, в Сбербанк, но он не работал, так как были новогодние праздники. Рабочие согласились остаться работать, если мы их будем кормить. А у нас не было ни наличных денег, ни продуктов. Что нам, монахиням, надо в последнюю неделю поста? – хлеб да вода. Закупить продукты мы собирались третьего января, когда откроется банк. Рабочих хлебом и водой не накормишь. Они соберутся и уедут в город – и жди, когда они обратно приедут, а могут и не вернуться. В храме, кроме монахинь и двух рабочих, никого нет. Что делать – не знаем.

Помолились мы на вечерней службе. Выходим со службы, а нас почтальон ждёт у ворот. Вручил нам поздравительные письма. Твоё письмо открыла я и увидела открытку, а в ней – тысяча рублей. Прочитала твоё письмо всем. Сразу послала сестёр в магазин, в село. Накупили продуктов. Вечером и на следующий день кормили рабочих гречневой кашей с сахаром, жареной картошкой с грибами, салатом из капусты и моркови. Приготовили им макароны с томатной подливкой, напоили чаем с мягким хлебом и вареньем. Рабочие остались сытые и довольные, не уехали в город и продолжили трудиться: подключили нам свет и тепло в храм и кельи. Третьего января съездили в город, взяли деньги в банке, расплатились с рабочими и накупили продуктов для себя и прихожан на праздник. За эти дни, до праздника, храм от работающих электробатарей прогреется, в нём станет тепло и уютно.

Мы тебя будем поминать о здравии на каждой службе как благодетеля, и ещё братишку твоего, и сестёр, и родителей твоих, которые воспитали такую дочь. Только напиши нам их имена.

Храни тебя Господь, Маша! С Рождеством Христовым!

Игуменья Агапия, 3 января … года».

Когда мама закончила чтение, за столом воцарилась тишина. Братик и сёстры молчали, потому что ничего не поняли. Папа молчал, потому что всё понял. Прервала тишину Маша:

– Хорошо. Теперь тётенькам будет тепло и уютно.

– Всё ясно и понятно, – многозначительно посмотрев на папу, объяснила мама. – Сейчас папа напишет ответное письмо в монастырь. Поздравит монахинь с праздником, укажет наши имена. Положит в конверт красивую рождественскую открытку, не забудет положить в неё и тысячу рублей по примеру нашей дочери.

Папа поднялся и пошёл писать письмо. Мама подошла к Маше и прижала её к себе:

– Благодетель ты наш! Сейчас пойду отправлю написанное папой письмо, а потом зайду в магазин и куплю всем вкусняшки к празднику. Тебе, Маша, что купить?

Маша посмотрела на маму счастливыми глазами и проговорила:

– Купи мне плюшку с сахаром, – и добавила: – Я их так давно не ела.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий