Две судьбы

В январе у нашей редакции случилось две утраты. Нам и личностно были дороги эти два человека, ушедшие из жизни, да они ещё и помогали газете, с ними мы делали публикации. Мыслится мне, что в их судьбах нашли отражение два очень непохожих, но истинно русских пути.

 

Михаил Борисович Рогачёв

Михаил Борисович Рогачёв скончался 3 января, ему было 68 лет. В последние годы он жил на два дома – в Сыктывкаре, где он работал в Фонде «Покаяние», и в Сестрорецке, где находилась его семья. Минувшим летом мы в последний раз виделись – он уехал в Санкт-Петербург и там лёг лечить свой туберкулёз. А перед Новым годом зацепил ковид, который дал осложнение на сердце…

Мы познакомились в 1991-м, когда он принёс в «Веру» небольшую заметку о разрушенных городских храмах. Мы сразу договорились, что это будет серия публикаций – так оно и сталось. Тогда он был уже автором замечательной книжки об Усть-Сысольске, впрочем, и ещё одной – «Время против религии», изданной в 1986-м. Хотя, конечно же, все мы понимали, что под иным углом зрения в советские годы на тему религии (Рогачёв этим занимался под руководством известного религиоведа Ю.В. Гагарина) писать было нельзя. Однажды, когда я предлагал Михаилу Борисовичу более тесно сотрудничать с нашей газетой, он упомянул эту книгу: «Вы знаете, с таким бекграундом мне как-то неловко». Как истинный русский интеллигент, он не мог вот так запросто переметнуться, сознавая себя ответственным за своё прошлое. Он считал, что на темы православия должен писать верующий человек, а себя он к таковым отнести не мог…

Но вот что знаменательно: нет в республике человека, сделавшего больше для увековечения памяти репрессированного духовенства и мирян, чем Рогачёв (кстати, он награждён церковным орденом свт. Макария). С 2000 года, когда он стал председателем правления Фонда жертв политических репрессий «Покаяние», и до самого последнего времени, когда «Покаяние» выпустило два тома, посвящённых репрессированному духовенству и мирянам, Михаил Борисович охотно делился с нами ценной информацией.

В 2019 году, листая страницы региональной прессы, я вдруг обнаружил, что о нём мы практически не знаем – о себе он говорил исключительно редко. И слава Богу, что мне удалось сделать с ним большую беседу-размышление в «Вере».

Не всем Бог дарует веру, а иногда ради стяжания даров Свыше приходится трудиться целую жизнь… И этот путь честного, умного, трудолюбивого русского человека был путём и Михаила Рогачёва.

Совсем другим был путь игумена Симеона (Станислава Владиславовича Кобылинского), скончавшегося 21 января. Это традиционный русский путь возрастания в вере.

Игумен Симеон (Кобылинский)

«Игумен Симеон по зову сердца пришёл ещё совсем юным в Троице-Стефано-Ульяновский монастырь и с радостью нёс в нём любое монашеское послушание, являя пример для братии обители, – пишет о нём правящий архиепископ Питирим. – Он отличался добрым нравом, повышенной ответственностью к служению у престола Божьего».

С самого начала возрождения Михайло-Архангельского монастыря, в 1996 году, игумен Симеон стал наместником. В последний раз мне довелось беседовать с ним летом 2018-го, когда мы во время экспедиции проезжали через Усть-Вымскую обитель на двух холмах. Говорил он тяжело, и по его красному лицу видно было, что ему нездоровится. Но вида не показывал, улыбался, расспрашивал о редакционных делах. Ностальгически вспоминали мы прошедшие десятилетия, говорили вполне откровенно о всяких церковных проблемах, и не было в словах батюшки никакого двоедушия, разве что своего рода «тихость» – там, где я что-то энергично осуждал, он, бывало, только покачает головой. В сущности, мне отец Симеон всегда казался очень одиноким человеком, да он часто в монастыре и оказывался единственным монахом в священном сане в окружении трудновоспитуемых трудников. Наверно, поэтому он был так ревностен в вере, всякий раз как в первый созидая отношения с Богом. И поэтому так любил возиться с детьми. «Дело не только в том, чтобы постоянно акафисты читать, – говорил игумен про своё служение. – Мы должны создать здесь такую духовную обстановку, чтоб люди могли от всего сердца обращаться к Богу».

Упокой, Христе, души рабов Твоих там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий