В сердце Коми земли

Рубрика • Конференция •

В Ульяновском монастыре состоялась научно-практическая конференция, посвященная возрождению обители. Прошло около года с того времени, как в Ульяново впервые после долгого перерыва появился первый монах. Теперь, по словам настоятеля отца Питирима, монастырь все больше начинает соответствовать своему предназначению – быть сердцем зырянской земли. Послушниками сюда идут врачи, историки, химики, физики – истинная интеллигенция.

 

Посещение участниками конференции Ульяновского монастыря

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

…«Сердце Коми». Вспоминается, как лет семь назад я проезжал в нескольких километрах от монастыря и старуха, сидевшая рядом, вдруг посмотрела куда-то поверх леса и перекрестилась. Не сразу я понял, что перекрестилась она на обитель вдалеке – разрушенную, испоганенную, без крестов. На душе стало горько, но впервые тогда я произнес про себя эти слова, которые услышал теперь от отца игумена: «сердце Коми».

Открывая конференцию, отец Питирим поделился с собравшимися радостной вестью. Накануне двое из братии стали свидетелями чуда – в течение некоторого времени благоухали мощи одного из основателей монастыря – отца Паисия. Быть может, таким образом отец Паисий благословил нас и дал возможность глубже почувствовать, где мы находимся (о. Иннокентий, ставший свидетелем чуда, оставил о нем следующую запись: «Молился около раки о. Паисия и чувствовал благоухание очень резкое. И когда с послушником Алексеем были у раки, постоянно благоухало. 13 июня»).

С первым докладом выступил главный архитектор республики В.И. Сенькин. Свое отношение к Церкви он сформулировал следующим образом: «Я воспитан в коммунистическом духе, я коммунист, но всю сознательную жизнь пытался поправить то, что делали наши отцы – непоправимые дела… особенно это касается Коми, здесь прошла какая-то особенно злая антицерковная волна. Я бывал в соседних областях – Архангельской, Вологодской, Вятской и т.д. – там разрушено намного меньше. Не знаю, почему так случилось».

Затем Владимир Иванович обрисовал перспективы восстановления монастыря. Для этого, по его мнению, потребуется около 300 миллиардов рублей, найти которые будет очень трудно. Кроме того, только на составление рабочего проекта потребуется минимум два года. Поэтому сейчас речь может идти только о консервации объектов. А затем уже нужно будет смотреть, что восстанавливать, а что целесообразнее снести и построить заново. Временно все работы запрещены. Дано предписание районному архитектору проследить за выполнением этого распоряжения.

Игумен Питирим отнесся к этой новости без радости. Несколько утешило его обещание Сенькина помочь со строительством временной часовни на месте собора Нерукотворного Образа и металлической ограды вокруг церкви Успения Богородицы.

Следом выступил архитектор П.П. Резников, предложивший все средства в ближайшее время тратить на восстановление колокольни – главного из сохранившихся строений, символа монастыря в последние десятилетия. Колокольня, сказал он, может вскоре рухнуть из-за того, что культурный слой почвы достиг уже ее окон, а через этот слой подтачиваются влагой нижние уровни кирпичной кладки.

Представитель ФСК Л.Н. Лаптева рассказала о судьбе шести иеромонахов и иеродиаконов монастыря, репрессированных в тридцатые годы, а профессор Л.П. Рощевская сделала доклад о хозяйственной жизни монастыря до революции. О том, что строился монастырь на деньги благотворителей со всей России – от Архангельска до Ялты и Ташкента. Деньги собирали монахи, один из которых в письме к настоятелю о. Матфею писал: «Тяжело в миру, а по миру ходить еще тяжелее». К благотворителям монахи относились с глубоким почтением, им было отправлено несколько десятков тысяч благодарственных писем. Хозяйство обители было налажено в очень короткий срок. Уже через десять-пятнадцать лет своего существования по объему экономической деятельности он сравнялся с крупнейшими заводами губернии. О том, что за люди были его основатели, бывшие соловецкие монахи, можно судить по ответу на письмо знаменитого часовщика немца Винтера (монахи решили тогда установить на строениях обители несколько больших «башенных» часов). Немцу, подробно перечислившему свои заслуги, было предложено не рефлексировать: «Отец Феодосий скажет, как лучше сделать». Этот же совет, наверное, стоило бы запомнить многим светским благожелателям монастыря, уже решившим, какое здание реставрировать сейчас, а какое оставить на потом.

Г. ДОНАРОВ (Владимир Григорян)

ВТОРОЙ ДЕНЬ

открылся рассказом Сергея Таскаева о скаутском движении, о том, как скауты трудились здесь на восстановительных работах и какие мероприятия запланированы на ближайшее время. Кстати, в дни конференции скауты работали… Сергей Гуров, студент СГУ, сделал сообщение об истории основания монастырей на северо-востоке России, упомянул о том, что на Севере существовали так называемые монастырские приходы. Как заметил о. Питирим, эта идея весьма привлекательна.

Сотрудник госархива Республики Коми А.Ф. Попов подробно рассказал о громадном архивном фонде документов и материалов Ульяновского монастыря, хранящемся в ЦГА РК. Оказывается, их там насчитывается 491 единица хранения, а каждая единица хранения – это многие сотни страниц текста и документов. Этот фонд к настоящему времени уже научно обработан, подробнейшим образом описан (даже фильмокопирован) и доступен для исследователей. Было высказано пожелание, чтобы наиболее важные документы фонда были скопированы для монастырской библиотеки.

Научный сотрудник Коми научного центра М.В. Таскаев сделал доклад о том, как жил Ульяновский монастырь во время Гражданской войны. Постоянные обыски и конфискации так измучили монахов, что они колокольным звоном встретили приход Белой армии. 14-му Вычегодскому стрелковому полку была подарена икона св. Стефана Пермского. Воинам полка оказывалась духовная поддержка. Большевики, вернувшись, не простили этого обители. Среди братии были произведены аресты. В 1923 году монастырь был закрыт.

А.Д. Тюрнин рассказал собравшимся о своих предках Тюрниных, которые первыми поселились в Ульянове еще в конце XVII века, построили здесь церковь во имя Спаса Нерукотворного и имели обширное потомство по Верхней Вычегде как среди духовенства, так и среди крестьянского сословия.

В своем сообщении на этой конференции я, как один из докладчиков, рассказал собравшимся о трагической судьбе семьи священника помоздинской Успенской церкви, отца Алексея Алексеевича Тюрнина, расстрелянного большевистскими палачами в 1937 г. (в №№ 176-177 газеты «Вера» была опубликована моя статья об этом).

Рассматривая семейные реликвии рода Тюрниных и Игнатовых в домах усть-куломских потомков, у меня возникла идея преподнести в дар Ульяновскому монастырю две старинные иконы, что и было осуществлено на второй день. Александр Дмитриевич Тюрнин, Нина Ивановна Тюрнина-Липина и Александра Васильевна Тюрнина-Осипова вручили отцу Питириму прекрасно сохранившуюся старинную икону преподобных Зосимы и Савватия Соловецких – дар от имени рода Тюрниных; от имени рода верхневычегодских Игнатовых Елизавета Григорьевна Тюрнина-Игнатова и я, грешный, преподнесли в дар монастырю старинную икону, предположительно XVII века, уже настолько почерневшую от времени, что трудно даже прочесть имя изображенного на нем святого.

В своем заключительном слове отец Питирим благодарил всех участников конференции и отметил, что конференция удалась на славу и превзошла его ожидания. Полагаю, что все участники конференции были согласны с таким мнением отца настоятеля.

М. Игнатов

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий