“Послужной список”

Рубрика • Подвижники •

М.Д. ИГНАТОВ,

председатель Коми генеалогического общества «Орд пу».

Летом 1903 года священника Успенской церкви в селе Помоздино, на Верхней Вычегде, Степана Афанасьевича Куратова перевели на священническую службу в село Визинга. В том же году на его место в Помоздинский приход был прислан новый молодой священник Алексей Алексеевич Тюрнин, только что окончивший Вологодскую духовную семинарию и недавно сочетавшийся браком с Екатериной Дмитриевной Покровской, выпускницей епархиального училища.

Отец Алексей и матушка-попадья Екатерина в то время были молоды и красивы, а по происхождению и по душевному складу благородны – казалось, что Сам Господь создал их друг для друга, для совместной семейной жизни и богоугодной деятельности на духовном поприще.

Чета Тюрниных – молодоженов

Молодая чета сразу же с необычайным энтузиазмом приступила к исполнению своих пастырских и просветительских обязанностей. Отец Алексей начал просвещать детей Помоздинского прихода (сел Помоздино, Вольдино и Бадьельск, деревень Сордйыв и Вильгорт), главным образом по предмету Законоучения. Помимо этого, он учил не только детей, но и взрослых жителей прихода хоровому певческому мастерству. Примечательно, что для этой цели он привез с собой фисгармонию, изготовленную в Америке, и установил ее в школе. Под аккомпанемент этого инструмента на протяжении 27 лет учились петь днем школьники, а вечерами – взрослые любители хорового пения, простые жители, крестьяне, Помоздинской волости. Все старожители Помоздинской волости до сих пор с восторгом вспоминают изумительно красивый и мощный голос отца Алексея.

Матушка Екатерина Дмитриевна преподавала в школе правописание и русский язык, кроме того, учила днем девочек, а вечерами взрослых женщин мастерству шитья и вязания.

Отец Алексей обращался с прошениями в самые высокие правительственные инстанции (вплоть до Государя – лично) о необходимости открытия в селе Помоздино высшего начального училища (так называлась тогда полная средняя школа), и он таки добился своего – такая школа была открыта в 1915 году. Сохранилась любительская фотография, запечатлевшая момент закладки фундамента этой школы в 1913 году. Отец Алексей на этой фотографии освящает это богоугодное дело, а снимал это событие его шурин, Прокопий Дмитриевич Покровский. Здесь уместно будет отметить еще вот что. В коми республиканской прессе появлялись сообщения, приписывающие заслугу открытия (основания) средней школы в селе Помоздино известному коми писателю Вениамину Тимофеевичу Чисталеву. Но это явное недоразумение, а если говорить точнее – сознательная фальсификация большевистской пропаганды, стремившейся стереть из памяти людей всякие добрые дела и реальные заслуги священников в деле духовного воспитания и просвещения народа.

Отец Алексий

Теперь уже всем хорошо известно, что большевики не только стремились стереть из памяти людей всякие заслуги и добрые дела религиозных деятелей, но и в массовом порядке уничтожали их самих…

Беда подкрадывалась постепенно, но неумолимо. В 1928 году большевики арестовали и посадили на 5 лет, якобы за контрреволюционную агитацию и пропаганду, 19-летнего сына Тюрниных, Серафима Алексеевича. Затем в 1931 году такая же участь постигла и отца Алексея. «Постановлением заседания Тройки при ПП ОГПУ Северного края по внесудебному рассмотрению дел от 6 октября 1931 года по ст.58-10, ч.1 УК РСФСР заключен в исправительно-трудовые лагеря сроком на 5 лет», – сообщается в справке, выданной прокуратурой Коми АССР внуку отца Алексея Анатолию Серафимовичу.

Сохранился подлинник «послужного списка», составленный отцом Алексеем в 1936 году, незадолго до вторичного ареста его. В этом «Списке» он записывает, что «с 1931 г. 8 апреля по 1933 г. 8 июня был в заключении по решению гражданской власти в Беломорском концентрационном лагере». Еще в 1975 году я беседовал со старшей дочерью отца Алексея, Марией Алексеевной, проживавшей в селе Вильгорт, и она рассказывала мне, что отец ее отбывал срок на строительстве Беломоро-Балтийского канала и за ударный труд был освобожден досрочно. После этого он еще пару лет служил священником Дмитриевской церкви в селе Дымково, недалеко от Великого Устюга и, как уже было сказано выше, был вторично арестован в 1937 году. Скупые строки «Справки из прокуратуры Вологодской области» сообщают об этом факте следующее: «Установлено, что Тюрнин Алексей Алексеевич… по обвинению в контрреволюционной деятельности, высказываниях террористического характера и по постановлению Тройки при УНКВД по Северной области от 14 сентября 1937 года подвергнут высшей мере наказания – расстрелу. Постановление исполнено 2 октября 1937 года».

В деле разыскивания утраченных документов и сведений, ради восстановления доброй памяти своего деда, много сделал внук отца Алексея Анатолий Серафимович, проживающий ныне в селе Помоздино. В заявлении в Верховный Совет Коми АССР, отправленном в 1990 году, он сообщает о судьбе своего рода: «Мой дед, Тюрнин Алексей Алексеевич, 1881 года рождения, уроженец села Важкурья… подвергнут высшей мере наказания – расстрелу. Реабилитирован в 1989 году.

Мой отец, Тюрнин Серафим Алексеевич, 1909 года рождения, уроженец села Помоздино, был осужден в 1928 году… и заключен в концентрационный лагерь сроком на 5 лет. Реабилитирован в 1990 году.

Моя мать, Анна Петровна Попова-Тюрнина, 1905 года рождения, уроженка с. Помоздино, была осуждена в 1934 году сроком на 8 лет. При этом дома беспризорным остался 4-летний сын. Срок отбывала в колониях Нижний Чов и Вожаель, где родился и я.

У нашей семьи конфисковали новый дом с пристройками, построенные моими дедом и отцом, лошадей и коров, отобрали все имущество. Мою бабушку, Екатерину Дмитриевну Тюрнину, в осеннюю ночь посадили на плот, оттолкнули в половодье и велели сплавиться до Котласа, что она и сделала. Вот так расправились с нашей поповской семьей.

Я в статьях законов не разбираюсь, но прошу Верховный Совет Коми АССР возместить мне нанесенный государством ущерб моему деду и моим родителям. С уважением – Попов Анатолий Серафимович».

Такая вот наивная, но в то же время вполне законная и справедливая просьба к представителям верховной власти в республике. Разумеется, она так и осталась «гласом вопиющего в пустыне».

У отца Алексея и матушки Екатерины Дмитриевны, кроме упомянутого уже единственного сына Серафима, было еще пятеро дочерей: Мария, Нина, Лиза, Варя и Полина. Из бесед с Марией Алексеевной и со старожилами села Помоздино я знаю, что представители советской власти на местах весьма настойчиво заставляли их всех публично отречься от своего отца и поменять фамилии. Не все сестры смогли устоять перед угрозами. Но об этом помолчим, хорошо понимая всю бесчеловечную и противоестественную обстановку тех лет. Как за свои поступки, так и за все земные грехи наши каждый из смертных ответ будет держать перед Богом, а еще раньше – перед собственной совестью. Духовные подвиги мучеников Коми края, таких как отец Алексей Алексеевич Тюрнин, несомненно, будут всегда служить людям добрым примером, а в конечном счете – спасению наших душ. Да будет им вечная память в сердцах людей и Царствие Небесное!

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий