Дивен Бог во святых своих

Рубрика • Вонмем •

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, 38-е зачало, 10, 32-33, 37-38; 19, 27-30.

Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.

Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, тот не достоин Меня;

и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых;

И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Положено к чтению в храмах в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых, день воскресный, 18 июня.

Икона Всех святых

В наши дни проводится немало различных социологических опросов на темы, так или иначе связанные с христианством. О вере в Бога спрашивают едва ли не в каждом интервью. И в общем-то, не услышишь ответов, дескать, чего это вы с ерундой пристаете: для всех ясно, что, заявив себя прилюдно человеком, признающим бытие Бога, а тем более заявив свою принадлежность к христианству, к православию, человек берет на себя (или теперь уже сознательно отвергает) и определенные обязанности, жизненные установки.

Сегодняшнее евангельское чтение способно помочь нам разобраться как с собой, так и с тем, когда перед нами действительно христианин, а когда – человек, движимый, может быть, просто страхом перед неведомым.

Самый распространенный ответ на вопрос о вере в Бога до недавних пор был таков: дескать, дело это сугубо личное и говорить об этом прилюдно нескромно. Впрочем, сейчас чаще, запинаясь и стесняясь, бормочут что-то о том, что у каждого в душе свой Бог. Но взгляните, говорит ли Спаситель о Боге «для внутреннего пользования»? Нет, Он говорит именно об исповедании, то есть о твердом, недвусмысленном заявлении пред лицом вопрошающего своей веры в Бога, причем не в «Бога вообще», но именно во Христа. Это не значит вовсе, что, отвечая о своих убеждениях, следует из кожи вон доказывать, что ты соответствуешь всем требованиям заповедей Христовых. Наоборот, чем ближе человек ко Христу, тем яснее он сознает свою греховность.

От христианина требует Господь, чтобы любовь к Нему была больше любви к родителям. На этом месте Евангелия немало уже спекулировали разного рода сектанты, проповедующие уход из семей, оставление жен и детей. Истинное христианство – это религия любви, но любви «зрячей». Христианство не отвергает никакой любви, даже к врагу, но устанавливает в ней иерархию.

«Если же Павел многое заповедует о родителях, и велит во всем им повиноваться,- не дивись. Он велит повиноваться им только в том, что не противно благочестию. Святое дело – воздавать им всякое иное почтение. Когда же они потребуют более надлежащего, не должно им повиноваться. Потому и у Луки говорится: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а потом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 26). Повелевает не просто возненавидеть, потому что это совершенно противозаконно; но если кто из них захочет, чтобы ты любил его более, нежели Меня, в таком случае возненавидь его за это. Такая любовь и любимого, и любящего губит» (св. Иоанн Златоуст).

Еще и о тех говорит Спаситель, коих во все времена было много: о Христе и Христовых истинах только рассуждающих, но не желающих жить по ним, понести в этой жизни свой крест.

Есть еще много признаков истинных учеников Христовых, но сегодняшнее Евангелие выделяет именно эти. Почему? Потому что речь идет о том главном, что позволяет надеяться на наследование Царства Небесного. Что открывает человека благодати Божией – а ведь только она спасает человека для вечной жизни.

Это первое воскресенье после Пятидесятницы посвящено прославлению всех святых, просиявших на земле. И неслучайно. «Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить их без чествования, Св. Церковь установила день, в который прославляет всех, от века угодивших Богу. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа она узаконила потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатию Святого Духа. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать – учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по этому указанию» (св. Феофан Затворник).

Публикуемый здесь рассказ «Антиминс», надеемся, станет продолжением начатого выше разговора. Художественное слово, пожалуй, лучше обычных рассуждений способно передать дух святости, живой во все времена, но почти всегда сокрытый втайне, лишенный мирского ореола величия и победы.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий