Познания, сану свойственные

Беседа с архимандритом Филиппом (Филипповым)

Давно пытаюсь найти ответ на вопрос: почему население нашей страны не учат, да и в советское время толком не учили, оказывать первую медицинскую помощь? Ведь мы не умеем, как правило, элементарного – правильно перевязать, сделать укол, откачать захлебнувшегося водой. Не охвачена даже армия, где сплошь и рядом помощь требуется до прибытия санитаров. Вот почему в беседе с секретарём Сыктывкарской епархии врачом-архимандритом Филиппом (Филипповым) мы и говорим о медицинской подготовке священников.

История вопроса

– Отец Филипп, насколько мне известно, до революции в семинариях учащиеся получали определённые навыки оказания неотложной помощи. Как сейчас обстоят дела?

Архимандрит Филипп (Филиппов)

– Вряд ли ошибусь, сказав, что Сыктывкарское духовное училище было первым в стране, где возобновили эту традицию. Медицинское дело преподавалось примерно с 1998 года по 2003-й. Мы разработали курс, и я его вёл. Возник даже вопрос о создании учебника – интерес к этому во время посещения нашей епархии проявил владыка Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Патриархии. Попросил составить пособие, но, к сожалению, у меня не хватило времени и сил. Были в Церкви и другие попытки сделать что-то подобное, однако и они не удались. Во всяком случае, предмет нигде не преподаётся.

Изучаются лишь Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, где рассматриваются и вопросы охраны здоровья, и духовные причины болезней. Но систематического знакомства с медицинским делом, как это было до революции, нет.

– А можно подробнее, как это происходило в прошлые века?

– Интерес возник ещё в середине восемнадцатого столетия. С чем это было связано? В деревнях, сёлах врачей не было. Их и в стране-то было немного, в основном иностранцы или лекари невысокой квалификации, вместе с людьми лечившие ещё и скотину. Между тем во всех сёлах существовали церкви, и было очень много духовных заведений, где готовили священников, так что идея просто напрашивалась – привлечь священников к лечению.

Как мы знаем, есть целый сонм святых врачей, но в зависимости от того, что представляла собой медицинская корпорация, менялось отношение к ней и в Православной Церкви, и в Католической. Например, в двенадцатом веке один из константинопольских патриархов, Лука Хризоверг, издал указ: «Клирик не может быть ни корыстолюбцем, ни врачом». Это были синонимы – врачи обдирали пациентов как липку, поэтому занятие медициной не укрепляло репутацию пастырей, а разрушало её. В Западной Европе в последующие столетия клирикам запрещали заниматься медициной по другой причине: она приобрела откровенно языческий характер, соединилась с магией, над лекарствами читались заговоры. Так что сложился определённый стереотип в народе, что все врачи – колдуны. Понятно, что и в этом случае духовенству рекомендовалось держаться от медицины как можно дальше.

Но к восемнадцатому веку всё это осталось позади, так что особых препятствий для получения духовенством медицинских знаний не было. Императорским указом Московскому духовному училищу велено было отправлять студентов в лекарские школы. Затем это распоряжение распространилось и на Владимирскую семинарию. Но так как времена были довольно неупорядоченные, сложно сегодня проследить, насколько эти распоряжения выполнялись. Известно лишь, что император Павел решил вновь вдохнуть в эту идею жизнь, распорядившись в 1796-97 годах отбирать для изучения медицины лучших учеников духовных школ.

В результате целые группы семинаристов получали дополнительное образование, становились священниками-врачами, имевшими хорошие медицинские навыки. Но и трудности на этом пути возникли немалые. Начнём с того, что это весьма затратно – давать человеку два образования. При этом некоторые священники, получив медицинское образование, никого лечить так и не решались – не имели к этому склонности. Иные же, наоборот, выбирали медицинскую стезю, не желая рукополагаться. Имелось ещё одно обстоятельство: отношение к врачам было очень далеко от нынешнего. В армии, например, их порой били палками, так что семинаристы сильно опасались лекарского дела.

Тем не менее обучение шло, и в 1802-м император Александр Первый решил расширить дело – преподавать медицину ещё и в стенах духовных учебных заведений. Было издано несколько распоряжений, где пояснялись мотивы государя: «Известно, что в селениях, где нет врачей, по невежеству, закоренелому обычаю и по приёмам пользования болезней, противным естеству и здравому разуму, часто самые лёгкие припадки делаются смертоносны; желая открыть поселянам по сей части нужную и столько же простую, как и близкую к образу жизни их помощь, Я признал за благо возложить сию обязанность на духовенство, доставив ему способы с познаниями, сану его свойственными, соединять некоторое понятие и о врачебной науке».

Учителей старались брать не со стороны, а из числа тех самых семинаристов, которых отправляли в медицинские институты. Их стали целенаправленно готовить для педагогической работы в духовных школах.

– Насколько эта практика оказалась успешной?

– Курс медицины, который читался, состоял из анатомии, физиологии, терапии, ботаники, фармакологии, оказания неотложной медицинской помощи. В 1803 году сообщалось, что «семинаристам в частях им изъясненных испытание учинено, а именно: из каких веществ сложен человеческий корпус, о костях и оных разделении и связке, о мягких частях тела и оных действии, о кровевозвращательных силах, о разделении желудка и онаго внутренностей, и на все вопросы ответствовали многие из учащихся не худо и с надежною впредь благоуспешностью». Но постепенно всё острее становилась нехватка кадров. Пытались привлечь губернских врачей, которые отбивались от такой чести всеми силами. Кто-то ссылался на то, что плохо знает русский язык, кто-то – что слишком стар.

В 1808 году обучение пришлось в какой-то степени свернуть, продолжая привлекать священников к оспопрививанию. Во-первых, они призывали к нему на проповедях. Привитых детей ставили в церкви впереди, на особом месте, а после богослужения объявляли имена привитых и выздоровевших, а также тех, кто потерял детей из-за нежелания их привить. Во-вторых, священников учили самих прививать оспу, привлекая их на добровольной основе. Трудно сказать, сколько жизней они спасли, но речь идёт по меньшей мере о тысячах привитых. В 1846 году занятия медициной в духовных учебных заведениях возобновились.

Православный священник во Львове в годы Первой мировой

Что нужно знать священнику?

– Спасибо за экскурс в историю, отец Филипп. Вам были известны все эти факты в 90-е, когда вы начали преподавать медицину будущим священникам епархии?

– Нет, я тогда не знал об этом, но мы составили для Сыктывкарского училища примерно такой же курс, какой был в начале девятнадцатого века. У нас были анатомия, физиология, неотложная помощь; мы приобретали и некоторые навыки: например, как измерить артериальное давление, пульс, как делать внутримышечные инъекции, ставить банки и горчичники, накладывать повязки и так далее.

– Почему в 2003-м отказались от этого предмета?

– К сожалению, нам спустили сверху утверждённую программу. Раньше мы в рамках регионального компонента могли включать то, что считали нужным, но потом план стал очень жёстким – нужно было выбирать из имеющегося списка. Медицинского дела там не было, как и коми языка – его тоже пришлось исключить, хотя это важно для сельских священников в нашей республике. Впоследствии наше училище было закрыто в числе других. Сейчас можно создать лишь семинарию, что, конечно, очень непросто – нужно иметь хорошую материальную базу. Преподавательский состав у нас был достаточно сильный, но не было и нет здания, как и многого другого, что нужно для семинарии.

– Медиков в наши дни много. Почему вы убеждены, что изучение медицины священникам необходимо?

– В сёлах сейчас большой недостаток фельдшеров, так что мы опять возвращаемся к теме, актуальной до революции. Кто-то должен уметь оказывать неотложную помощь. Сертифицированного медика из священника не сделать, но элементарные познания очень востребованы, вот почему есть необходимость в появлении нового, но вместе с тем старого предмета – «Доврачебная помощь» – в расписании семинарий.

– Можно подробнее о том, как вы преподавали основы медицины в конце девяностых? Помогло ли это вашим ученикам, когда они стали священниками?

– Пять-шесть лет продолжался этот своего рода эксперимент, предмет стал одним из самых любимых у студентов. Учились мерить артериальное давление, температуру. Имелся муляж, благодаря которому они узнавали, где у человека печень, где почки. Было и многое другое, что вызывало огромный интерес. Задавали вопросы по заболеваниям: как они возникают, каковы причины атеросклероза, почему повышается артериальное давление, почему у одного давление низкое, у другого высокое. Правильно делать укол мы учились тоже на муляже. Нужно выпустить воздух из шприца, колоть в верхний наружный квадрант ягодицы – там наименьшее количество сосудов и нервных окончаний, так что нет опасности что-то повредить. Такие вот простые вещи.

Приглашали специалистов «Скорой помощи», они показывали, как действовать в тех или иных случаях, как делать искусственное дыхание «рот в рот», непрямой массаж сердца, как правильно накладывать шины, останавливать кровотечение, правильно наложив жгут. Это вообще-то нужно знать каждому человеку. Процесс обучения каким-то простым приёмам идёт во всём мире. В некоторых странах в шаговой доступности в торговых центрах и других местах имеются дефибрилляторы и учат пользоваться ими, чтобы восстановить ритм сердца и дождаться врачей. Вот на каком уровне там практикуется оказание помощи.

– Сколько часов длился курс?

– Две пары в неделю, то есть четыре часа. Весь курс – 36 часов, но для сегодняшнего дня это мало, потому что появилось очень много новых вопросов, например в области биоэтики. Оптимально – 60-70 часов.

– Вашим студентам приходилось впоследствии применять полученные навыки у себя на приходах?

– Да, на приходах, в семьях. Один рассказывал, как кому-то горчичники поставил, другой – банки: «Некому ставить, а я умею, потому что меня научили этому в духовном училище». Делают инъекции сами, не вызывая врача. Они не лечат пневмонии или инфаркты, но если стало кому-то плохо во время службы, священник может подойти и помочь: пощупать пульс, измерить артериальное давление в ожидании врачей.

Что нужно знать всем

– В сёлах медиков не хватает, но зачем это городским батюшкам?

– Это нужно всем. Очень часто прихожане подходят к священнику брать благословение на операции. Конечно, для того чтобы дать квалифицированный ответ, ему нужно закончить мединститут, ординатору, иметь врачебную практику. Но когда не знаешь вообще ничего, то выглядишь беспомощным, не можешь поддержать разговора, в процессе которого, если ты хоть немного компетентен, более убедительно прозвучит предложение довериться Господу. Есть много вопросов, для ответа на которые не нужно быть великим специалистом. Скажем, соблюдать ли пост при сахарном диабете.

– Кстати, можно или нет?

– Можно и нужно. От чего отказываются во время поста? От избытка углеводов в пище, от жиров и других продуктов, вызывающих нарушение метаболизма. Сегодня это особенно актуально, так как жиры в продуктах всё реже бывают нормальные. А пост – это натуральная, естественная и лёгкая пища.

– Вы сказали о жирах. Хотел бы уточнить: сало можно при диабете?

– Можно. Оно очень полезно, но в небольших количествах. Там есть аминокислоты, вещества, которые нужны организму. Некоторым мясо нельзя, а сало можно. Но на время поста можно обойтись.

Однако бывают и более сложные вопросы по тому же диабету. Священник, когда к нему подходит обеспокоенная прихожанка и говорит, мол, у меня диабет, благословите всё-таки родить, теряется, боится что-то ответить. А ведь сейчас медицина прекрасно с этим справляется, если наблюдаться у гинеколога и эндокринолога.

В последние годы необходимость владеть хотя бы азами медицины для духовенства стала ещё очевиднее, чем прежде. Появилось много новых медицинских технологий, в которых батюшке нужно ориентироваться, чтобы отвечать на вопросы прихожан. Тут и фетальная терапия и терапия стволовыми клетками, и вопрос отключения от аппаратуры родственника, когда медики говорят, что у него умер мозг. Очень часто спрашивают об ЭКО, то есть экстракорпоральном оплодотворении, которое сейчас делается бесплатно. Просят: «Батюшка, благословите». А ведь Церковь не благословляет. Есть другие методы борьбы с бесплодием, просто люди не любят лечиться, а тут раз – и готово. У нас у некоторых священников подолгу не было детей, на памяти случай, когда ждали восемь лет. Сейчас у них по трое и больше. Или вопрос: можно ли решиться на прерывание беременности, если имеются такие-то медицинские показания? Ведь не при любой болезни противопоказана беременность, нужно знать перечень тех, которые не препятствуют вынашиванию ребёнка.

Конечно, всем будущим священникам это можно попытаться объяснить в рамках изучения Основ социальной концепции. Но дело в том, что вопросы биоэтики священнику будут непонятны без анатомии, физиологии, представлений о болезнях. Что такое кровеносная и нервная система, как функционируют почки, печень – всё это нужно знать. Лишним это не будет и с духовной точки зрения, ведь человек – это творение Божие, нельзя впадать в спиритуализм, игнорируя тело.

Так что учебник должен охватывать больше, чем новые медицинские технологии, больше, чем основы медицинского дела, как это было до революции. Нужен полноценный учебник, способный дать представления и о том, и о другом, и о третьем, и о многом ещё. Что-то можно давать на курсах повышения квалификации, но, конечно, в программы семинарий нужно внести некоторые изменения, касающиеся преподавания медицины, чтобы священник мог идти в ногу со временем.

– Как должен строиться курс изучения основ медицины?

– Первый раздел – ответы на самые распространённые вопросы, с которыми прихожане обращаются к священнику. Их не так много. Вопросы по суррогатному материнству, пересадке органов, вспомогательным методам лечения – иглоукалывание, бесконтактный массаж и так далее. Второй раздел – это рассказ о строении человека, деятельности его органов, о наиболее распространённых заболеваниях, об отношении к тем или иным технологиям с духовной точки зрения. Третий раздел – оказание неотложной помощи, которая иногда бывает нужна во время служб, изучение несложных лечебных манипуляций. Например, как укол сделать.

Быстрая помощь

– С чем лично к вам чаще всего обращаются прихожане?

– Мой пример не вполне характерен, так как я всё-таки врач по профессии. Приносят пачку результатов анализов: «Отец Филипп, расскажите, что к чему?» Приходится расшифровывать, потом объясняю, к каким специалистам обратиться. Людям почему-то редко это объясняют. Вот недавний случай. Человек жалуется на недомогания: нога болит, рука немеет. Щупаю пульс: на одной руке есть, на другой вообще отсутствует. Тромб! Слава Богу, вовремя зашёл. Тут же в больницу, на операцию. Сейчас уже поправился, а так погиб бы, вероятнее всего, потерпев ещё день-другой, как, к сожалению, очень часто бывает.

– Этому можно научить?

– Многому – да. Священник в состоянии посмотреть, какой у человека сахар, холестерин, пульс. Нужно знать, как корректировать артериальное давление, объяснить, какое нормальное, какое нет и что делать. А ведь они даже себе помочь не могут. Один спрашивает: «У меня 150. Это нормально?» Нет, ненормально. Если однократно – это может быть ситуационная гипертония, если регулярно, значит, развивается гипертоническая болезнь. Нужно идти к терапевту, потом к кардиологу, принимать соответствующие препараты – постоянно.

Другая ситуация. У священника давление 180 на 90, а он собирается идти на требы. Даём таблетки, меряем давление снова, пока не нормализуется – нельзя ему идти, может случиться инсульт или ещё какое-то осложнение. При пониженном давлении человеку необходимо прилечь, приподняв ноги, что-то под них можно подложить. Если это вовремя сделать, человек быстро придёт в себя. Это элементарно, этому можно научить.

Распространённый случай – когда резко падает сахар. Гипогликемия. Человек не поел, потому что пошёл на причастие или не привык есть по утрам. Падает прямо на службе – весь бледный, мокрый. Что делать? Просто дать горячий сладкий чай. Сталкиваться с этим приходится очень часто, особенно в дороге – в поезде, самолёте. Человеку плохо, он упал – немедленно нужно дать что-то сладкое. Просто удивительно, но в самолётах несколько раз падали возле моего кресла. Утренний рейс, поесть не успел, стюардессы бегают, не зная, что делать. Прошу горячий чай, точечный массаж делаю, потом что-то из еды прошу, хоть булку и ещё чая. И всё – человек к концу полёта приходит в себя, всё с ним слава Богу.

– А как определить, что это гипогликемия?

– Как я уже сказал, человек потный, бледный, кроме того, учащённый пульс, дрожь в руках – это то, что видно сразу, а если померить давление, оно окажется пониженным. Сознание может потерять. Но если дать сладкое, придёт в себя. Причащать ли после этого, каждый священник решает сам, тут я не советчик, но сам я обычно причащаю. Благословляю пить таблетки перед причастием, если это необходимо, запивая святой водой, если гипогликемия – лёгкий завтрак, опять же не менее чем за три часа. Это, разумеется, исключения, облегчение специально для страждущих. Священник может принимать взвешенные решения, когда знает, что такое сахарный диабет, в каких случаях нельзя обходиться без лекарств или пищи. Например, есть заболевания желудочно-кишечного тракта, при которых требуется дробное систематическое питание. Это такой очень яркий пример того, что пастырь без знания каких-то начал медицины может оказаться в крайне затруднительном положении.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий