О траволечении

Рубрика • Лечебница•

Уважаемая редакция газеты «Вера».

В народе издавна широко применялось лечение травами. Применяются травы и в официальной медицине. Но вот берём брошюру священника Алексия Мороза, имеющую название: «НЛО, инопланетяне, экстрасенсы: их происхождение и сущность», и на стр. 5-6 читаем следующее (цитирую), из сказанного колдуном Юрием Тарасовым:

 «Экстрасенс умеет делать примерно десятую долю того, что может средний колдун. То же самое можно сказать и о гипнотизёрах, травниках, психотерапевтах. Каждое из этих направлений – только верхушка айсберга». В этой связи, уважаемая редакция, у меня возникли вопросы:

1. Допустимо ли траволечение для православного верующего?

2. Если да, то что в траволечении приемлемо, а что – нет?

 Владимир


Тело наше Бог создал «из земли», т.е. из материальных элементов нашей Вселенной, нашей Галактики, нашей планеты Земля. Также «Господь создал из земли врачевство, – пишет Сирах, – и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сирах. 38, 4). Итак, лекарства – от земли, не от магии, не от сверхъестественных способностей. Бог дал человеку разумение, как те или иные вещества воздействуют на наш организм, какие страдания способны они облегчать. В этих словах Сираха и будем искать себе верный ориентир в причудливом мире современной медицины.

Травы тоже создал Господь и дал их нам в употребление. Но нигде у Сираха и нигде у святых отцов мы не читаем, что врач при этом должен совершать какие-либо магические действия над своим лекарством, воздействовать на пациента внушением, гипнозом и т.п.

Врач православный может и должен молиться Богу и о пациенте, и об успехе своего дела. Причём не выдумывать ничего более того, что может пациент: запивать свои лекарства святой водой, наряду с медикаментами использовать соборное масло или масло от св. мощей, осенять крестом с молитвой «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» лекарственные средства и медицинские препараты.

Однако Церковь относится однозначно неодобрительно к тем «народным целителям», которые выдумывают свои молитвы «на освящение» лекарства, пришёптывают заговоры, тайные молитвы. Земле – земное.

Нет греха в знании воздействия трав на человеческий организм, но прежде чем пользоваться услугами травников, необходимо поинтересоваться через компетентных людей, не было ли в роду у «целителя» (или «целительницы») колдунов и знахарей, т.к. их знания передаются по наследству (как, например, это известно о Т. Семёновой – «целительнице» из Карелии, практикующей также в Сыктывкаре), не собирают ли они свои травы в соответствии с некими обрядовыми действиями, не обносят ли травы вокруг свечей, не проводят ли над растениями магических манипуляций, чтобы «усилить» их воздействие. С православной точки зрения, неуместны рассуждения и об энергетическом потенциале и биополях растений, т.к. это не подлежит вмешательству человека.

В народе часто травничество идёт рука об руку с чародейством, экстрасенсорикой, внушением. Все эти явления – тяжкое наследие язычества, следствие получения неких тайных знаний от падших духов. Трава, лекарство, повязка, на которой было сделано соответствующее «заклинание», внушение – есть уже орудие чародейства. Такое «лекарство» ничем не отличается от вещей, через которые колдуны делают людей бесноватыми и порченными. Чародеи любят «целить», поэтому вывеска врача для них с давних пор более всего удобна, и нам необходимо точно знать, из чьих рук мы получаем лекарство.

Широко распространена сегодня практика тибетской и ведической медицины, использующей в своём арсенале преимущественно травы. Успехи тибетских медиков поразительны. Расспрашиваю о неком московском травнике-чудотворце, кто он по вероисповеданию. Мне сообщают, что он увлекается йогой. Тогда я задаю следующий вопрос: «Не даёт ли этот травник к своим травкам ещё и некоей мантры для чтения или упражнений йоги?» Ответчик задумывается и вспоминает, что, действительно, врач вместе с точным назначением лекарства обязывает пациента читать небольшую молитвочку на санскрите. Кто и что исцеляет тогда? Трава или же духи, привлекаемые чтением мантры и создающие видимость исцеления для погубления души больного? Айюведическая медицина при всех своих достоинствах неотделима от обряда молитвословий неким «божествам». Православный человек обязан знать, что «боги» эти не имеют ничего общего с Пресвятой Троицей, а, следовательно, под их именами выступают падшие ангелы.

На многих препаратах индийского производства стоит пометка «Айюрведик-медицин». Можно ли ими пользоваться? Апостол Павел говорил, что христианин может смело вкушать даже и идоложертвенное, если сам он твёрдо уверен в непоколебимости своей веры и не верит идолам (1 Кор. 10, 19-31). Это значит, что пища, принесённая в жертву идолам перед подачей на стол, не может принести вреда христианину, если мы, конечно, не забываем о крестном знамении и молитве. Блаж. Матрона говорила, что бесы барахтаются, купаются в продуктах, оставляя на них следы своих мерзких страстей, мы же, не осеняя пищу крестом, оскверняемся такой едой, а часто и болеем. То же и с лекарствами…

Мы должны осведомиться о том, прошли ли эти лекарства клинические испытания в Европе, Америке, России, какие имеются противопоказания по применению препарата, внимательно изучить его химическое и фармакологическое действие. Так, например, знаменитый курс чесночной настойки с молоком, который рекламировался чуть ли не как секрет вечной молодости, – наиболее известный рецепт тибетской медицины – оказался вовсе не безобиден и не панацеей от всех болезней. Многие терапевты знают, что некоторые пациенты повредили желудок в результате приёма этого средства, а «безобидный» Лив-52 в больших дозах не угнетает цирроз печени, как это написано в показаниях к применению, а, напротив, способствует его развитию.

Сегодня трудно и врачу, и пациенту разобраться в истинно научных и псевдонаучных теориях. Так, колдовство, гипноз, манипуляции психикой сегодня подают как виды науки, хотя истинная наука, тоже познающая мир земными средствами, открещивается от такого родства.

Претендует на науку и йога, и ведическая мудрость. Да, древние люди накопили богатейший опыт наблюдений над внешним миром, но не будем забывать, что этот опыт был тронут молью идолопоклонства и разъеден чародейством. Практически всё из того, что несут в себе веды и йога здоровья, дают нам и обычные исследования учёных, далёких от восточной мудрости. Будем помнить, что йога есть способ утончения плотской природы человека для мистических ощущений. Однако в мир духов стремиться опасно, т.к. йога не очищает нас от греха и не способствует размягчению сердца, а это значит, что мы утончаем перегородку, отделяющую нас от мира падших духов, и ангелы Божии уже не могут общаться с нами, нечистыми духовно.

Еда, система дыхания, упражнения не могут очистить наших страстей. Система голодания не может заменить исповеди и исправления поведения. Более того, в практике Церкви известно, что уделение излишнего внимания внешним средствам спасения есть обрядоверие, а оно и есть идолопоклонство, еретичество.

Но и духовная жизнь требует привлечения физических усилий. Издревле известно, что больной и старый человек – не молитвенник (старец Сампсон). Не молитвенник и переутомившийся человек. Поэтому опытные православные не изнуряют себя в чрезмерном труде и подвигах, т.к. усталая душа молиться не может, она отупевает. Не всякая болезнь способствует молитве. Покаянию – способствует, но молитва отнимает у больного последние силы, а без молитвы больной человек подвергается сильному демоническому борению. Вот зачем нам нужен врач – чтобы после принесения покаяния как можно быстрее поправить свои силы для ведения правильной духовной жизни. Вот почему православные должны заботиться о больных ближних – читать за них и для них утренние и вечерние молитвы, Евангелие, акафисты святым и Матери Божией, заказывать поминание на проскомидии, сорокоусты и водосвятные молебны.

Сбор трав. Художник Федот Сычков

Елена Чучкалова

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий