«В школу с молитвой иди…»
Дорогие ребята! Вот и закончилось лето, пора на «книжное учение», как говорили в старину. Школы с ранней весны скучают по вашим голосам, по звуку звонка. А вы скучаете? Может, кто-то вздохнёт: «Эх, хорошо было бы вовсе не ходить в школу! Перенестись бы лет пятьсот назад, когда детей никакой книжной премудростью не мучили и они жили припеваючи».
А что ж, давайте и перенесёмся – заглянем в школу XVII века. Такую счастливую возможность даёт нам древний документ – рукопись того времени. Он будто волшебный ключ, которым мы открываем прошлое. Рукопись эта называется «Азбуковник», и в ней расписан едва ли не каждый шаг тогдашних школяров и их учителей. И что интересно – в школах (по-тогдашнему – училищах) занимались в ту пору дети всех сословий, а не только богатых родителей. От лица Мудрости в «Азбуковнике» звучит призыв «к людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев» – отдавать детей учиться уму-разуму.
Ученики же наставляются такими стихами:
В доме своем, от сна восстав, умыйся,
Прилучившимся плата краем добре утрися,
В поклонении святым образам продолжися,
Отцу и матери низко поклонися.
В школу тщательно иди
И товарища своего веди,
В школу с молитвой входи,
Тако же вон исходи.
Но последуем за учеником, вошедшим в училище и уже положившим свою шапку на «общую грядку», то есть на полку, поклонившимся и образам, и учителю, и всей ученической «дружине» (сегодня она называется «классом»). Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе – он-то и был «звонком», сигналом к окончанию занятий.
Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся «дружина» совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, Содетелю всякой твари, вразуми мя и научи книжного писания и сим увем хотения Твоя, яко да славлю Тя во веки веков, аминь!»
Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться, и рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый занимал место, указанное ему учителем, соблюдая при этом следующие наставления:
«Не потесняй ближнего твоего и не называй прозвищем товарища своего…»
Книги были главной ценностью школы, и ребят учили трепетно с ними обращаться: замкнув (древние книги были на застёжках), нести старосте, а тот бережно складывал их в особое место. Ученики пуще всего страшились положить книгу на лавку – за это можно было получить и «берёзовой каши», как в шутку назывались розги.
Про розги, как действенное средство воспитания, было написано на самой первой странице рукописи, да не как-нибудь, а киноварью – дорогой красной краской:
«Благослови, Боже, оные леса, иже розги родят на долгие времена…»
Иногда наказать могли всю «дружину» – если кто-то из школяров провинился, да не признался. Считалось позорным делом выдавать товарища, поэтому наказывали всех. Но часто бывало, что проказнику становилось совестно, что из-за него пострадают все, и он с повинной головой шёл к учителю…
Однако хоть и считалось, что «розга ум вострит, возбуждает память», прибегали к ней уж в самую последнюю очередь. Учитель должен был не страхом, а лаской, «любовным обычаем» и авторитетом держать ребят в послушании – об этом тоже немало говорит «Азбуковник». А вообще, дисциплина в древнерусской школе была крепкая, суровая. Весь день чётко расписан правилами, даже пить воду позволялось только трижды в день. А чтобы школяры не болтались по улице после уроков, их обязывали ходить каждый Божий день в храм, да и в праздники они после храма «как штык» были в училище.
Кстати, не было в школах ни нянечек, ни бабушек со швабрами – школу держали в порядке сами ученики. Староста назначал дежурных, и те топили печи, меняли воду в сосудах под светцами, куда вставлялась лучина, мели полы. «Сим бо познается ваша личная лепота, аще у вас будет школьная чистота», – наставляет «Азбуковник».
Как видите, ребята, жизнь школяров в стародавнюю пору была куда тяжелее вашей! Но во все времена нужно помнить вечную истину: «Учение – свет, а неучение – тьма», – и, помолясь Богу, весело шагать в школу.
Божией помощи вам, друзья!
Один год в жизни Отечества
Знаете ли вы, друзья, когда у мальчиков-школьников впервые появилась форма? В далёком 1834 году. В том году на Неве под Санкт-Петербургом испытали первую в мире цельнометаллическую подводную лодку конструкции К. А. Шильдера и успешно провели первые подводные запуски боевых ракет; братья Черепановы в Нижнем Тагиле испытали первый паровоз. А ещё было написано множество замечательных книг: «История Пугачёва» Александра Пушкина, «Конёк-Горбунок» Петра Ершова, «Портрет» Николая Гоголя… И именно с этого года начал звучать в России Государственный гимн «Боже, царя храни!».
А спустя 60 лет, в 1894 году, появилась и школьная форма для девочек. Удивительно, но с тех пор школьная форма девочек – коричневое платье с чёрным или белым фартуком – совсем не изменилась.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий