«В болезни твоей не будь небрежен»

Беседа со священником и врачом архимандритом Филиппом (Филипповым) об инфекционных заболеваниях

Что такое инфекционное заболевание?

– Отец Филипп, сейчас, во время эпидемии коронавируса, наверное, особенно важно понимание, что такое инфекционные болезни и что собой представляет исторический опыт борьбы с ними. Эту тему мы и предлагаем вам как священнику и вместе с тем врачу для обсуждения.

Архимандрит Филипп (Филиппов)

– Начнём с определения, что такое инфекционные болезни, от которого мы сможем идти дальше. Это группа заболеваний, которые вызывают проникновение в организм болезнетворных организмов, бактерий и вирусов. Это агенты, которые настолько вирулентны (особенно ядовиты), что преодолевают защитные силы организма, иммунитет, вызывая токсическое действие. Назову некоторые болезни этой группы, которые особенно распространены: корь, краснуха, дифтерия, коклюш, ветряная оспа, острые респираторные заболевания, например грипп, ротовирусная инфекция, коронавирусная, кишечные инфекции, такие как дизентерия, а также синдром приобретённого иммунодефицита (ВИЧ), туберкулёз и так далее.

– Мне встречались утверждения, что онкологические заболевания тоже инфекционные.

– Это спорно. Нет никаких серьёзных научных работ на эту тему. А теорий насчёт онкологии очень много. Я придерживаюсь более авторитетной, хотя тоже до конца не подтверждённой: что она связана с психологическим состоянием человека. Сначала повреждается психика, приходят уныние, отчаяние, убеждённость, что ты не нужен окружающим. Это и запускает механизм самоуничтожения – человек перестаёт себя контролировать: сначала свою душу, потом окружающую среду и организм. Атипичные клетки в нашем теле возникают постоянно, каждый день – это один из самых ярких признаков грехопадения, но организм с ними обычно справляется: у него достаточно сил, стремления это делать, иммунная система сопротивляется. Как только человек теряет контроль над своим телом, атипичные клетки не исчезают, а начинают делать своё чёрное дело.

– У моих родственников пять человек в семье умерли от онкологии, включая моего дядю, его дочь и сына. Не могу сказать, что они были подавлены. Жизнерадостные, деятельные, хотя и нецерковные, но верующие люди. Там явно была генетическая проблема.

– Конечно, генетика, наследственность имеют значение. Бывает, что организм с рождения имеет ослабленную защиту против той или иной болезни. Это не только онкология, но и многие другие болезни, в том числе психические. Поэтому речь идёт о тех случаях, где такой предрасположенности изначально нет. Заболевают, скажем, молодые люди без особых причин. У них всё в порядке с наследственностью, но есть проблемы с душевным состоянием.

Священное Писание о морах

– Что можно сказать об отношении в Церкви к теме инфекционных заболеваний?

– Это безбрежная тема, так что коснёмся основ и наиболее известных фактов. Своего рода основы учения о болезнях мы находим, конечно же, в Священном Писании. Среди проклятий, которыми Господь грозит Израилю, если тот начнёт уклоняться от данных им заповедей, упоминаются моровая язва, чахотка, горячка, лихорадка, проказа, чесотка и так далее. Как правило, когда речь идёт об этих заболеваниях, можно найти два слова – «слабость» и «нега», вероятно от слова «нага» – «касаться». То есть речь идёт об ослаблении иммунитета, защиты организма и контактах – кожных и воздушно-капельных.

– Да, скажем, во время голода в России в конце девятнадцатого века большинство людей погибло не от истощения, а от инфекционных заболеваний. То есть из-за слабости, наступившей после недоедания.

– Нужно понимать, что наказание в Библии – это воспитательная мера для отдельных людей и народов, попытка спасти их от гибели, остановить какие-то действия, которые к ней ведут. Когда исчерпываются все остальные средства, ничего другого не остаётся. Болезнь – это наказание и в этом смысле призыв к покаянию, к тому, чтобы люди задумались, а также это вразумление, испытание, подготовка к вечности через очищающие душу страдания. Проказой Господь наказывает Мариам за то, что она злословила на Моисея. Это, конечно же, произвело на иудеев большое впечатление. Эпидемией наказываются иудеи за сношения с дочерьми, поклоняющимися Ваалу. Несколько раз встречается выражение «меч, язва и голод». То есть эпидемия язвы как одно из трёх бедствий.

Мариам поражается проказой. Книжная миниатюра, Византия XIII в.

Современные богословы выделяют следующие причины болезней, упомянутые в Священном Писании: болезнь как проявление несовершенной, тленной природы падшего человечества; болезнь как наказание и кара за грех; болезнь как призыв к покаянию и осмыслению своей жизни; болезнь как испытание в верности; болезнь как искупительная жертва.

– В каком смысле искупительная?

– Можно вспомнить о подвигах врачей, например. Здесь нужно уточнить, что хотя болезнь – это часто наказание от Бога, которое должно положить предел беззаконию, в Библии борьбе с болезнями уделено очень много места. Предписывается, как обрабатывать кожу, мыться, хранить тело в чистоте, описываются все меры, предупреждающие распространение эпидемий. Можно упомянуть и уважительное отношение к врачам. У Иисуса, сына Сирахова, об этом говорится прямо: «Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен… Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни».

Но речь, прежде всего, об исправлении нравов и строгом следовании законам, среди которых имелись и те, что посвящены гигиене.

Эпидемии на Руси

– А если говорить об отношении к инфекционным заболеваниям на Руси?

– В православном мире отношение к чистоте было иным, чем у католиков и протестантов. И в Греции, и на Руси люди систематически мылись и меньше страдали от инфекционных заболеваний. Какие-то меры предпринимались буквально с самого начала нашей истории. Скажем, при поминании чумы 1092 года говорится, что люди не смели вылезать из хоромов. Но это были действия населения.

С начала шестнадцатого века за борьбу с эпидемиями берутся уже власти Московского княжества – карантин становится распространённой мерой. Борьба с эпидемиями начинает напоминать нынешнюю, но иногда всё было куда жёстче. Правда, и опасность была больше – страна могла понести такой урон, что уже не оправиться. При этом так же трудно, как и сегодня, устанавливалась граница между государственными мерами и религиозными ответами. Для государства на первом месте были определённые мероприятия, примерно такие же, как и в наши дни. Для Церкви болезнь – это прежде всего наказание Божие, которое нужно останавливать покаянием, исправлением нравов и молитвой.

Конечно, и власти были православные, и в Церкви понимали необходимость карантинов, но трения всё равно возникали. Например, старец Филофей, тот, что сказал, что «Москва – Третий Рим, а четвёртому не бывать», жаловался, что священникам запрещают ходить к больным, а умерших от заразы хоронить на кладбищах. Не знаю, отпевали ли их. Вполне вероятно, запрещено было и это.

Здесь мы видим лишь отголосок такого рода конфликтов, когда то одна сторона, то другая перегибали палку. Некоторые представители духовенства вообще считали, что никакое другое лечение, кроме духовного, не нужно, точнее не действенно. Радикальны порой были и ответы на такие взгляды. При Иване Грозном жёсткость карантинных мер достигает апогея. Во время новгородской чумы священника, нарушившего запрет исповедовать больных, предписывалось сжечь. Не знаю, как это исполнялось, возможно, просто хотели запугать, но повеление такое было. Запрещалось и причащать. Но богослужения не останавливались, крестные ходы проводились как обычно.

 Кроме Церкви, которая относилась к эпидемиям как наказанию Божьему, и государства, которое интересовалось прежде всего практическими, рациональными мерами борьбы, была ещё одна сторона, имевшая свои представления об эпидемиях и о том, как с ними бороться. Духовно невежественные, суеверные люди считали, что все беды от порчи, колдунов, а иногда и от врачей-вредителей. С этим и Церковь, и царство боролись, конечно, вместе.

Это была очень значимая сторона жизни. В середине семнадцатого века в Москве во время чумы умерли почти все священники, так что служить и причащать стало некому. После этого происходит не то чтобы ужесточение карантинных мер, а более серьёзное, последовательное к ним отношение.

После Петра Первого Церковь становится деятельным участником борьбы с эпидемиями. Здесь можно вспомнить такое бедствие, как чуму в Москве при Екатерине Великой. Пришла она на этот раз из Турции. Местные власти не сразу спохватились, потом привлекли митрополита Московского Амвросия, которому поручено было просвещение москвичей, в храмах читался манифест о прилипчивости болезни и о том, как с нею бороться. Владыка взялся за дело очень энергично. Священникам велено было при исповеди и причащении совершать таинства через двери и окна, не касаясь людей, при крещении детей запрещалось брать их на руки, умерших запрещалось отпевать. Как следствие – возникло подозрение, что он недостаточно благочестив. После того как разнёсся слух, что мор начался из-за недостаточного почитания Боголюбского образа Пресвятой Девы у Варварских ворот, туда начали стекаться массы народа. Митрополит попытался перенести икону в храм, ограничив к ней доступ, а собранные зачем-то пожертвования употребить на богоугодное дело. Его заподозрили, что он хочет их присвоить, и убили, буквально растерзали, разграбив заодно Чудов монастырь, подвергнув поруганию алтарь, после чего отправились ловить врачей. Идея фикс, что врачи отравители, появлялась и во время других подобных бедствий.

Чумной бунт в Москве 1771 года. Акварель Э. Лисснера, 1930-е гг.

Так показывает себя ложное благочестие. Понимаете, в идее, что болезнь должна лечиться исключительно молитвами, причастиями, лобзаниями икон, пожертвованиями на новые оклады для них, изначально содержится большой искус. Господь посылает врачей, предписывает жить в чистоте, не касаться друг друга во время эпидемии, а Его принуждают творить чудеса. Именно принуждают, полагая, что это проявление сильной веры. На самом деле мы видим здесь определённое сходство с самым ужасным событием в жизни человечества, когда распятому Христу кричали: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста». Вспомним, что за неделю до этого Спасителя восторженно встречали в Иерусалиме, восхищаясь воскресением Лазаря. Да, у Бога можно просить чудес, однако даже если это делать и смиренно – это всё равно дерзновение. Но когда их начинают требовать, это к православию, конечно, никакого отношения не имеет.

Можно кратко рассказать ещё об одной эпидемии чумы, которая была в Одессе в 1837 году. Тогда сразу закрыли театры и другие присутственные места. Насчёт храмов были большие сомнения, но после того, как заразились дочь и мать одного из священников, закрыли и их. Архиепископ отнёсся к этому с пониманием, учредив специальную подвижную церковь, где можно было причащаться особо нуждающимся. Люди туда приходили не толпой, а по нескольку человек и после проверки, здоровы ли они. Это продолжалось два месяца, после чего храмы потихоньку начали открываться, в первую очередь те, где никто не заразился. При этом нельзя было касаться друг друга – священник благословлял людей издали, не допуская целования креста и Евангелия. Меры оказались весьма действенны. Из шестидесяти тысяч населения погибло лишь сто с небольшим человек.

Болезни нашего времени

– Обычные болезни для прошлых времён – чума, холера. Почему в ХХ веке опасность начали представлять прежде неведомые заболевания или не столь губительные раньше?

– Да, появляются совершенно новые или те, которые были распространены только в определённых местах. Скажем, в Европу пришли африканские лихорадки. Отчасти в этом виновата глобализация, но буквально в последние десятилетия появилась новая страшная опасность. Человек начал предвосхищать волю Божию. Во-первых, это внедрение в геном человека, попытка изменить генотип, создать нового человека – сверхчеловека. Пока, к счастью, ничего не получается. Во-вторых, внедрение в структуру вируса. Появляются работы, где говорится, что всё чаще нас преследуют рукотворные болезни. Усиливается вирулентность, агрессивность вирусов. Это свидетельствует о морально-этическом состоянии общества. Есть такое понятие – «медицинская этика», которая должна осмыслять, регламентировать любые действия в медицинской среде, отслеживать любые эксперименты, любые новые технологии. Но, как правило, к этическим комитетам не прислушиваются, появляются всё новые центры, где занимаются созданием новых бактерий и вирусов. Общество всегда было греховно, но сейчас исчезают последние границы, через которые прежде не хотели или не могли переступить. Как следствие – нас ждут и язва, и меч, и глад.

– Как это было после 1914 года, когда на человечество обрушились и войны, и эпидемии, и голод?

– Да, у нас Мировую войну сменила Гражданская, а вот эпидемия гриппа «испанка» задела не так сильно, как некоторые другие страны. Число жертв этого гриппа невозможно установить, чаще других называется цифра 50 миллионов. Особенно сильно досталось Европе. Между прочим, больше всех погибали молодые люди – почему-то им досталось особенно сильно.

Испанским гриппом была заражена треть населения планеты. За два года пандемии умерли, по разным оценкам, 50–100 млн человек

– Они были разочарованы, потеряли интерес к жизни, война произвела на них страшное впечатление.

– Это поколение так и называют – «потерянным». Оно потеряло понимание своего предназначения. Мы с вами говорили о непременном аспекте эпидемий, как это понимается в Ветхом Завете, – о слабости. А слабость защитных сил организма, как мы видим, очень сильно зависит от душевных сил, ведь молодёжь физически крепче стариков, но «испанка» ударила по ней очень жестоко. Между тем есть масса примеров, когда избегали болезни люди, ухаживающие за заразными больными. Это и сейчас происходит во время пандемии коронавируса. Одни медики заболевают, другие нет. От душевного и духовного состояния зависит очень многое.

Коронавирус

– Почему такая реакция на коронавирус в мире, у нас в стране? Может, слишком истончилась психика?

– Эта эпидемия отличается большим психологическим влиянием на человека. Ведь и прежде заболевали целыми классами, семьями, много было смертей. Но не было паники. Здесь, конечно, свою роль сыграли средства массовой информации, но определённые причины для этого были. Болезнь совершенно не изучена. Ковид-19 далеко не первый коронавирус, с которым пришлось столкнуться человечеству. За последние 50 лет их зафиксировано очень много. Скажем, в 2012-м была коронавирусная инфекция – очень много людей переболело пневмонией, тоже была большая смертность. Академик Чучалин рассказывает, что был выработан алгоритм помощи таким людям, так что с болезнью справились довольно быстро, тем более что распространилась она не столь широко.

С нынешней эпидемией в чём особая опасность? В вирусе прослеживаются рукотворные частицы, он непредсказуем, постоянно мутирует, ведёт себя по-разному в разных странах, причём сильно бьёт по тем, где развита медицина. Непонятны отдалённые последствия, неясно, как долго всё это продлится. Сейчас его вирулентность снижается, он слабеет. Начали изучать болезнь и привыкать к ней. Но страх остаётся. Люди растеряны, дистанцируются, боятся друг друга.

Кстати, обратите внимание, какой препоной стал коронавирус для глобализации. Были планы, которые быстро осуществлялись по стиранию границ, в том числе между культурами, планы унификации. Что сделала пандемия? Закрываются границы, даже внутри Европы вспомнили об отличиях – человек теперь вынужден вращаться в своей культурно-исторической среде, о которой начал было забывать. Он больше стал общаться с членами своей семьи, с друзьями, знакомиться со своей страной во время отпуска, вместо того чтобы лететь за границу.

– Но такого оттока прихожан в храмах не было, наверное, со времён хрущёвских гонений?

– Это следствие страха перед болезнью, а не разочарование в Церкви. Да, многие начали дистанцироваться друг от друга, за исключением своих семей. С семьёй как раз начали проводить намного больше времени. Надо сказать, что, если посмотреть на другие мировые религии, там паника была сильнее. Католики закрыли все свои храмы, они очень жёстко отреагировали. Мусульмане в России тоже закрыли мечети. В Русской Православной Церкви такого нет, хотя все остальные меры принимаются.

Применялись они и прежде. У нас в приходе и раньше разъяснялось, что нельзя приходить на службу с температурой, нужно носить маску, если заболел сам или кто-то вокруг подхватил инфекцию, чаще обрабатывать руки, поверхности в помещениях. Мы в храме проводим такие обработки дезинфицирующими средствами каждые два-три часа на протяжении многих лет. Это норма, которую мы соблюдали и будем соблюдать.

– Никто в приходе не заболел?

– Нет, слава Богу, ни у нас, ни в других храмах епархии ни один священник не заболел, хотя службы были довольно многолюдными. Но мне приходилось общаться с теми, кто перенёс болезнь. Очень странные последствия. У таких людей остаётся какое-то озлобление, они становятся менее приветливы, даже холодны в общении. Не исключаю, что есть душевные повреждения. Это отмечаю не только я, но есть и наблюдения, и утверждения некоторых других медиков, по мнению которых коронавирус оставляет след в психике. Возможно, это лишь следствие перенесённого страха, изоляции и тому подобных причин.

– Читал одного известного священнослужителя, который сказал, что смерти от коронавируса особенно мучительны, что-то совершенно ужасное, когда люди задыхаются.

– Не знаю, как корректно ответить. Говорить о ковиде-19 не то чтобы модно, но, скажем так, впервые за долгое время многие начали обращать внимание на страдания умирающих, словно прежде они уходили тихо, мирно, безболезненно. Это не так.

Просто избегали темы мучений умирающих от других инфекций, тромбоэмболии, онкологических заболеваний: как тяжело им было в последние часы, дни, недели, иногда годы. Некоторые болезни протекают не менее тяжело, но страдания длятся дольше.

Есть какая-то ужасная двойственность в реакции на коронавирус. С одной стороны, бороться, конечно, надо энергично, это так. С другой – у нас в республике, да и по всей России, думаю, что и за границей, схожая ситуация – значительно увеличилась смертность. Я вижу это и по отпеваниям в том числе – их стало заметно больше. Это жертвы коронавируса? Нет. В Коми 83 погибших от пандемии, но это не слишком заметно повлияло на статистику. Дело в том, что увлеклись коронавирусом, и все остальные инфекционные заболевания ушли на второй план, хотя никуда не делись.

– Мне кажется, что от коронавируса умерло намного меньше, чем от борьбы с коронавирусом.

– Это так. Медпомощь стало труднодоступна, все силы сейчас брошены на коронавирус, из-за режима изоляции люди стали мало двигаться и обращать внимание на диету, а также начали игнорировать физические нагрузки. Единственное – уменьшилось число травм, благодаря тому, что люди стали меньше ходить и ездить. Но удар по здоровью был нанесён тяжёлый.

– Запрет ходить в парки был ошибкой?

– Конечно. Свежий воздух необходим для укрепления иммунитета, поэтому, наоборот, нужно было не просто разрешать прогулки, а призывать к ним. И ещё, это очень важно: страх опасен, особенно во время эпидемий; если его культивировать, он ослабляет, подавляет человека и его иммунную систему. Мы должны уповать на Бога, искать поводы для радости, и тогда наш бодрый дух поможет преодолевать болезни и нам самим, и нашим близким.

Господь премудро устроил человека, дал ему всё необходимое и для долгой жизни в этом мире, и для жизни вечной. Самое элементарное – понимание, что о теле нужно заботиться как о храме души, держать его в чистоте. Второй момент – поведение человека, его моральный облик. Есть инфекционные заболевания, которые возникают, за редким исключением, только по грехам. Это очевидное наказание за пренебрежение семейными ценностями. Это сифилис, это ВИЧ-инфекция, которая чаще всего распространяется там, где полностью искажается замысел Творца о человеке. В результате потери понятий о своём предназначении человек становится особенно уязвим. Болезни же порой его вразумляют.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий