Контрибуция как средство воспитания

Или «чего изволите?» – то и обосную

Рубрика Былое •

«Урок монахам». Под таким заголовком газета «Зырянская жизнь» 31 октября 1918 года публикует заметку «Коми морта» об Ульяновском монастыре. Вот ее текст:

«Несколько времени тому назад на наш зырянский Ульяновский монастырь была наложена сорокатысячная контрибуция за неподчинение советской власти (имеется ввиду контрибуция, наложенная М. Мандельбаумом – А.П.). Кроме того, было реквизировано до десятка лошадей и кое-что из съестных припасов. Это обстоятельство дало повод злонамеренным личностям пустить слух о том, что рабоче-крестьянское правительство разорило «святую обитель» и нанесло жесточайшее оскорбление религиозному чувству православного зырянского народа. Вместе с тем, враги советской власти утверждают, что означенная контрибуция является форменным гонением на веру. Между тем, ничего подобного в действительности не было, и быть не могло. Контрибуция была наложена потому, что монахи позволяли себе не исполнять законных распоряжений правительства, а не потому, что правительство желало унизить религию или же разорить монастырь. Наказать строптивых черноризцев было уже давно пора, ибо они, под прикрытием рясы, творили иногда весьма непохвальные дела, о которых отлично знают жители ближайших к обители селений. Говорить об этих «делах» здесь не будем, скажем лишь, что взятые с монастыря деньги и реквизированные лошади и прочее не составляли личную собственность иноков, а являлись общенародным достоянием и, следовательно, передача их в руки рабоче-крестьянской власти является актом справедливости, а не актом насилия. Вдобавок в Ульяновском монастыре, как всем известно, скоплены солидные материальные богатства, и вообще весь строй жизни монахов, окружающая их обстановка и ведущееся ими хозяйство рисует насельников «святой обители» не как скромных, изнуренных постом и молитвою аскетов, а как помещиков средней руки, сеющих и собирающих хлеб не для того, чтобы помогать ближним, как это заповедано Христом, а для того, чтобы жить в свое удовольствие».

Троице-Стефано-Ульяновский мужской монастырь. Фото начала XX века

Далее в заметке говорится, что «никто не запрещает инокам веровать и молиться как они хотят и когда хотят, а также никто не препятствует верующим людям посещать монастырь, поклоняться мощам, служить молебны и прочее. Свобода совести никем не отменена и никогда отменена не будет».

Заметка заканчивается словами: «Если же у помещиков-монахов отобрана частица собранных ими богатств, то это послужит им не во вред, а в пользу в том смысле, что заставит их вспомнить о Боге и своих ближних, которых они, живя в довольствии и роскоши, совершенно забыли. Коми Морт».

Кто скрывался под псевдонимом «Коми морт» (т.е. «коми человек»), нам неизвестно. В этих же номерах газеты публикуются стихи на коми языке под этим псевдонимом. Стихи эти весьма литературны. Видно, он не новичок. Пишущий человек, одним словом.

А. ПАНЮКОВ

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий