А слеплю-ка я коняшку!
В самом сердце Русского Севера, на левом берегу реки Онега, лежит древний Каргополь. Славится городок и своими белокаменными храмами, и зимним фестивалем звонарей, но больше всего он знаменит глиняными игрушками. Кто ни приедет сюда, увозит с собой каргопольский сувенир, чтобы потом глядеть на него да радоваться или чтобы человеку хорошему подарить. Такое уж свойство у настоящей народной игрушки – радовать душу.
Что и говорить, повезло здешним жителям с глиной. В деревушках вокруг Каргополя, пожалуй, у любого хозяина имелся ручной гончарный круг. Управившись в поле, всей семьёй принимались за глину. Лет с восьми помогали и ребятишки – им поручали добывать и носить глину. В этих местах она красная. Получались из неё крепкие горшки, звонкие кринки, умывальники-«рукомои». А останется лишний кусочек – мастер помнёт-помнёт его да и превратит в коняшку, медвежонка или мужичка в шляпе. Интересно, что в старину всю фигурку «вытягивали» из одного куска глины, а не лепили из разных кусков. А расписывали сажей, мелом и цветной глиной. Цвета каргопольской игрушки мягкие, приглушённые – это оттого, что в краску добавляли мел.
Глину долго готовили к работе. Сперва просушивали в печи, толкли в порошок и заливали кипятком на пару дней. А потом мяли на полу голыми ногами, выбирая мелкие камешки и соринки, пока не становилась глина мягкой и тягучей. Тогда нарезали её на полосы и с помощью гончарного круга лепили горшки и другую посуду.
Уложат потом всё в солому на сани-розвальни или на телегу и везут на ярмарку в Каргополь. Гончарный ряд располагался посреди площади, под самой колокольней Христорождественского собора – она и до сих пор цела, красавица. Гончаров без ошибки можно было найти – по переливчатым трелям свистулек. Детворы вокруг собиралось много, каждому хотелось посвистеть.
После революции каргопольскую игрушку стали забывать. Мы чуть было совсем её не потеряли – старые мастера перевелись, а новых не было. В 1950 году игрушки лепил всего один человек – бабушка Ульяна Ивановна Бабкина из умирающей деревни Гринёво. Она-то и сохранила промысел, успев передать его молодым. В 50-х годах о талантливой бабушке узнал весь мир: её добрые утушки, барашки, собаки красовались на европейских выставках, а ныне хранятся во многих музеях.
А в том, что ремесло это не только до наших дней дошло, но и расцвело, заслуга талантливого семейства Шевелёвых, потомственных гончаров. Вот уже несколько поколений мастеров и мастериц лепят каргопольскую игрушку и учат этому молодых. В каргопольской школе искусств вместо традиционного предмета «Скульптура» ребятам преподают «Каргопольскую игрушку». Надо ведь хранить родное ремесло, завещанное старыми мастерами!
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий