«Глас, вопиющий в пустыне»

Рубрика • Церковные праздники •

20 января – собор Иоанна Предтечи

Крестителю Христов, всех нас помяни, да избавимся от беззаконий наших, тебе бо дадеся благодать молитися за ны.

Ни о ком из ветхозаветных праведников не известно, чтобы он был исполнен Духа Святого, будучи еще во чреве матери: только один Иоанн Предтеча удостоился этой благодати. Само имя Иоанн значит в переводе «благодать Господня».

Дети ветхозаветных священников, каковым был Иоанн, принадлежали Господу, с младенчества посвящались на служение Ему; но родителям дозволялось брать их в свои дома для воспитания. С юных лет они могли служить при храме, но священное помазание, а с ним вместе и право на совершение богослужений они получали не ранее 25-летнего своего возраста.

Жизнь св.Иоанна в пустынном уединении до призвания его на общественное служение покрыта таинственностью.

Евангелие не указывает нам, в каких именно пустынях Иудейских подвизался величайший из пророков Господних; но сохранилось доселе живое предание о местах уединенных его подвигов. До семнадцатилетнего возраста своего он пребывал в пещере, в часе пути от Иутты, где сокрыт он был со своей праведной матерью от злобы Иродовой (как известно, отец Иоанна, прав.Захария, был убит по приказу Ирода). В летах юношеских св.Иоанн избрал для своего пребывания более строгую, малоплодную и скалистую местность близ Хеврона, в восьми милях от Иерусалима. Перед призванием своим на проповедь народу Иудейскому, Предтеча жил к Западу от Иордана, недалеко от Иерихона, в пещере, в скале, недалеко от того места, где евреи чудесно перешли Иордан под предводительством Иисуса Навина, при возращении из Египта в обетованную землю.

Св.Иоанн, по всему вероятию, полугодом ранее Иисуса Христа вступил на свое служение.

Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне, – пишет евангелист (Лк. 3, 1-2). Но как совершилось призвание св.Иоанна Предтечи? Каким образом был к нему глас Божий в пустыне?

Ни евангелист Лука, ни другие благовестники не указывают на то, каким образом св.Иоанн призван был к общественному служению; но несомненно, что этот глагол Божий к Иоанну был особенным, чрезвычайным откровением Божиим.

Послушный велению Божию, св.Иоанн оставляет свое глубокое пустынное уединение. Есть предание, что Предтеча жил тогда в горных пустынях Кармила (где некогда обитал прор.Илия и имел здесь свою пророческую школу). Монахи горы Камила доселе показывают места, освященные пребыванием св.Иоанна Крестителя. Он идет в страну Иорданскую и сначала появляется в пустыне Иудейской, которая обнимала пространство в несколько миль на запад от Мертвого моря и пересекалась горами и небольшими ручьями.

Первая пророческая проповедь Предтечи Господня раздается на том месте между Иорданом и Иерихоном. Временем явления здесь Предтечи полагают дни праздника труб, который совершали иудеи довольно торжественно: несколько дней не производили никаких полевых работ, приносили Господу частые жертвы, читали в собраниях книгу Закона, который изрек Господь при звуках громов и труб на Синае.

* * *

Явление пророка в пустыне не было для иудеев чем-нибудь новым и необыкновенным. Многие из древних боговдохновенных мужей большую часть своей жизни проводили в местах пустынных и имели здесь свои пророческие школы; из городов и селений, даже отдаленных, приходили сюда иудеи, чтобы видеть и слышать посланников Божиих.

С другой стороны, до явления Предтечи иудеи более трех веков не видали и не слыхали среди себя пророков. Люди благочестивые и внимательные к знамениям времен принимали это долгое молчание Духа Божия за указание на близкое пришествие Мессии, Которого ожидали все иудеи с живым нетерпением. И вот, наконец, Предтеча, как ангел Божий с неба, является на берегах Иордана, среди множества иудеев, стекшихся сюда из разных мест Палестины для совершения обычных в праздник труб омовений. Скоро народная молва о святом Иоанне, как необыкновенном подвижнике, стала ходить не только в окрестностях Иордана, но и в Иерусалиме и других городах, и многие из иудеев пожелали видеть ближе этого человека Божия и услышать его слово.

* * *

Евангелисты не указывают ясно, что было предметом первых речей св.Иоанна к народу иудейскому после того, как он открыто объявил о своем небесном посланничестве. По евангелисту Матфею, – св.Иоанн возбуждал иудеев к покаянию, представляя им, что приблизилось уже царство небесное; евангелисты Марк и Лука повествуют, что св.Иоанн явился, крестя в пустыне, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (Мф. 3, 2; Мк. 1, 4; Лк. 3, 3).

Из этих евангельских сказаний видно, что Предтеча Господень в начале своей проповеди говорил собравшемуся вокруг него народу о трех различных предметах: покаянии, крещении и царстве небесном.

«Нераскаянны были иудеи, – говорит св.Златоуст, – и никогда не чувствовали грехов своих; но, будучи подвержены крайним порокам, всегда почитали себя праведными; а это-то особенно и погубляло их и отдаляло их от веры во грядущего Искупителя». К этому надо добавить, что современные св.Иоанну книжники и фарисеи верили, что грехи свои могут очищать они частыми омовениями, и, ослепленные духовной гордостью, не видели, что без глубокого раскаяния, без сердечных слез покаяния одни только внешние телесные очищения не способны оправдать человека-грешника перед Богом. Между тем такое лжеверие успели они посеять и в простом народе.

Истинное же покаяние, – учил Иоанн, – состоит не в минутной только скорби о грехах, сопровождаемой омовением тела, и не проникающей до глубины души, не сокрушающей человеческой гордости, не обуздывающей плотских похотений, но – в совершенной, решительной перемене мыслей, чувствований, желаний, воли, поступков человека-грешника, так что он делается совершенно иным во всем существе своем.

* * *

Очищение водой или омовения, как религиозные действия, предписанные Законом, производились у иудеев не только людьми, но совершались даже над вещами. И св.Иоанн Предтеча явился на берегах Иордана в то время, когда со всех сторон стекались сюда иудеи в праздник новолетия, чтобы в волнах священной реки очистить себя от грехов, совершенных ими в прошедшем году.

Иудеи были более внимательны к очищениям водой, чем все языческие народы. Они производили омовение не только для сохранения телесной чистоты и здоровья, – но и во исполнение религиозных предписаний. В Законе Моисеевом предписаны были очищения предварительно перед принесением всякой жертвы, так что никто не мог приступить к святилищу прежде, чем очистит водой свое тело и вымоет свою одежду. Кроме религиозных действий, совершаемых во храме, иудеи обязаны были совершать омовения и перед домашней своей молитвой; потому-то и молитвенные свои дома старались они строить преимущественно близ источников. Такого рода очистительные обряды иудеи соблюдали даже когда жили в плену у языческих народов.

Религиозные омовения древних не требовали особого служителя или присутствия при совершении их какого-либо лица, имеющего сан священный. Людям богатым при этом случае обыкновенно прислуживали рабы; а иногда богатые люди, как и простой класс народа, производили омовения сами. Так, например, пророк Елисей приказывает Нееману семь раз погрузиться в Иордан, чтобы очиститься от проказы; но ни сам ему не сопутствует, ни ученика своего с ним не посылает, и не назначает для этого ни священника, ни левита.

Между тем, в древности так высоко было мнение о святости лица, известного своими добродетелями, что почиталась священной та вода, к которой он прикасался. Отсюда же произошло верование, что омовение, произведенное человеком, высоким по своей святости, имело особую действенность; а тяжкий преступник осквернял воду тем употреблением, какое мог из нее сделать. На это указывает древнейший обычай запрещать преступнику огонь и воду. Верили, что эти две стихии служили к очищению людей; потому и запрещали употребление их тем людям, которые сделались виновными в тяжких преступлениях. | Запрещалась, впрочем, вода не для употребления ее в питье или для приготовления пищи, но вода для омовений, особенно в банях. Основанием этому было то, что вода, в религиозном смысле имеющая очистительное значение, не имела силы очищать тяжких преступлений, и, следовательно, только сама осквернялась от прикосновения к ней такого преступника. Церковный историк Евсевий передает нам рассказ, дошедший к нему от св.Поликарпа, епископа Смирнского, ученика св.апостола Иоанна Богослова: «Иоанн, ученик Господень, в Ефесе, в общественных банях тотчас вышел из воды, как скоро увидал он в ней моющимся еретика Керинфа, и сказал находившимся с ним ученикам: убежим отсюда скорее, чтобы не разрушилось здание и не покрыло нас своими развалинами вместе с Керинфом – врагом истины».

Обращая внимание на то, какое понятие образовалось у иудеев касательно необыкновенной святости Предтечи Господня, на которого, по словам Златоуста, взирали они как на Ангела, сошедшего с неба, можно понять, с какой радостью принята была ими речь его о крещении, которое он предлагал совершать своими руками.

Крещение, совершаемое Предтечей Господним, было прообразом крещения Христова. Оно не низводило на крещаемого благодати само через себя и служило как бы введением в таинства благодати и нового закона. Крещение Иоанново, говорит Златоуст, было хоть и гораздо выше иудейских омовений, однако же ниже нашего: оно служило как бы мостом между ними и переводило от одного к другому.

По книге прот. Симеона Вишнякова «Святый великий Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн». М.,1893.

 

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий