Крещение Господне

Рубрика • Вонмем •

Евангелие от Матфея, 6-ое зачало, 3, 13-17.

Положено к чтению в День Крещения Господня, 19 января, четверг.

СЕРГИЙ, архиепископ Владимирский (1898 г.)

Во Иордане крещающуся Тебе Господи, троическое явися поклонение: родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Господу Иисусу Христу исполнилось тридцать лет и настало время спасительного явления и служения Его миру, тогда Он оставляет скромное и тихое жилище назаретского древодела и идет на Иордан к Иоанну Крестителю. В это время Иоанн строгой жизнью в пустыне и сильной проповедью к народу иудейскому о покаянии и очищении водою крещения и о скором явлении ожидаемого всеми Мессии-Христа уже обратил на себя общее внимание. К нему стекались люди всех званий, исповедывали грехи свои и получали крещение от него в Иордане.

Когда Господь изъявил намерение креститься от Иоанна в Иордане, Иоанн стал удерживать Его, ибо он, по внутреннему прозрению, узнал в Нем Христа, пламенно ожидаемого им и всем народом. «Мне надобно, креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко Мне».

Оставь теперь, отвечал ему Иисус, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его ко крещению. Иисус вступил во Иордан для крещения и молился. Едва только Он вышел из воды, отверзлись небеса и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас, с небес глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение. Тогда Иоанн вполне уверился, что это именно Спаситель мира Христос, ибо прежде сказано было Богом Иоанну: на Кого увидишь Духа сходящаго и пребывающаго на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (Ин. 1, 33).

Поистине, ныне великий праздник для христиан. Ныне явственно открылась миру Пресвятая Троица, ныне светоносный день Богоявления. Никогда еще так явственно Бог не открывался земнородным. Вот глас с небес Самого Отца Небесного, вот Сын Его возлюбленный на берегу Иордана, вот Дух Святой, нисходящий в виде голубя на Единородного Сына Божия. Отселе началось прославление достопоклоняемого имени Пресвятой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа, единого в трех лицах Бога. Доселе мир не имел такого совершенного познания о Боге. Язычники поклонялись созданным тварям. Камни и растения, животные и умершие люди, солнце и звезды были предметом их почитания. Если и сохранялись у них познания о Боге как великом Духе, творце и промыслителе мира, то они были затемнены и обезображены разными странными заблуждениями. Иудеям доселе не открывалась явственно Пресвятая Троица, ибо они не были еще способны к принятию сей великой тайны. Но вот она открыта в предуставленное Богом время явлением Самого Единородного Сына Божьего во плоти на земле, торжественным гласом Бога Отца с отверстых небес и явственным, воочию всех, схождением Духа Святого. Она исполнила землю таким светом Боговедения, что он не мог быть помрачен всеми темными силами ада чрез разных лжеучителей, от христиан происшедших и желавших низвести Сына Божия и Духа Святого в число творений Божиих, хотя бы самых первых и высших.

Поистине, ныне день светов, как называли его древние отцы Церкви. Сие исповедует ныне и святая Церковь в своем песнопении: явлейся Христе Боже и мир просвещей! слава Тебе, ибо чрез Господа Иисуса открылась до очевидной ясности миру светоносная тайна Пресвятой Троицы на Иордане. Посему-то вся Церковь от самых первых веков своего бытия праздновала сей день самым торжественным образом.

Но тайна Пресвятой Троицы, как ни явственно она открыта миру, есть глубочайшая тайна. Три Лица Пресвятой Троицы: Отец, Сын и Святой Дух, но Бог един. У всех трех Лиц Пресвятой Троицы един всеведущий ум Божественный, едина всесвятая воля, едина любовь беспредельная. Не могут познать вполне Бога самые высшие Ангелы. Божия никтоже весть, точию Дух Божий (1 Кор. 2, 11).

Великая тайна единения Божественных Лиц Пресвятой Троицы обязывает нас к нравственному единению с Нею и между самими собою. Сам Господь Иисус Христос молился о Своих учениках Отцу Небесному: да будут едино, якоже и мы едино есмы (Ин. 17, 22). Если бы верующие устремляли ум свой и направляли действия свои главным образом к благоугождению единому в Троице славимому Богу, то не являлись бы раздоры между ними самими и распри как в вере, так и в жизни. И им не грозила бы опасность и не постигало бы бедствие отпадения от единого тела Церкви, управляемой Единою главою Господом Иисусом Христом, одушевляемой единым Духом Божиим. По слову Божию, единым Духом мы вси во едино тело крестихомся и вси единым Духом напоихомся (Кор. 12, 13).

Будем молить Бога, чтобы трудное для нас по нашим духовным немощам единение сделалось легким и действительным, да вси единодушно прославим пресвятое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

 

Оглавление выпуска    Следующая публикация →

 

Добавить комментарий