Берёзовая птица
Сентябрьский лес полон звуков. Листья шёпотом сообщают ветру новости, рассыпается звонкая дробь дятла, ёжик шуршит опавшей листвой… А уж птичьих голосов сколько – на все лады! Кто каркает, кто свистит или стрекочет. Даже как будто булькает кто-то? А, это тетерев-косач! Нередко он встречается в наших лесах.
Полюбуйтесь, до чего же наряден! Тёмно-синий плащ с ярко-белой подкладкой, на крыльях узоры, хвост – две чёрные загогулинки, которые умеют распускаться цветком снежной белизны. Да ещё ярко-красные надбровья – франт, да и только!

Фокус-покус: чёрный хвост распускается белым цветком
Чего не скажешь о тетёрочке – уж такая скромница! Невольно подумаешь: отчего обделил Творец бедняжку красотой? Тетерев-то вон как вырядился! А на самом деле Господь по-отечески бережёт тетёрку и её деток от опасностей. Ведь гнездо она устраивает не на дереве, а прямо на земле: вырывает неглубокую ямку, выстилает старыми листьями, перьями, мхом. Прячется её дом в зарослях кустарников, неподалёку от ягодных мест, чтобы было чем кормить малышей. И вот представим себе гнездо в укромном месте средь кустов, а в нём восседает мама-тетёрка яркой наружности – конечно же, она издалека будет привлекать внимание лесных хищников! Чтобы этого не случилось, и получила тетёрка от Создателя скромное пёстрое платьице. И рыжий фартучек в придачу, потому что очень хозяйственная: и гнездо строит, и пищу малышам добывает.
И ведь вот ещё как заботится Боженька о будущих птенцах: если год урожайный, то в гнезде под полтора десятка яичек, а если еды мало, то и яиц всего ничего – больше не прокормить.
Кстати, любимая пища тетеревов – берёзовые серёжки да берёзовые почки; оттого и селятся они вблизи берёз. В Германии тетерева так и зовут: «берёзовая птица».
Человека эти птицы боятся, но если их чем-нибудь сильно удивить, то можно подойти совсем близко. О своём опыте поведал когда-то в журнале «Юный натуралист» Вадим Чернышёв, описав в рассказе «Любопытные тетерева», как он пытался к ним приблизиться, чтобы разглядеть как следует. И на четвереньках, и ползком – нет, улетали птицы, опознав человека. И тогда… «Тогда я сделал из прутьев каркас шара величиной чуть поменьше своего роста. Он был похож на глобус, потому что прутья его располагались как параллели и меридианы. Только внизу, где на глобусе Антарктида, была дыра. В эту дыру я должен был влезть и идти в нём к тетеревам. Я замаскировал свой “глобус” сеном и ветками, надел его и, держа на голове, потихоньку двинулся к стае, рассыпавшейся по берёзам. Тетерева, казалось, не обращали на меня внимания. Сидели спокойно и поклёвывали берёзовые почки. И я продолжал идти, делая зигзаги и замирая, чтобы приучить к себе осторожных птиц…
То быстрее, то медленнее “качусь” я меленькими шажками по поляне и на берёзы поглядываю. Постою. Покручусь. Налево пройду, направо, опять покручусь. Сидят тетерева. Можно идти дальше. Видно, очень их занимает странный шар: вроде бы и живой, раз движется, а в то же время не похож ни на что живое. Страшно, конечно, но зато интересно-то как!
Подошёл под самую берёзу. Сидят! Прямо над моей головой. Переступают на ветках, головами крутят и вниз заглядывают: что это такое под их берёзу подкатилось?
Долго я стоял и тетеревов разглядывал. Захотелось мне над тетеревами подшутить.
– Глу-упые вы ку-уры, – загудел я в шаре негромко.
Тетерева встревожились, закокали.
– Да-да, глупые, – продолжал я завывать, – обдурачил я вас, любопытных.
Тетерева ещё больше удивились, переговариваются и шеи тянут.
– Знали бы вы, кто в шаре сидит.
Тут попала мне в нос травинка. Не удержался я и чихнул.
Загремело, захлопало над головой, берёзы враз опустели. Как не бывало тетеревов, только ветки качаются».
Но тетерев и сам может напугать, правда нечаянно. Если вам, ребята, случится гулять по лесу в зимний морозный день, не удивляйтесь, когда из ямки в снегу прямо перед вами выпорхнет краснобровый красавец. Почему он в снег-то зарылся, глупенький? – спросите вы. Да потому, что под снегом теплее, некоторые птицы знают об этом – и тетерев тоже.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий