Та сторона реки
Из дневника И. Иванова:
Всё время хочется нам одну из наших экспедиций совершить «по старым адресам». Проехать по тем местам, которые прежде уже посещали: посмотреть, что изменилось, заново встретиться со старыми знакомыми, ну и завести новые знакомства, конечно. И вот нынче в августе собрались. Пройти заново все маршруты наших экспедиций – года не хватит. Так что выбрали дороги нашего родного Севера – по Вычегде, Двине, Онеге.
Но на пути решили заехать в одно место, где прежде бывать нам не случалось. Это село Усть-Ваеньга на правом берегу Северной Двины. По другому берегу реки я много раз проезжал из Сыктывкара в Архангельск или на Сию, в монастырь. А вот перебраться через реку – это ж под паром надо подстраиваться, да и обратно тоже – хлопотно! Так почти три десятка лет по дороге только указатель отворотки на Усть-Ваеньгу и наблюдал. А ведь это место, кроме чисто профессионального интереса, для меня особое: некогда там жили мои предки по материнской линии…
И вот наконец отправились туда. Так что считайте эту публикацию в ряду последующих, уже собственно экспедиционных, этаким прологом.
Из дневника М. Сизова:
Ранее утро, сидим на пароме. Вдали на той стороне реки видны дома Усть-Ваеньги. Но паром никуда не идёт. Вспомнилось, как много лет назад точно так же в журналистской командировке пытались мы попасть на мою прародину. Сидели с велосипедами на набережной Юрьевца, и никак не перебраться было на другую сторону Волги, где находилась деревня прадеда. Рейсы туда отменили, только один катер раздувал пары – готовился речных крановщиков перевозить. Капитан запросил с нас сто тысяч рублей (90-е годы), мы кивнули, решили, что шутит, ведь это были почти все наши деньги. Но как бы не так: начали было, когда катер отошёл от берега, торговаться, и решительный капитан посреди реки развернул катер: раз не хотите платить копейка в копейку – до свиданья! Пришлось нам сдаться… А сейчас? До сравнительно недавнего времени драли с пассажиров за перевоз и через Двину, но по новому закону проезд теперь для спешенных ездоков бесплатный. Так-то оно так, да только паром стоит. И если в моей деревне ждал нас пустой дом и заброшенный вишнёвый сад, то в Усть-Ваеньге Игорь намеревался найти дом предков и вообще что-то о них узнать, может быть, даже дальних родственников найти. А времени в обрез! В 15.30 паром обратно пойдёт.
По палубе ходит парень в тельняшке, общается по мобильнику: «С меня уже сняли показания, сейчас с Валеры берут… Да, сказал, как было. Нет, бил я его не сильно, крышу не снесло, только рассечение, он даже в больницу ехать отказался… Нет, не скоро. Ещё гаишники должны подъехать, их ждём».
А полиции всё нет и нет! Этак мы и к полудню на ту сторону не попадём. Как понял, разборки накануне возникли из-за инцидента с водителем легковушки: он первым въехал на паром, а затем подъехал КамАЗ с прицепом. По правилам грузовики переправляются без очереди, поскольку от них зависит снабжение села, но водитель легковушки, некто Спицын, сдавать назад отказался, достал из своей машины бейсбольную биту. Пострадал матрос – с разбитой головой теперь он в больнице, периодически зрение пропадает… Такие вот будни сельской жизни.
Наконец-то на паром въехал полицейский «уазик», из него выбрался дюжий молодец в погонах, хлопнул перевозчика по плечу: «Ничего, мы его найдём».
Из дневника И. Иванова:
Надо сказать, что перед нашей поездкой мы созвонились с отцом Дмитрием из райцентра Березник, дабы узнать, как в Усть-Ваеньге дела с православной общиной – своего батюшки ведь там нет. Он не колеблясь дал нам телефон старосты Светланы Уткиной. Договорились с ней встретиться в местной больнице, куда она намеревалась вести своего внука. Но то время, на которое мы договорились, уже давно минуло в сидении на обездвиженном пароме – теперь нужно было думать о том, как её искать в большом селе.
Нашу баржу-паром, беспомощно раскинувшую руки-аппарели, поволочил старенький буксир, точно комиссар раненого на поле боя. И сам-то «комиссар» чуть живой, ему уже полвека, а баржа, страшно сказать, может, ещё до войны сварена… Название буксира «Шабурный» – так называется перекат на Двине, и благодаря этому сочному словечку сразу ясно, какой из себя этот перекат. Но здесь Двина плавная, раздольная, с низкими берегами. На палубе прямо перед нами высится штабель из тринадцати ящиков водки – вот и все потребные на сегодня продукты для села… Разглядываю строения Усть-Ваеньги вдали: двухэтажное здание школы, загородившее с реки храм, крыши домиков… Где-то среди них стоял некогда, а может и сейчас стоит, родовой дом моего прадеда Ивана Селиванова и бабушки Фёклы. Здесь провела она своё детство, и отсюда в один из дней ей пришлось, яко тати, бежать… Дело известное: как большинство справных крестьян – а Иван Селиванов был ещё и местным конезаводчиком, – он попал в жернова кампании по раскулачиванию. В один из дней за ним пришли – всю семью посадили на подводу и отправили неведомо куда. Как раз в это время Феклуша гостила у родственников в соседней деревне. Кто-то прибежал из Усть-Ваеньги и сообщил ей о том, что всех её родных «взяли»…
…Мимо нас параллельным курсом вниз по Двине прополз буксир «Комсомолец Вологды», таща за собой две баржи с огромными буртами леса. До Архангельска пилить ему ещё триста вёрст. Справа виднеется протока Собачий пролаз (опять словечко!), впереди – остров Бороды… В былые-то времена не баржи с лесом тащил бы буксир, а безразмерные плоты, а ещё раньше эти плоты плыли бы сами, без помощи «комсомольцев», и посредине сидели бы плотовщики и дымился костерок…
Туда, в сторону Архангельска, на первом же пароходе бежала юная Фёкла из родной Усть-Ваеньги. 1909 года рождения, ей и двадцати тогда не исполнилось. В чём была, взяв у родственников лишь немного пропитания в дорогу. Да и в Архангельске, опасаясь, что её узнают, она не задержалась: завербовалась по оргнабору и отправилась на край земли – в заполярный Мурманск. Там вышла замуж за земляка Андрея, но это уже другая история.
Как мало я знаю! В детстве почти каждое лето ездил к бабушке в Мурманск, но никогда она не рассказывала мне о своём детстве и о жизни в деревне. Словно родилась бабушкой. Всё, что знаю, – из рассказов матери. Но и мама узнавала о жизни Фёклы Ивановны из каких-то обрывков, со слов дальних родственников.
…Наконец наш паром развернулся и стал входить в устье Ваеньги. Через несколько минут я, немного волнуясь, ступил на землю своих предков.
Из дневника М. Сизова:
Идём по центральной улице – Ломоносова, вдоль неё на каждом электрическом столбе белеют таблички. Читаю: «Опора № 61». Говорю Игорю: «Серьёзно тут, всё атрибутировано. Подумать тоже – опоры!» Игорь отвечает невпопад, думая о чём-то своём: «Такие вот сонные деревеньки и питают современные города, отдавая им свои силы и жизнь…» Улица и вправду сонно выглядит, оживляют её только играющие у дороги дети. На велосипеде едет мужик в камуфляже, бросает пареньку: «Ну что, в футбол поиграли? Забегай в гости». Автомобилей в Усть-Ваеньге мало – за неимением дорог многие оставляют свои транспортные средства на другом берегу Северной Двины. Но вот что-то загудело сзади. «Интересно, они сдвинутся с места?» – Игорь кивает на двух разлёгшихся посреди улицы собак. Одна из них нехотя встала, чтобы освободить проезд, и тут же вернулась в тёплую дорожную пыль.
– Молодые люди, вы в электричестве разбираетесь? – окликает нас старик из-за калитки.
Входим в его двор. Там стоит бабка, которая вводит в курс дела: пошла насос для полива включать, щёлк-щёлк – не работает. Сосед вроде всё проверил, но и он не поймёт, куда электричество утекло. Игорь просит принести отвёртку, разбирает электрощит, ищет дальше по электроцепи… А время-то идёт! Задержка на пароме, помощь какому-то чужому старику – а своё дело, поиск дома предков, так и не начато. Вспоминается мультфильм «Каникулы Бонифация». Слава Богу, электронасос заработал.
Идём дальше. Сзади снова загудело. Вот тебе и сонная деревня! Промчалась полицейская машина, в кабине которой рядом с фуражкой сидел молодой человек с напряжённым лицом. Ловят драчуна… Вот и местная лечебница – одноэтажный домик с окнами, занавешенными белыми простынями. Заглядываю туда: запах лекарств и прелого дерева, аляповатые медицинские плакаты на стенах. Словно в родной свой посёлок 70-х годов перенёсся, у нас точно такой же медпункт был, при СССР.
Игорь звонит Светлане Уткиной. Пока мы сюда добирались, она уже домой из больницы вернулась. Договариваемся встретиться у храма. Пока ждём. А время неумолимо утекает!
Из дневника И. Иванова:
На северной окраине Усть-Ваеньги есть улица Гайдара. И это не случайно. В 1929 году – в то самое время, когда раскулачивали моего деда, – Аркадий Гайдар с семьёй жил в Архангельске и работал фельетонистом в газете «Правда Севера». Осенью он отправился в командировку в Усть-Ваеньгу, чтобы написать большой очерк о созданной в селе коммуне «Новый путь», – нужен был вдохновляющий пример для номера газеты к годовщине революции 7 ноября.
«Коммуной» этот район за северной околицей Усть-Ваеньги называется в народе и по сей день. Гайдар, вроде нас, тоже описывает дорогу. Везёт его на телеге мужик и, со слов журналиста, ругает попов, хвалит советскую власть. Говорит: «Оно было бы всё хорошо, да плохо только то, что не хватает хлеба. А хлеба не хватает потому, что работающему мужику никак невозможно развернуться. А развернуться никак нельзя, потому что сразу же пришьют вывеску: “кулак”, а раз уж кулак, то это дело хреноватое, и ходить под такой кличкой перед людьми обидно, и жмут тогда, как чёрта в Христов праздник».
Поселившись в коммуне, Гайдар хвалит её животноводческое хозяйство: «У коммуны довольно богатое машинное оборудование… Покупаются породистые холмогорки, хрюкают невиданные в здешних краях свиньи, и топчутся породистые романовские овцы… Пятьдесят шесть членов коммуны сняли урожай, который был на восемь процентов больше, нежели у единоличников-соседей». Вопросов о том, откуда взялось всё это богатство в хозяйстве, куда собрались самые бедные сельчане, у автора очерка не возникло. Едят больше, чем деревенские: «Каждый день щи с мясом (в обед и на ужин). Кроме того, каши, треска, чай, сахар, хлеб (по килограмму на едока). Стоимость же всего питания – шестьдесят копеек на человека. Столько же стоил самый посредственный обед в столовой. Выгоды общего стола несомненны…» Несложно понять, что на наследстве «кулаков» какое-то время можно прожить без проблем. В только что отстроенном доме на семьдесят человек давалась одна комната на двоих, но после сбора урожая в коммуну пришло ещё без малого сто человек. Дом стал тесен: «Кто знал, кто думал, что два семейства, объединившиеся в коммуну, разрастутся так скоро». Сразу понадобилось «строить другой – на сто-двести человек».
Я вот подумал не о реквизиторах, в конце концов раскулачивали власти, а коммунарам добро просто передали… Кто-то пришёл в коммуну от голода – подкормиться, но ведь идейные-то зачинатели этого дела родных отцов бросили, родную борозду. Фёклу заставили бежать из разорённого родного гнезда, а кто-то добровольно совершил «побег» за пять километров от родного села, в коммуну. О чём они думали, оставляя «старорежимных» родителей, выбирая вместо них других «отцов»? Гайдар хоть и большевик, но всё же и он был удивлён: «В столовой по стенам были развешены плакаты и портреты. На полочках стояли бюсты. Портретов, мне показалось, больше, чем следовало бы». Один раз там «фигурировал» Ворошилов, два раза – Сталин, шесть раз – Ленин. Вот она, новая семья коммунаров. Не ведают они ещё, что обрели не отцов, а злых отчимов, что и в самом деле в коммуне только «остановка», а дальше…
Уже в наше время местные жители на том месте, где стоял дом коммунаров, хотели поставить памятный крест. Но потом раздумали. Интересно, возмутились бы эти самые коммунары, если бы узнали? Да только никого в живых, не спросишь.
* * *
…Тем временем мы подошли к старинному храму: синяя луковка, синее крылечко и синие… стёкла в окнах, притом зеркальные, как в каком-то супермаркете. Рядом школа, построенная на месте церковного кладбища в 1989-м, – она очень удачно загородила церковь с реки.
А вот и Светлана Викторовна с внуком. Знакомимся, и она сразу ведёт нас в храм. Внутри уютно – видно, что заботятся как о своём, родном. Алтарь отгорожен занавеской, на которой прикреплены образки Спасителя и Божией Матери. На стенах разные объявления, написанные категорично – как видно, для людей, мало знакомых с церковными обычаями: «В церкви во время службы разговаривать запрещено», «Внимание, подавать записки на литургию и покупать свечи нужно до начала службы, чтоб не отвлекать батюшку и всех молящихся. За разговоры в церкви посылаются нам Скорби». Именно так – скорби с большой буквы.
Из дневника М. Сизова:
Светлана подводит нас к образу Покрова Божией Матери, сделанному из фотографии:
– Вот Богородица наша. Когда всё тут разрушали в 30-е годы и возле храма жгли иконы, женщина какая-то выхватила одну из огня и спрятала на себе. Потом её долго укрывала в сундуке. А нашла я эту икону в Архангельске у одного дедушки – сына спасшей икону женщины. Может быть, он когда-нибудь вернёт её в храм, а пока мы сделали снимок и священники освятили его, когда приезжали на 200-летие храма.
Светлана Викторовна рассказывает, что в следующем году храму исполнится 210 лет, и объясняет, почему он такой необычный, из блоков пилёного известняка построен.
– Поначалу у нас деревянные церкви были: Покровская здесь, на Бору, и в честь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских в деревне Игнатьевской за ручьём. Потом поставили эту, каменную, в неё перенесли всю церковную утварь и восстановили прежние алтари – Покрова и святителей Афанасия и Кирилла. Ещё появился придел Алексею, человеку Божьему, покровителю рыболовства. Сюда не то что в былые времена, а и по сей день на Ваеньгу да на озёра отовсюду приезжают стерлядь ловить. Есть сведения, что в старину из-за этого здесь была вотчина Антониево-Сийского монастыря, монахи тони держали. Ещё у них и покосы имелись, остров-то у нас Попокосы называют, а на карте пишут «о. Попов». Вот эти монахи и строили наш храм, сделав стены из известняка, который искали на берегах Двины.
Слушаю Светлану и вспоминаю, что в Сийском монастыре из такого же резаного известняка храмы сложены. Как же я раньше не подумал?! Мне Игорь уж давным-давно говорил, что род его идёт из Виноградовского района, но с Сией я это никак не связывал. Да в конце 1980-х мы ничего и не знали об Антониево-Сийском монастыре, работали в молодёжной газете, мало-помалу тянулись к Церкви, познакомившись с иеромонахом Трифоном (Плотниковым). Потом возникла «Вера», а отца Трифона направили возрождать Сийский монастырь – и на десятилетия судьба связала нас с этой обителью. А ведь Игорь, получается, изначально был связан с ней – через своих предков. С Сии сюда приезжали монахи, да и в наше время, когда Покровский храм возродился, одним из первых здесь служил отец Трифон.
– Он у меня в доме ночевал, – подтверждает Светлана Викторовна. – И другой монах с Сии, отец Варсонофий (Чугунов), тоже. Последний паром-то рано у нас уходит, вот и приходилось им оставаться.
Вспомнив, что времени у нас в обрез, смотрю выразительно на Игоря: мол, уступаю разговор, спрашивай о своих предках.
– Светлана, такой вопрос… – начинает он. – У вас ведь пять деревень на месте Усть-Ваеньги было. Селивановы – такая фамилия вам знакома, может быть, дом…
– Да я ж неместная, – перебила Светлана Викторовна. – Родилась я на реке Вага, приехала сюда после учёбы работать почтальоном.
Потом в школу перевели учителем начальных классов. Учителей-то не хватало – детишек много рождалось. Тогда, в 70–80-е годы, в селе три детсада было и двое яслей, а в школе триста учащихся в две смены учились, в классах по 30-40 человек. Зато сейчас едва сотня учащихся на всю школу.
– А на улицах у вас полно детей…
– Так это приезжие, на каникулах. Но в школе я недолго проработала, закончила техникум по библиотечному делу – и всю жизнь с книгами. В библиотеке мы и общину создали, пополняли фонды духовной литературой, имелось у нас даже отдельное помещение для крещения.
– И что же, читая, люди к Богу пришли?
– Много теперь грамотных, которые по-церковному правильно разговаривают. А верующих мало. Мы, кстати, и в школе собираемся православную библиотечку открыть…
– Я к чему спрашиваю, – объясняет Игорь. – Вот привёз в подарок книжки нашего издательства. В том числе и книгу моего отца, Владимира Ильича Иванова, изданную после его смерти. «Последняя купель» называется – повесть о его деревенском детстве.
– Ой, я люблю про деревню читать! Спаси Господи за книги.
– А сейчас община у вас большая? – спрашиваю.
– Нас десять человек, женщин в основном, а мужья нам помогают – бесплатно. Мой муж, например, работал в леспромхозе, потом в мостоотряде. Вот приедет со смены, полом в храме займётся. И другие ему помогут. Мужья рукодельные, шустрые такие, на крыше работали, детей приводили помогать, – и Светлана начинает перечислять своих помощников: – Галя Попова с мужем, Оля Рихтер с мужем, Лена Шунина с мужем из Запани, которая в пяти километрах от нас…
– Запань – это где Красная Горка? – в задумчивости уточняет Игорь.
– В ту сторону, но Красная Горка чуть подальше, – объясняет Светлана и продолжает: – Мы сейчас в трапезной, зимней части. Видите – закрытый проём в стене? Это вход в главный холодный придел Покрова Божией Матери. Раньше здесь магазин располагался, а там – склад. Он пока не действует, потому что нужна вторая печка, чтобы его протопить. Восстановим!
Времени только ни на что не хватает. Надеялась, что на пенсии время появится, да куда там. Вот сейчас: и храм, и молиться, и огород, и внуки на каникулах. И ещё отчёты по храму писать: в Минюст, в налоговую, в соцстрах, в епархию каждый квартал финансовый отчёт, отчёт о работе. Протоколы собраний теперь от руки не годятся, надо всё печатать. Купила в прошлом году компьютер… Батюшка как-то звонит: «Света, как хочешь, а документы должны быть сканированы и в епархию отправлены». Я за день обежала всех, подписи собрала, а сканировать – это как? До четырёх утра сидела: «Господи, помоги!» Потыкала-потыкала, в Яндекс залезла. И всё-таки сделала!
– Храм вам давно передали?
– В 1997-м. Услышала я, что в бывшей церкви собираются пекарню делать, и заскорбела: «Как же так, то магазин, то пекарня. Так напекут, что и храм порушится». Стала хлопотать. Создали мы общину, в библиотеке молились и это здание ремонтировали. К нам стал приезжать батюшка Александр Казарик из Архангельска, потом монахи из Сийского монастыря, батюшка из Березника… Но редко батюшки-то бывают, так что сами молимся. Читаем Евангелие, Псалтирь, акафисты. Архангелу Михаилу, например. А 5 июля нынче впервые состоялась архиерейская служба – был епископ Плесецкий Александр. Ему очень понравилось здесь, сказал, что акустика хорошая.
Игорь стал расспрашивать Светлану про её род, и она назвала фамилию бабушки – Валентина Евгеньевна Леонтьева.
– Меня с братом бабушка воспитывала, а она настоящей молитвенницей была. И мне, пионерке-комсомолке, однажды сказала: «Дети у тебя пойдут, и ты тоже будешь молиться». Так и вышло. У меня-то две дочки всего, но столько пережила! Обе в Архангельске сейчас.
– Уехали насовсем, получается? – уточняет Игорь.
– С ними всё благополучно: одна работает в арбитражном суде, другая – в банке. Трое внучат. До трёх лет старший с нами и жил в Усть-Ваеньге, потому что в городе садика не дали. Теперь вот и за внуков молюсь. А ещё в роду у нас был священник, от него сохранилась родовая икона Плащаницы Богородицы, которая перешла мне по наследству.
С ней вот какая история была. Однажды с бабушкой шли мы по дороге, из леса с ягодами возвращались. Смотрим – а над деревней нашей столб дыма. Пожар! Мне едва четырнадцать лет тогда исполнилось, и я очень испугалась: сушь стояла и вся деревня могла дотла выгореть. Дошли мы до своего дома, бабушка вынесла икону Плащаницы, обошла горящее соседнее здание – и весь пожар как бы в купол собрался, загудел – «у-у-у!» – и схлопнулся. Потух без дождя. Народ очень радовался и удивлялся.
Тут у Светланы зазвонил телефон: приехали желающие купить дом, ждут её. Тот самый дом, который она хотела для священника оставить.
«Скоро приду, пусть подождут», – говорит в телефонную коробочку и, словно извиняясь, смотрит на нас:
– У моего мужа умерла мать, дом пустой. Хотела бесплатно церкви отдать, там три комнаты и кухня, банька, летняя кухня. Я даже епископу показывала. Но у мужа два брата, они тоже претенденты, им нужно отдать доли за дом.
Я киваю на объявление в храме: «Усть-ваеньгская церковь собирает пожертвования от населения на приобретение жилья батюшке. Если будет жильё, то дадут нам своего священника. Батюшка будет крестить. Венчать. Делать отпевы над гробом. Освящать дома, машины, колодцы. А главное – будут службы часто с причастием святым. Панихиды. Люди, сотворите святую милость…»
– Да, хотели собрать денежек. Но вот так…
– А почему у храма окна синие? – спрашиваю.
– Чтобы воры не заглядывали, зачем искушать. Мы же не можем сторожа поставить!
Из дневника И. Иванова:
В храме необычной формы подсвечники, такие мне ещё не доводилось видеть: на витиеватых ножках как бы круглый журнальный столик на уровне груди, на котором в металлической пластине понаделано много дырок под свечи. Выражаю своё удивление увиденным, Светлана подтверждает: да, сами придумали и сделали.
Обычной своей северной скороговоркой она рассказывает, как у восстанавливающегося храма украли стройматериалы. Разбирали сарай, утром пришли – хорошие доски исчезли, а горбыль да гнильё оставлены.
– Знаю, кто это сделал, Господь мне открыл. Потом увидела у человека эти доски в огороде…
– Так у вас же все друг друга знают, – удивляюсь я, сообразуясь со своими представлениями о деревенской жизни. – Приходите к человеку и говорите: «Верни, зачем забрал, ведь это же не твоё, а Божье!»
– Ругаться, что ли?! Всё равно не вернёт уже. Верующий не возьмёт никогда, а неверующий… Бог же его накажет, – как-то неуверенно говорит Светлана, но тут же, встрепенувшись: – Да Господь же нам ещё даст! Через других людей даст. А те, кто крадёт, потом болеют, одного даже паралич разбил.
– И как сельчане восприняли, что воры стали болеть?
– Думают, что просто так захворали. Тут, в храме, изначально каменные полы были, которые, когда в магазин перестраивали, досками покрыли. И вот у кого-то возникла мысль, что священник перед закрытием храма ценности под полом спрятал. Мне тогда помогала Татьяна Николаевна Бочнева, которая в администрации работала, и она пыталась предотвратить разборку пола: «Да вы что, храм же сразу отобрали, какой ещё клад!» Но всё же залезли, пол нарушили, ничего не найдя. Один мужик, чтобы с пустыми руками не уйти, взял домой часть каменных плит. Говорю ему: «Взял, так хоть пожертвуй денюжку». Ничего на храм не дал. И вскорости парализовало его, потом умер.
Я смотрю на объявление, вывешенное здесь же: «С 14 августа по 27-е – строжайший Успенский пост, посвящённый смерти-успению Богородицы. Приходской Совет».
– Это вы писали? – обращаюсь к Светлане.
Она кивает:
– В один год во время Успенского поста у нас в посёлке три праздника устроили с песнями и плясками. И что? Спустя время у завклубом и ещё одной сотрудницы – онкология. У руководительницы хором тоже проблемы. У некоторых плясунов ноги стали отказывать, а певун один вообще умер. Я думаю, что это не просто так! Но так-то люди в селе хорошие и деньги на храм жертвуют.
* * *
Мы идём к Людмиле Романовне Шатровой – Светлана надеется, что та что-то сможет рассказать о старых временах, может, и про моих родных что-то выяснится. Людмила родом с Печоры, из села Тельвиска близ Нарьян-Мара. «Кто знает, может, царь выслал предков туда когда-то. Мой дедушка, Дуркин Роман Иванович, был расстрелян в 1938-м как церковник, а ведь был он всего лишь старостой. Я уехала оттуда в 1967 году в 17-летнем возрасте. Помню, на пароходе ехала, и меня все спрашивали: “Ты вербованная?” А я и слова такого не знала».
Просим рассказать что-нибудь об истории Усть-Ваеньги, и Людмила охотно начинает вспоминать:
– Приехала сюда и уже через два года вышла за тракториста. Нам сразу предоставили квартиру. Какой у нас посёлок был! Вот сейчас перечислю, что тут имелось. Было ПТУ, которое сейчас переведено в райцентр Березник. Отовсюду приезжали учиться на портних, трактористов плотников, шофёров. СМУ было большое. Лесхоз был. Учащиеся ездили восстанавливать лес. В леспромхозе было 600 рабочих, по базовской дороге уходило каждый день в лес восемь автобусов!
– Скажите, а в более старые времена… – попытался вставить слово Михаил.
– Подождите, – прерывает его Людмила, – я ещё не всё перечислила. На справной запани работали в три смены. Совхоз был. Больше ста голов было одних коз в селе. Зерноток был, пшеницу выращивали и даже кукурузу. Все национальности корни пустили: молдаване, украинцы, румыны… Всё-всё разрушено, сердце кровью обливается. Одно хорошо хоть, при Советском Союзе пожили, знаем, что такое нормальная жизнь: не только тут всё время сидели, а и в отпуск ездили, в санатории…
* * *
Одной из достопримечательностей здешних мест была узкоколейная железная дорога, которую ещё после войны начали строить. С учётом «усов» протяжённость её составляла 140 километров – мотовоз-кукушка таскал вагоны за реку Самоедку, почти до самой Староверки – это уже в бассейне Пинеги. Но в 2004-м пути разобрали на металлолом. За полгода усть-ваеньгская узкоколейка перестала существовать. Ломать – не строить… О ней теперь напоминают только там и тут ржавеющие в огородах вагоны да кабины мотовозов. Один такой – «вагон-столовую» с заваренными окнами – я заприметил возле храма…
А ещё перестроечному поколению Усть-Ваеньга известна тем, что жил и трудился здесь, на хуторе Красная Горка, Николай Семёнович Сивков, первый фермер СССР. Хутор этот, кстати, расположен рядом с той самой недолго просуществовавшей «коммуной». Особую известность Сивков получил после того, как в 1987 году про него показали по Центральному телевидению фильм «Архангельский мужик» – к слову, ставший в том же году победителем Каннского кинофестиваля. В свои 50 лет фермер взял в аренду землю и создал животноводческий кооператив. Борода – так звали здесь Сивкова (хотя бороды у него не было) – объяснял корреспонденту, почему другие за это дело не берутся: «Потому что они не уверены, они думают, что это временная кампания». Всё-таки большим оптимистом был Борода, уверенный, что на этот раз «это дело не завалят». Мы-то теперь знаем, что это и в самом деле оказалась «временная кампания». Государство, наобещав много чего, бросило фермеров один на один с кучей проблем – не счесть, сколько погибло фермерских хозяйств в 90-е. А потом пришли новые времена, и когда государство поняло, что накормить страну способны лишь крупные хозяйства, а не фермеры, и вовсе они стали никому не нужны. Да и сам такой тип людей, умеющих по-настоящему вкалывать, постепенно повывелся.
Сивков был сильным человеком, справлялся со своими 194 гектарами земли, но было у него слабое место: не был уверен, продолжит ли кто из детей дело, есть ли ради чего стараться. «Дети – основа из основ, любая птичка живёт ради гнезда», – говорил он и старался воспитывать своих, дочку и сына, трудом. Они всячески ему помогали, он их труд оплачивал. «Хочу, чтоб они не просто получили это хозяйство, но чтоб сами создавали его и чтоб потом им не так-то просто было бросить этот хутор». Но надеждам Николая Семёновича не суждено было сбыться. Через 11 лет своего фермерства, в 1993 году, он умер, а дети не пожелали продолжать его дело. Красная Горка запустела, а луга, которые он обильно полил своим потом, снова зарастают лесом.
Журналист А. Стреляный спрашивал Сивкова, не является ли его хозяйство кулацким, – важно это было для того времени, когда ещё мыслили социалистическую справедливость сохранить. Сивков уверенно отвечал, что, конечно же, он не кулак, в хозяйстве трудятся его дети, жена и лишь ещё один работник – за деньги. Сейчас бы ему только аплодировали, что смог обеспечить работой деревенского жителя, а тогда… И тут я вдруг подумал, что ведь за весь день в селе не увидел ни одной лошади. Коровы пасутся на заливном лугу, а лошадей нет… Но на конезаводике моего деда была та же самая история: всё делали силами одной семьи, привлекали иногда работников за деньги, однако ж… История Сивкова для меня словно бы история моего прадеда – человека трудового, сильного, но бессильного перед жерновами истории: им обоим не повезло жить в эпоху переломную, дикое время. Когда ценится не труд, а ловкость, не правда, а хитрость, когда востребована не сила ясного ума, а подчинение и шаблонные мысли.
* * *
– Вообще-то началось вымирание деревень раньше, – помолчав, вдруг сказала Людмила. – Два посёлка на узкоколейной железной дороге, Шестозерский и Югна, были выселены в 1970-х годах. В 1969-70 годах из Нижней и Верхней Ваеньги школу убрали: а какая мать отправит 7-летнего ребёнка жить в интернат! Мать поплакала-поплакала да и переехала сюда вместе с коровой. И многие так.
А потом покатилось всё… Лесные посёлки позакрывали. Денег не стало. А у меня сын в Архангельске как раз учился. Еду ему отправляли, потому что живности много держали. А деньгами помочь не могли. Их тогда давали только пенсионерам. А нам вместо денег в леспромхозе давали карточки. Я на них хлеба накуплю десять буханок и встану возле магазина: пенсионеры идут (а у них какие-никакие, да деньги) и у меня покупают хлеб – представляете! Вот такими мы бизнесменами тут заделались в то время. Неприлично казалось это, но да кругом свои люди, понимали.
– Да, зарплаты не давали по полгода, – подтверждает Светлана. – Молочко, бывало, продашь – у нас три коровы было, только тогда какая-то копеечка и появляется. Бывало, прошу: «Николушка Угодник, помоги мужу хоть сколько заработать!» Он кого-нибудь подвезёт, что-то сделает на 50 рублей – на то и жили.
– Раньше у нас больница-стационар была на 40 мест, – вспоминает Людмила. – Были стоматолог, терапевт, гинеколог, анализы брали, работали процедурный кабинет, аптека, и ночью обратишься – тебе и перевязку сделают, и укол… Всех сократили. Сейчас фельдшерско-акушерский пункт, и с ним такая проблема… По два часа принимают, только первичная помощь, какие-нибудь таблетки выпишут, и всё. В Березнике можно записаться на приём к терапевту только за три недели… – Людмила запнулась, и глаза у неё налились слезами. – У нас сын 47-летний, Андрей Шатров, тут умер, инфаркт. Два часа не могли «скорую» вызвать. Дело было в феврале, с пятницы на субботу. Звоним в Березник – там на «скорой» отвечают, что не имеют права к нам ехать, в Усть-Ваеньге своя «скорая» есть. Я звоню водителю нашей «скорой»: «Владимир, скорей, инфаркт!» А он: «Я без фельдшера не могу!» А фельдшер – его же сын – на той стороне живёт. Он до трёх, а то и до 11 часов работает и уезжает – дальше как хотите. Вечером нет его, в праздники нет. Оставьте хоть телефон! Нет. Я уж закричала – ведь только надо на ту сторону перевезти! – там «скорая» из райцентра ждёт уже. Много времени мы так потеряли. Увезли сына всё-таки потом в город, 9 дней в коме пролежал и умер.
И вот так много людей-то умерло, молодые тоже. То и бегут отсюда. Сами-то ладно, но за детей страшно с такой медициной.
– Да, – соглашается Светлана. – Вот я сегодня, например. Вместо того чтобы оказать помощь моему городскому внуку, фельдшер-грубиян полчаса читал мне нотации по поводу медполиса…
– Молодёжь вся уехала в Архангельск не только потому, что работы здесь совершенно никакой нет. Если бы имелось нормальное сообщение с райцентром, может, кто-то и остался. Переправа-то у нас платная, даже зимой по льду. А за машину перевозчик 500 рублей берёт – по нашим меркам это дорого.
Пытаюсь выяснить про свою родню:
– Есть ли у вас тут, в деревне, Селивановы?
Людмила морщит брови:
– Была семья, жила на посёлке, но муж умер, а жена уехала…
– Ты заметил, что сидишь на цветочках? – говорит Миша со значением, и я намёк понимаю: пора. Добавляет полушёпотом:
– Пока тут беседуем о том о сём, последние часы до парома истекут.
Прощаемся уже у калитки. Мимо проезжает необычный механизм на огромных шинах. Мужичок машет нам рукой.
– Это каракат, на нём по болоту за ягодами да на рыбалку милое дело ездить, – поясняет Светлана. – У нас такой же есть, правда сломался. Один раз на юбилей приехало десять человек родственников – чем угощать? Молюсь в храме: «Человек Божий Алексей, ну помоги, рыбки-то нам дай!» Муж поехал на озёра и наловил целый таз золотой рыбки.
– Золотой?
– Так у нас называют местную рыбу, у неё жёлтая чешуя, как бы светится.
Дальше следует полуфантастическая история о том, как кто-то за один сезон насобирал ягод, сдал и купил новую машину. Я такое слышал в деревнях не раз, и ни разу факты не подтверждались. Есть, конечно, такое: всей семьёй в лес, грабилками собирают, дерут мох, портят лес. Но и тут сверхдоходов не получается. А нынче так и вовсе неурожай.
– Тут недалеко была часовня, – напоследок торопится рассказать Людмила. – Убрали и часовню в колхозный гараж превратили. Потом Витя Федотов перекупил её и… заболел. Я говорю ему: «Ты же церковь Божию взял, разве её можно пользовать!» Он со страху-то потом её и продал…
Из дневника М. Сизова:
Идём в местную администрацию, по дороге Светлана рассказывает:
– Вот брат у меня двоюродный заболел, тромб у него. Хирург сказал, что всё, умрёт. Наши уже решали, на каком кладбище его хоронить, кого на поминки звать. Побежала я к Матери Божией клянчить: «Пресвятая Мати, продли ему эту жизнь! Пожалей детей его, они ж ещё не устроены…» После этого повезла его крестить, прошу батюшку Андрея: «Причастите на следующий день». И после причастия кровь из чёрной превратилась в нормальную, розовую. Хирург сказал: «Случилось что-то невероятное».
И мужа моего, Сергея, Матерь Божья спасла, и брата его Гришу. Тоже плакали, что хоронить надо, и вдруг анализы хорошие.
В 90-е годы мы плохо жили, только корова и выручала. И я Божией Матери молилась, чтобы сено у нас было. Вечером почитаю Ей акафист, утром вскочу, помолюсь – и мужа на сенокос снаряжаю. А покушать-то ничего нет, так сварганю что-нибудь. И вот однажды с нашего села уехало косить девять человек. Я на работу собралась, глядь – дождик. Прибежала в библиотеку, бухнулась на коленки: «Матушка Богородица, помоги, огради от дождя!» А дождь всё льёт, не слышит меня Заступница. Вечером сенокосники возвращаются, а моих нету. Начинаю беспокоиться. Потом они появляются, говорят: «Задержались, потому что работы было много». Оказалось, что у соседей-то рядом дождь лил, а на наш участок ни капли не упало, словно под зонтиком оказались! На следующий день история в точности повторилась – и мои за два дня всё скосили и хорошие стога поставили.
– А когда вы в Церковь пришли?
– Когда мне 33 года было. И, как предупреждала бабушка, произошло это из-за моих детей. У старшей дочки какие-то нарывы пошли, которые дали осложнение на почки. Увезли её в детскую больницу в Архангельск. Там лечить неправильно стали, и впала она в тяжёлое состояние. Врач сказал, что надо готовиться к худшему. И мы с мужем выкрали дочку из больницы. Надела я на неё крестик, который привезла с собой, и носила дочуру на руках вместе с иконкой. Этот образ Владимирской Божией Матери мне ещё в юности бабушка дала со словами: «Веришь или не веришь, а когда время придёт, проси Её». И у дочки температура спала. Врач приехал к нам на дом, осмотрел и сказал, что лекарств уже не нужно – здорова. Сразу после этого я с дочкой в храм – её окрестила и сама святое крещение приняла. Вот с этого времени я в Церкви…
Проходим мимо ладного синего домика, в окнах цветочки, на стёклах приклеены какие-то снежинки, птички.
– Это мой дом, – говорит Светлана.
Вспоминаю, что уже больше часа прошло, как ей позвонили и сообщили, что покупатели ждут.
– Светлана, задерживать мы вас не будем, вас ведь ждут.
– Я вас догоню! – говорит она и стремительно исчезает. Исчезает и Игорь. Потом я обнаруживаю его возле мемориала погибшим воинам.
– Вот ищу фамилию своих родных, – объясняет он. – Есть Селиванов Н.П., но родственник он или нет?..
Из дневника И. Иванова:
Мы с Михаилом стоим возле стенда с объявлением об «особом противопожарном режиме» в окрестностях, а над головой собираются чёрные-пречёрные тучи. Читаем объявления о культурных мероприятиях села: спортивный марафон у летней сцены и «пиратская вечеринка “Тысяча чертей”» в доме культуры по 30 рублей за вход. «Недорого за целую тысячу», – говорю Михаилу, и в этот самый миг на село опрокидывается ливень. В здании администрации пустынно и тихо. Цветок в кадке. Только в одном из кабинетов за большим столом молча сидят три женщины и что-то мастерят. Пригляделся: сворачивают из «Правды Севера» «соломку» для плетения. На полках – сплетённые корзинки, вазы, кашне и почему-то большущий муравей в трусах и шляпе.
Оказывается, это кружок плетения для взрослых. Знакомимся с руководителем кружка Татьяной Николаевной Бочневой.
Расспрашиваю об истории села – и самым ярким эпизодом, как видно, оказывается крестный ход в честь 2000-летия христианства, совершённый в июне 2000 года по Двине на колёсном пароходе «Н.В. Гоголь». Тогда из-за мелководья пароход не смог пристать к селу и участников крестного хода хлебом-солью встречали в деревне Коммуна. Потом шли до храма.
– До крестного хода у нас тут постоянного электричества не было, – говорит Татьяна Николаевна, бывшая замглавы администрации. – В советское-то время дизель работал круглосуточно, а в 90-е свет включали только на 2 часа утром и вечером: леспромхоз обанкротился. А после этого крестного хода нас показали по телевизору, отметили, что мы встретили ход лучше всех. Я там, перед телекамерой, упомянула и о проблеме с электричеством. Это на всю страну показали. И уж так совпало или нет, но прежде говорили, что возможности провести свет в деревню нет, а уже осенью от подстанции в Конецгорье бросили кабель, и с тех пор мы с электричеством.
О более старом времени Татьяна Николаевна вспомнила, что здесь, в Усть-Ваеньге, на узкоколейке «впервые освоили мотовоз “Фордзон”». Я усомнился было – на плакатах видел только знаменитый колёсный трактор «Фордзон-Путиловец», но промолчал: чего не бывает! Тем более что в памяти местных жителей остались даже такие детали, как мотовоз на дровах нёсся по рельсам и искры от него разлетались во все стороны.
Большего узнать о прошлом не получилось. Расспросил я, где находится самая старая часть села, старинные дома, – решил, что хоть сфотографирую. Посоветовали сходить на улицу Совхозную. А тут и наша Светлана Викторовна вернулась, взялась нас туда сводить.
Пока шли, делилась последними новостями: медведь давеча на помойку приходил, в лесу нынче пусто – видно, ему голодно; а на озере волки воют разными голосами, люди боятся по ягоды ходить; яблок нынче не будет, неурожай, а в прошлом году 12 вёдер сняла…
Я шёл и с грустью думал о том, что результат моих сегодняшних поисков пращуров близок к нулю. Что ж, всё надо делать вовремя. Разве не я виноват в том, что три десятка лет проносился мимо по другой стороне реки, так и не удосужившись заехать сюда? За прошлым надо обращаться вовремя, когда оно ещё смотрит на тебя. Потом оно сливается с океаном – и прошлым становишься уже ты сам.
А то, что родовой дом не нашёл… Так, скорей всего, его уже и нет. Теперь, после всех разговоров в Усть-Ваеньге, о «побеге» дорогой бабушки – девочки Фёклы – я мыслю чуть иначе. Во всякое время молодые уходят. Как сказал один мудрец, не якорем, а парусом да будет ваш дом. Просто в разное время разные ветра подхватывают и несут их навстречу неизведанному. И это правильно. Главное, чтоб, уходя, они хотя бы иногда возвращались.
Из дневника М. Сизова:
Почти бежим по просёлку, чтобы не опоздать на паром. Собственно, бегу я, а Игорь отстал, фотографирует избы на память. Светлана рассказывает одну из своих бесконечных историй жизни:
– Один раз приехала я от дочери Ярославы. Она родила в Архангельске внука, и я восемь месяцев с ним водилась, потому что дочке надо было заканчивать учёбу. И вот иду я по льду через Двину – январь, девять часов вечера, фонарика нет и ничего на нашем берегу не светится. Полная темень, даже тропки под ногами не видно. Иду, в снег проваливаюсь. Молюсь: «Матушка Богородица, Ты же хозяйка в нашем храме, я Твоя, помоги Христа ради! Вот смотри, я с собой и божественные книги несу, и иконки для храма. Мне бы только до другого берега добраться!» И представляете, вдруг от икон, которые в сумке лежали, голубой свет пошёл. И тропинка стала видна, даже тени на освещённый снег упали. Поставила я на снег тяжёлые сумки, читаю «Отче наш» и «Богородицу», а кругом голубой свет! Оглядываюсь, может, это фары машин светят? Нет, вокруг ни огонька. Потом думаю: «А чего я стою, это же мне дорогу Божья Матерь осветила!» Поспешила дальше, читаю молитву, но, как только прерываюсь, свет меркнуть начинает. Я снова молиться – и снова светло. Дошла до берега, потом до дома, младшая дочка: «Мама, мы тебя потеряли!» Отвечаю: «Доча, такое чудо, словно фонариком мне дорогу освещали!..»
Вот и мы подошли к берегу. Широченная река, через которую Светлана ходила «с фонариком». Паром уже готов забрать нас.
Реку часто сравнивают с жизнью. Кажется она бесконечной, течёт и течёт. Но при этом всегда куда-то впадает – и мы знаем куда. Устье обнаружить легко. А вот исток её, состоящий из множества ручейков, – поди найди его.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добрый день!
Спасибо за публикацию. Всё так было. Сейчас стало ещё хуже.Средняя школа существует последний год. Потом …? Нет детей. Народу стало совсем мало. по программе переселения из ветхого жилья много народу переселили …в Березник. Администрация теперь в Рочегде за 80 км от нас. Оптимизировали! Всё правобережье – одна администрация.
Так что на Усть – Ваеньге , видимо кем-то где- то поставлен крест…
Если бы раньше, то про Селивановых, действительно, можно было бы узнать. Мой папа местный житель, мне кажется про всех всё знал. Беда и моя тоже, что мало с ним разговаривал, ещё меньше записывал… Понимаем только , когда человек уйдёт…Так то в переписи 1762 года Селивановых несколько семей проживало.
Ну и есть ещё одна неточность в публикации. В Сийском монастыре НЕТ белокаменных соборов. Всё кирпичные . Я пробежался по фото с сайта соборы.ру,- в Архангельской области ОДНА белокаменная церковь (сохранившаяся), и она в Усть – Ваеньге. Уникальна! А белый камень возили из Орлецов на лошадях зимой . Про лето сведений нет. Может быть вам интересно будет…
С уважением Мошарев Александр Павлович. Житель д. Высоуша.(3 км от Усть- Ваеньги)
Александр, спасибо за уточнения.
По переселению – да, кажется, когда-то власти очнутся, начнут здраво планировать, разработают осмысленную схему, а не свозить всех туда, где “дешевше содержать”… Но, похоже, при жизни этого не дождаться уже. Правобережье, по-видимому, до самой Пинеги должно обезлюдеть…