Наше разделение
16 июля представитель Следственного комитета РФ сообщил, что повторное исследование подтвердило подлинность останков императора Николая Второго и его семьи: «После завершения двух повторных судебных экспертиз по уголовному делу будет принято итоговое процессуальное решение».
Этого заявления следовало ожидать. По советской традиции у нас принято ударно завершать что-либо к дате, особенно если она круглая. Захоронение Царской Семьи было осуществлено в усыпальнице Петропавловского собора в Санкт-Петербурге тоже к дате – 17 июля 1998 года. Подгоняли следователей, торопили экспертизы, давили на Церковь, а вышло вон что…
Многие православные по той же самой советской привычке полагали, что вопрос о признании останков Царской Семьи будет решён к 100-летию расстрела. Тем более когда стало известно, что в Екатеринбурге в годовщину трагических событий состоится выездное заседание Синода. Но этого не произошло. И к лучшему.
В пресс-службе Патриархии заявили, что окончательное решение о подлинности «екатеринбургских останков» примет Архиерейский Собор, сроки проведения которого не определены. А «тема не стоит на повестке – просто потому, что ещё не завершены все исследования».
Был какой-то высший смысл в том, что Церковь, скажем так, осторожно отнеслась к перезахоронению 1998 года. Хотя бы потому, что в 2007-м были найдены ещё останки, предположительно детей императора, Алексея и Марии, – незахороненные, они хранятся ныне в Новоспасском монастыре. Но…
«Вера» представляла на своих страницах обе точки зрения – и противников признания мощей, и сторонников. В полемику, время от времени вспыхивающую среди церковной общественности, мы старались не добавлять горючего – дабы не сеять раздор. И без того разделение это – одно из самых болезненных в нашей Церкви, ведь противостоят друг другу почитатели Царя-мученика, равнодушных этот вопрос вообще не занимает. Лично я считаю, что мощи – подлинные. Есть в редакции другие мнения. Так что разделение прошло и по нам.
«За 20 лет, прошедших со времени захоронения “екатеринбургских останков” в Петропавловской крепости, не было отмечено случаев паломничества к ним со стороны верующих, какое обычно бывает к святым мощам», – констатируют в Санкт-Петербургской епархии и добавляют, что ничего не известно о чудесах, которые происходили бы по молитвам верующих у останков в усыпальнице собора.
Грустно читать это. Откуда ждать чудес, ведь они даются по вере. А какая уж вера из-за этих склок вокруг… И вот, предположим, после всех долгих исследований Собор признает официально «екатеринбургские останки». Явятся ли вера и широкое почитание мощей в отравленной за годы вражды атмосфере?
Наше разделение надолго переживёт все экспертизы, да и самих нас.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Старца Николая (Гурьянова), которому в ту пору было 9 лет, Господь сподобил быть тайнозрителем ужасной ритуальной расправы над всеми членами царской семьи и их слугами. Отрок видел все подробности. Батюшка сказал, что тела убиенных расчленили и сожгли, а что не сгорело, уничтожили серной кислотой. Головы отрезали и отправили в Москву. Никакая комиссия не убедит после этого меня в подлинности каких то останков. Задача всей этой возни – скрыть ритуальный характер убийства.