Странная дискуссия
Во время паломничества в Иерусалим одним из сильных впечатлений для меня стало посещение храма Гроба Господня. Это неудивительно. Память, однако, задержала ещё одно неожиданное впечатление. Оказалось, что в каких-то пятидесяти метрах от Голгофы и в десяти – от места, где находился в узах Спаситель, есть общественная уборная. Да, внутри храма. Да, я заходил в неё (правда, в большей степени из любопытства), как и паломники, и священнослужители – греки, арабы, русские. Да, в ней далеко до той чистоты, которую можно видеть в туалетах европейских храмов. Но в целом что тут обсуждать: туалет и туалет.
Какое же изумление у меня вызвали новостные заголовки в конце мая: «РПЦ и 700 тыс. прихожан выступили против размещения туалетов в храмах». Подписи успели собрать члены «Благотворительного фонда Рождества Богородицы». Читаю и… глазам своим не верю: «Очень может быть, что враг рода человеческого придёт как раз через туалеты в храмах. Не случайно же люди, испытавшие клиническую смерть, говорят, что “там” пахнет канализацией… Убедительно просим всех активных православных христиан встать на защиту чистоты православных соборов, храмов, церквей и сохранить культурное наследие России для будущих поколений».
Поводом для бучи стали разработанные по поручению Минстроя России новые правила проектирования храмов, по которым допускается размещение туалетов «в западной части притвора». Эта норма была прописана в «Своде правил по проектированию» ещё 1999 года. Теперь уборными предлагают оборудовать и старинные храмы.
Быть может, это и удобно, но вряд ли возможно, да и дорого. Об этом бы и говорить. Но разговор православные эксперты зачем-то повели «вообще». Председатель Экспертного совета по церковному искусству и древлехранитель Московской епархии прот. Леонид Калинин заявил:
«Традиционно туалеты в храмах не размещали. Это нонсенс, что сейчас пытаются в угоду каким-то гражданским нормативам как для общественных зданий внести это как обязательную норму. В этом необходимости нет, во-первых, потому, что, как правило, если речь идёт о городских храмах, там всегда есть достаточное количество учреждений общепита, где всегда существуют по нормам туалеты. В конце концов, можно ими воспользоваться».
Традиционно в храмах не было лампочек, например. И что теперь, обходиться свечами? Не было и парового отопления, а только печное… «Храм – это место молитвы, а не место отправления нужд», – сообщает уважаемый протоиерей. Но владельцы общепита точно так же могли бы сказать: кафе – это место принятия пищи, а не отправления нужды. Но законом их в своё время заставили устроить туалеты на своей территории, и это правильно.
Это вообще какой-то очень московский взгляд: точек общепита вовсе не так много, как кажется из пределов Садового кольца. Кроме того, рекомендуя кабинки в 50 метрах от храма, может быть, следует вспомнить и о тех православных, которые живут в условиях 30-градусных морозов зимой, об инвалидах, немощных стариках и малышах? «Когда вам будет за 80 лет и у вас, возможно, как и у многих дедушек и бабушек, будет недержание мочи – тогда и будете писать про “удобства во дворе”», – возмущаются в комментариях прихожане. Наверно, лучше размещать туалеты на прихрамовой территории. Но не у всех городских храмов есть дворы и пристройки.
Это просто какая-то болезнь у нас – в бытовых вопросах доводить градус обсуждения до судеб вселенского православия, разоблачений «безбожной власти» и пр. Вместо того чтобы говорить о правильном гигиеническом обустройстве туалетов, вентиляции, чтоб не пахло, и звукоизоляции, чтоб не шумно было, шумим на всю страну о том, что «святость православных храмов не сочетается с понятием “туалет”». Как будто других проблем у нас нет.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Каноны, или Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец:
Храмы не расхищать и не превращать в обыкновенные жилища, а превращенные восстанавливать (Правило 13 седьмого Собора, Никейского, 783—787 гг.).
Внутри храма не должно есть, пиршествовать, ложе постилать и трапезу братолюбия совершать (Правило 74 шестого Собора, Трульского, 691 г.), (Правило 28 Лаодикийского Собора, около 364 г.), (Правило 51 Карфагенского Собора, 318 г.).
P.S. О размещении туалетов в храме не сказано ничего. Святые отцы и подумать не могли, что
кому-то в голову может придти мысль размещать в ХРАМЕ туалет. При освящении православного
новопостроенного храма, освящается не только алтарь, но и весь храм.
Одно из основных свойств Божьих – Его вездесущие, поэтому молиться православному христианину можно везде, в любом месте. Но есть места исключительного присутствия Божия, где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие места называются храмами Божиими или церквами. Храм есть освященное здание, в котором верующие славословят Бога, благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах.
Господь напомнил окружающим слова, сказанные через пророка Исаию: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» – и добавил от Себя: – «а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11: 17)
Каноны, или Книга Правил Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец:
Храмы не расхищать и не превращать в обыкновенные жилища, а превращенные восстанавливать (Правило 13 седьмого Собора, Никейского, 783—787 гг.).
Внутри храма не должно есть, пиршествовать, ложе постилать и трапезу братолюбия совершать (Правило 74 шестого Собора, Трульского, 691 г.), (Правило 28 Лаодикийского Собора, около 364 г.), (Правило 51 Карфагенского Собора, 318 г.).
P.S. О размещении туалетов в храме не сказано ничего. Святые отцы и подумать не могли, что кому-то в голову может придти мысль размещать в ХРАМЕ туалет. При освящении православного новопостроенного храма, освящается не только алтарь, но и весь храм.
Одно из основных свойств Божьих – Его вездесущие, поэтому молиться православному христианину можно везде, в любом месте. Но есть места исключительного присутствия Божия, где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие места называются храмами Божиими или церквами. Храм есть освященное здание, в котором верующие славословят Бога, благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах.
Господь напомнил окружающим слова, сказанные через пророка Исаию: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» – и добавил от Себя: – «а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11: 17)