Наш царь и мы

В 1991 году в № 27 нашей газеты вышла первая публикация об Императоре Николае II, озаглавленная «Удерживающий». Мы писали: «Хотим скромно почтить память отрёкшегося Государя и его семьи, злодейски убитых большевиками в г. Екатеринбурге 17 июля 1918 года, в 1 ч. 15 мин. ночи».

И вот 27 лет спустя – столетие этой знаковой даты в истории Отечества. С тех пор о Царе вышли десятки публикаций у нас, тысячи – в других СМИ, на телевидении, в Интернете. И что? Разве что в 90-е и начале «нулевых» было какое-то движение: интеллигенция обсуждала новую для неё тему – «греха цареубийства», «предательства народа». Потом её увлекли дела иные, а в обществе появился термин «царебожники», вновь, как только разговор заходил о Царе, всплывали «кровавое воскресенье» и «позорное отреченье». В этом номере мы печатаем материал нашего корреспондента Владимира Григоряна о попытках установки в г. Кирове памятника Царской Семье. Это ещё одна грустная история. Такое ощущение, что не было написано ничего в прошедшие годы и вся просветительская работа псу под хвост.

Среди таких вот разговоров как-то я услышал: «Что вы со своим Царём носитесь как с писаной торбой, народ только раздражаете! Ведь многих расстреляли бессудно в то время. Зачем нам ваш Царь?»

В самом деле, что для нас Царь, Царская Семья?

Известно, что для коммунистического электората царство – синоним «всего плохого», в сознании другой части соотечественников это некая идеальность бытия, «всё хорошее». Даже признавая святость Государя, некоторым недостаточно просто молиться небесному заступнику, они настаивают на идее «царя-искупителя», другие же сразу переходят к самодержавной монархии, дескать, «царь грядёт», «старцы пророчествовали» и вообще Библия знает только царей.

Но вот вопрос: при чём тут расстрелянная Царская Семья?

Я тоже считаю монархию оптимальной для России. Не раз писал, что монархия – это не диктатура, царство вполне может быть и свободным, и справедливым, что важнее. Хотя тем, кто говорит, что монархия заповедана Богом, хотел бы напомнить, что в Библии еврейский народ принял эту форму правления только как необходимое зло, чтобы от соседних народов как-то обороняться. Ныне время иное, и для обороны страны цари вовсе не обязательны.

Читаю в новостях: в Августейшем семействе Британии неожиданная коллизия: 55-летний кузен королевы Елизаветы, лорд, – не буду называть имени – заявил о намерении сыграть «однополую свадьбу». Это после 16 лет традиционного брака и рождения троих детей. Да, такие вот выкрутасы нашего времени. Но разве это что-то новое? Ничуть. Вспомним участие родственников Николая II в убийстве Распутина, кутежи и те же нетрадиционные пристрастия. Невольно задумаешься: отсутствие царской семьи в наше время, может быть, даже плюс – меньше риска, ведь если царь с окружением окажутся негодными, их не сменишь, как президента с его администрацией.

Или другая идея, о которой в последние годы много говорят, – примирение. Пострадавшая Царская Семья как образ примирения «белых» и «красных». Мы, православные, очень много ошибок тут совершили: не смогли в 90-х чётко в своих высказываниях отделить антисоветизм от антибольшевизма. В результате потеряли союзников – тех, кто считает Советский Союз обществом справедливости. Но немало и тех, кто думает наоборот: чтобы снискать милость Божию к России, нельзя примирять дьявола с Богом, Советы с Церковью… При этом вопрос остаётся открытым: ну, примирились мы, даже задружились – а дальше что? Примирение не может служить идеей на долгую перспективу.

Заявить «нам нужно примирение» – всё равно что сказать «нам нужен сад». Повторяй это сколь угодно – сад не появится. Нужно искать и отбирать семена, удобрять землю, ухаживать за ростками. Вот тогда и будет сад.

Много лет назад, ещё студентом, мне довелось с отцом побывать в Тобольске. Тогда о том, что здесь отбывал ссылку Император с семьёй, нам говорили почему-то полушёпотом. Мне казалось, что город может гордиться тем, что здесь Царская Семья прожила с августа 1917 г. по апрель 1918-го (они были эвакуированы потому, что местные жители относились к пленникам сочувственно), но в городских музеях об этом невозможно было узнать. Со всем своим молодым максимализмом я решил, что живут в Тобольске, должно быть, потомки большевиков-палачей, которым наплевать. Но был неправ. Все эти годы по крохам собирались материалы, и когда я побывал в старинной столице Сибири пять лет назад, то нашёл в бывшем доме губернатора, где томились пленники, пусть и скромный, кабинет-музей Императора Николая II. А 29 апреля этого года в этом здании начал действовать Музей семьи Императора Николая II. Он станет центром проекта «Императорский маршрут».

Вспомним притчу Божию о зерне. Оно должно упасть в землю, и до поры до времени его не будет видно, и может показаться, что оно уже не живо. Но оно укрепляется в почве, даёт росток и корень – для этого нужно время. Всё настоящее совершается медленно. Постепенно и втуне совершаются изменения как человека, так и общества.

Потому не унывать надо, а растить сад. Тяжело вскапывать почву, проращивать не только цветы памяти, но и деревья добрых дел. Важно образование, просвещение людей. Но не должно быть иллюзии, что удастся просветить и убедить всех. Никогда так в истории не было: люди склонны поддерживать лишь распространённые, привычные мнения. Учёные экспериментально выяснили: если число людей в обществе с иным, каким-то новым мнением меньше 10 процентов, то эта идея почти никого не интересует. Но когда новину поддерживает уже каждый десятый, независимо от его общественного положения, изменения происходят лавиной. Вот эту десятину общества нужно нам прежде всего взращивать, чтоб изменился взгляд на подвиг и значение Царской Семьи.

Мы знаем о духовных законах, но плохо знакомы с законами, по которым живёт общество: психологическими, социальными. А ведь их, как и законы природы, тоже дал Господь. Многие из них – это, по сути, вариации на тему Христовой притчи о зерне: до поры до времени… а потом вдруг…

Есть, например, «закон разбитого окна»: если долго на улице стоит дом с разбитым окном, то через какое-то время будут разбиты и другие окна в этом доме. Мы полагаем (и это правильно), что прежде всего личность ответственна за свои поступки. Но мы недооцениваем значение обстоятельств, в которых находятся люди. В благоприятной обстановке большинство будет контролировать себя, вести прилично, а в ситуации хаоса станет разрушителем. Значит, надо «стеклить окна»: труд по облагораживанию окружающего нас мира, снижению агрессии, борьбе за справедливость – не бесполезен.

На этом долгом пути образ Императора Николая – его отношение к долгу, его верность Христу, безграничный патриотизм, образцовые отношения в семье да много ещё чего – будет нам опорой.

Оглавление выпуска  Следующая публикация →

Добавить комментарий