«Доброписцы» Святой Руси
24 мая – память свв. Кирилла и Мефодия и День славянской письменности
Святых братьев Кирилла и Мефодия, подаривших славянам азбуку и начавших переводить для них священные книги с греческого языка, Церковь почтительно называет «великими учителями словенскими». Много потрудились они для того, чтобы в Болгарии и Сербии, Хорватии и на Руси зазвучало слово Божие на понятном их жителям языке. Кирилл и Мефодий оставили после себя учеников, а те продолжили благое дело: кропотливо, страница за страницей, переписывали святые книги.
И когда в конце X века великий князь Владимир крестил Русь, из Болгарии сразу же стали присылать нам богослужебные тексты, написанные по-церковнославянски. Прошло совсем немного времени, и в нашем Отечестве появились свои переписчики и свои изографы, то есть иллюстраторы, да ещё какие! Первые же рукописные книги (например, знаменитое «Остромирово Евангелие», созданное в 1056-1057 годах) поражают удивительным совершенством исполнения.
До XV века книги писали на пергамене – так называлась особым образом выделанная кожа. Сшивались листы, как и сейчас, в тетради, а тетради – в книжный блок. Обложкой служили массивные, обтянутые кожей доски, они-то и не давали пергамену портиться.
Текст писали тёмными чернилами, но не чёрными, а коричневыми, с буроватым оттенком. Мастера трудились с благоговением к Божьему слову и старались, чтобы страница выглядела торжественно и красиво. Выводили заглавную букву (инициал) покрупнее да позатейливее – будто сказочный цветок расцветал на поле, «засеянном» коричневыми зёрнами букв. В начале книги мастер обычно помещал красочные миниатюры, а перед каждой главой – заставки из орнаментов. И книга получалась как бы освещённой этими яркими узорами, точно фонарями, – не зря специалисты по древним рукописям даже такое слово придумали: «иллюминированные книги».
Правда, совсем немного книжных сокровищ Древней Руси дошло до нас. Для примера: в Армении, которая приняла христианство в IV веке и не знала опустошительных набегов захватчиков и огня пожаров, сохранилось 5-7 тысяч иллюстрированных древних рукописей! У нас же после татаро-монгольского ига остался горький дым пепелищ, разорённые храмы и монастыри – а ведь там чаще всего и хранились рукописи. Было где разгуляться в деревянных городах Руси и другому врагу – пожару. В огне погибло множество рукописных шедевров. Один только пожар 1547 года, в одночасье охвативший всю Москву и даже царские палаты, спалил сотни драгоценных древних книг. И быть может, чтобы хоть как-то восполнить потери, царь Иван Грозный повелел своим мастеровым людям создать такую книгу, равной которой не было и не будет в мире, – настоящую Царь-книгу! (Кстати, знаменитые Царь-пушка и Царь-колокол появились после неё.) И вот 15 государевых писцов и 10 художников принялись за работу. И спустя восемь лет неустанного труда представили пред царские очи десять внушительной толщины томов. В книгах описывалась вся мировая история от сотворения мира, а также история Руси. Название Царь-книге дали такое: «Лицевой летописный свод Ивана Грозного». «Лицевой» – то есть с изображением «в лицах», иллюстрированный. Больше 16 тысяч миниатюр украсили листы этих книг!
Летописный свод – бесценный литературный, исторический и художественный памятник мирового значения. Слава Богу, он уцелел.
Его тома находятся, для пущей сохранности, в трёх местах: в Государственном историческом музее, в библиотеке Российской академии наук и в Российской национальной библиотеке.
Когда на Руси началась эра книгопечатания, рукописи ушли в прошлое. Но не везде. У староообрядцев, например, не было доверия к новым церковным книгам, появлявшимся после раскола Церкви, и они продолжали переписывать древние, ценя их больше всех богатств на свете. Часто книги переписывались женской рукой. Одна из таких переписчиц и художниц жила в Коми крае в прошлом столетии. Ольга Петровна Коровина разделила горькую судьбу всех страдальцев за веру, а книги, переписанные и украшенные ею, были брошены в печь…
Но, как цветок прорастает меж камней – там, где его не должно быть, – явились миру и чудом уцелевшие письмена и рисунки Ольги Петровны.
Будем же ценить, друзья, эти сокровища, которыми обязаны мы и равноапостольным Кириллу и Мефодию, и всем «доброписцам» прошедших веков. Низкий им поклон!
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий