Цена правды
В этом году исполняется 140 лет со времени освобождения Болгарии от османского владычества, и на торжества по случаю этой даты в начале марта в Болгарию отправился Святейший Патриарх Кирилл.
Нельзя сказать, чтобы его визит болгарские СМИ представили как нечто значимое – комментаторы отмечали, что даже когда с Афона в страну привозят какую-нибудь почитаемую икону, освещают это куда активнее. На литургии в кафедральном соборе Александра Невского в центре болгарской столицы, на которой Патриарх Кирилл сослужил Патриарху Болгарскому Неофиту, присутствовало лишь около сотни верующих да вполовину того представители прессы. Недоброжелатели, однако, событие это не оставили без внимания: служба безопасности перед визитом обнаружила в Интернете несколько десятков угроз Патриарху – в результате меры безопасности были усилены и за бортом торжеств на горе Шипка оказалось множество православных.
Далее был торжественный приём, на котором президент Болгарии Румен Радев возгласил: «Мы не забудем ту помощь, которую оказали нам немцы, французы, португальцы, голландцы, финны, латыши, литовцы и эстонцы. Это праздник не только для Болгарии, но и для всего Евросоюза и НАТО». У любого мало-мальски знакомого с историей человека эти слова не могут не вызвать оторопи. Кто-кто? Немцы? Финны?
В 1877 году восстание болгар против 500-летнего турецкого ига было жестоко подавлено, за православных «братушек» вступилась одна только Россия. В результате этой военной кампании мы потеряли 23 тысячи воинов. Сражение под Шипкой, бои под Плевной… и 200-тысячная армия Осман-паши была повержена, а сам он пленён. К слову, именно вмешательство Англии тогда помешало русской армии взять Царьград. Но Болгария получила независимость…
Дипломаты из европейских стран вряд ли ожидали, что в ответном слове Патриарх Кирилл не станет привычно распыляться о «русско-болгарской дружбе», а выскажется столь жёстко. «Россия не посмотрела на Европу, – сказал Святейший. – Движимая своей любовью, ослабленная и не имеющая никакой политической поддержки в мире, начала борьбу. Это великий пример того, как духовная, культурная солидарность превозмогает политический прагматизм. Я рад, что могу вам это сказать. Не Польша, не Литва – Россия! Мне трудно было слышать все эти ссылки на участие других стран в освобождении. Ни польский, ни литовский сеймы не принимали участие в решении о начале войны с Османской империей. Надеюсь, СМИ нас слышат и передадут моё разочарование неправильной интерпретацией. Мы за историческую правду, господин президент. Мы завоевали её своей кровью, и не может быть никаких политических и прагматических причин, чтобы её замалчивать и неправильно интерпретировать. У меня двоякое впечатление от юбилея, и я открыто скажу об этом на весь мир».
В аэропорту Патриарх Кирилл вернулся к теме: «Оказывается, лейб-гвардии финляндский полк принимал участие в освободительной борьбе! Но это был полк российской гвардии, расквартированный в Финляндии. Точно так же и полки, расквартированные в Польше. В истории Польши и Финляндии нет этой страницы. Она кровавыми буквами написана в истории России…»
В Болгарии действительно есть памятник солдатам лейб-гвардии финляндского полка под командованием генерал-майора В. Лаврова. Сам он был сражён пулей во время атаки на позиции турок. И лейб-гвардии литовский полк отличился, захватив в бою под Карагачем 23 турецких орудия.
Сегодня отношения Болгарии и России нельзя назвать дружественными. Только в прошлом году памятник Советской армии оскверняли трижды, а памятник Алёше в Пловдиве залили краской накануне 60-летней годовщины его установки. Болгария запретила строительство российского газопровода «Южный поток», а когда нашим самолётам понадобилось перевезти гуманитарный груз в Сирию, закрыла своё небо. Ирония в том, что нынче в Болгарии «прорусский» президент – ещё несколько лет назад на подобных торжествах об участии России в освобождении Болгарии вообще не упоминалось.
Удивительна ли сложившаяся ситуация? Ничуть. Ведь в прошлом веке болгары дважды участвовали в войнах против России. Вот и сейчас, едва выйдя из Варшавского пакта, тут же стали членом НАТО.
Для меня всегда было загадкой, откуда эта чёрная неблагодарность и предательство? В Удорском районе Коми Республики при СССР болгары работали на лесозаготовках, построили три благоустроенных посёлка в парме. Рубили лес беспощадно, но ведь в порядке «дружеской помощи» с нашего согласия. Я немало общался с болгарами, мысленно пытаясь ответить на ещё тогда снедавший меня вопрос. Весёлые, открытые, работящие люди… В чём же дело? И вот к какому субъективному выводу пришёл: хоть и трудились они лесорубами, но в глубине души оставались простыми крестьянами со всеми их достоинствами и недостатками (например, уезжая после разрыва межгосударственного контракта, по-хозяйски грузили в контейнеры даже вырванную из туалетов сантехнику). В этом смысле они очень похожи на украинцев-селян: та же «хата с краю», так же легко управляемы. Простые болгары, может быть, и хотели бы, чтобы их страна дружила с Россией, но кого интересует их мнение? Как в любой бедной аграрной стране политические решения принимает малая группа, этой стране фактически чуждая.
Кстати, как эти прозападные силы отреагировали на ситуацию? Вот что пролаял вслед нашему Предстоятелю болгарский вице-премьер Валерий Симеонов: «…Кто он? Это не восточноевропейский духовник. Это агент Михайлов, второразрядный агент советского КГБ… Представьте себе: Патриарх Неофит поедет к Путину и начнёт объяснять, кто такие Кирилл и Мефодий… Второразрядный агент советского КГБ будет нам рассказывать, что верно, а что нет. Так не получится». Заметим: Патриарх Кирилл не раз в ходе визита говорил, что именно болгарские просветители Кирилл и Мефодий особо почитаются в России.
Что ещё порадовало, так это поддержка россиянами Святейшего. И не в патриотизме дело. Даже в православной стране такие слова, сказанные руководителю государства, – это бомба. За них придётся заплатить репутацией в глазах западников – в следующий раз и не пригласят.
Но дело в том, что ценится народом, особенно православным, не правда вообще, а та, за которую требуется заплатить – когда просто комфортом, а когда и кровью.
Вот если бы, к примеру, в Госдуме Святейший не просто призывал депутатов отменить государственное финансирование абортов, а назвал бы пофамильно тех, кто лоббирует аборты, глядишь, эффект был бы совсем иной. Но за это пришлось бы поплатиться обретением влиятельных врагов…
Ныне много говорится искренних, правдивых слов, но утекают они без следа, потому что не запечатлены. Всяк человек жаждет настоящей правды, но ещё более – правды Божией. А она даётся только через жертву.
Добавить комментарий