Не делай добра, а то… Что?
Этой осенью владелица сети магазинов в Калуге Яна Гурова решила присоединиться к объявленной губернатором акции «Полка добра»: её магазин стал бесплатно раздавать хлеб пенсионерам. Но «реальность оказалась жестокой»: хотя пенсионеров и просили приходить за хлебом позже, обещая, что хватит на всех, они толпились у магазина ещё до открытия, скандаля и дерясь, после чего негодование направляли на продавцов. Предприниматель была вынуждена отказаться от акции.
Десятки информагентств переписали эту «сенсационную» новость, вспомнив и другие подобные случаи. Так, год назад красноярский коммерсант Николай Остапенко также прекратил бесплатную раздачу хлеба спустя три месяца. У него хлеб мог получить каждый пожилой человек без предъявления документов, выдавали до 80 буханок в день. Но выяснилось, что действительно нуждающиеся старики стесняются получать помощь и ведут себя скромно. А приходить стали такие, от которых просто плакали продавцы. «Наглые, цепкие, обматерят не задумываясь», – рассказывал Николай. Обвиняли продавцов, что те воруют, прячут, недодают. Николай начал другую социальную акцию: стали продавать хлеб по 7 рублей, но это не вызвало спроса.
Комментаторы по-разному отнеслись к ситуации. Кто-то высказался в духе Цицерона, который «благодеяния, оказанные недостойным» называл злодеяниями. Кто-то упрекал стариков в советской привычке к «халяве». Многие посчитали, что помогать следует «удочкой», а не «рыбой», что бесплатное впрок не идёт. И только добровольцы, непосредственно помогающие старикам и постоянно натыкающиеся на их подозрительность и обвинения, отреагировали мудро: не удивились, а заметили, что помогать страждущим следует не ради «спасибо».
В этом смысле им ближе всего позиция предпринимателя Мамуда Шавершяна из г. Струнино на Владимирщине. Он уже 8 лет раздаёт хлеб пожилым – наказ помогать людям ему дал дед, ветеран войны. Всего в месяц Мамуд выдаёт 10 талонов в одни руки на получение батона и половинки чёрного. Люди быстро привыкли и, уверенные, что хлеб им предоставляет государство по распоряжению Путина, начали устраивать скандалы, когда хлеб заканчивался, грозились «исписать всю книгу жалоб», жаловаться в прокуратуру, заявляли, что «чурка» Мамуд ещё и зарабатывает на этой акции, «отнимая» у людей половинку чёрного хлеба. При этом писали благодарности губернатору. Даже жена упрекала Шавершяна за бесплатную раздачу хлеба при такой неблагодарности, но изменила мнение, когда увидела попытку старика поцеловать руку мужу в благодарность: «Мамуд, прошу, ради меня найди возможность, внеси в списки на талоны ещё 50 человек». И Мамуд сказал действительно христианские слова своим продавщицам: «Девочки, этим людям никто никогда не помогал, поэтому они не верят в добро и злятся. Но мы не ради их “спасибо” это делаем, пусть кричат, пусть».
Вспоминаются слова отца Павла Груздева: «Никакое доброе дело не обходится без препятствий и скорбей». Мы помним слова Писания: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Зная природу человеческую, Господь этим наказом ещё и оберегает благотворителей от разочарований: когда жертвуешь через разного рода благотворительные фонды, анонимно – меньше шансов натолкнуться на подозрительность. Вот и Яна Гурова из Калуги не бросила благотворить, но теперь будет отчислять процент от прибыли в детский фонд.
Вот ещё о чём бы нам задуматься: как же любим мы обвинять богатых людей во всех грехах! А ведь страшно не богатство само по себе, оно – сильное искушение, и только. Но и бедняк не застрахован от страстей – зависти, дерзости, злобы. Не научившись благодарности к Богу за то, что Он даёт, не обрести веры, не стяжать Царства Небесного ни тем ни другим.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий