Рождество и озорство

Детский Рождественский праздник, 1923 г.

Интересно, что в Новосибирске проживает человек, не понаслышке знающий, как отмечали Рождество до революции, так как сам когда-то мальчишкой колядовал по сложившемуся годами сценарию. Речь идёт о протоиерее Павле Патрине, о котором наша газета рассказывала в публикации «Пути человеку» («Вера», № 729, апрель 2015 г.). Родился будущий священник в Китае в 1939 году в семье русских эмигрантов. Русская диаспора там была, пожалуй, самой многочисленной. Перебравшись в эту страну, русские люди перенесли туда свои обычаи и жизненный уклад. Города и посёлки Северного Китая, населённые русскими, десятилетиями мало чем отличались от дореволюционных русских поселений. С размахом, как это было когда-то в России, отмечались церковные праздники. Вот как описывает отец Павел рождественские дни:

«К празднику Рождества Христова готовились загодя. В течение Рождественского поста исповедались и причащались Святых Христовых Тайн. В доме обычно производили побелку, уборку. За несколько дней до праздника начинали заботиться и об угощении. Готовили мясное и стряпню. Новый год до праздника Рождества Христова мы никогда не встречали. Вообще такого внимания этому дню – Новому году – не придавалось, как в настоящее время. Мы жили по церковному календарю. Ёлку наряжали под Рождество. Детишкам под неё клали недорогие подарки.

Рождественские подарки

Мы, детвора, готовились по-своему. Несколько человек, в основном это мальчишки, собирались в чьём-нибудь доме и спевались. Разучивали песнопения, чтобы потом пойти славить. Вечером под праздник Рождества Христова мы ходили со звездой славить. Уголки звезды оклеивали разноцветной бумагой, в центре приклеивали бумажную иконочку Рождества Христова. Звезда делалась из двух восьмиугольников, внутри которых была пустота, крепилась на палку, а в центре устанавливалась небольшая свеча. Как только начинало темнеть, мы зажигали свечу и со звездою выходили на улицу. Через плечо у каждого – матерчатая сумка под подарки. Шли из дома в дом. Войдя в дом, мы снимали шапки, крестились на иконы в переднем углу и начинали петь стих:

Я умом ходила в город Вифлеем
И была в вертепе, и видала в нем,
Что Христос Спаситель, Царь, Творец и Бог,
Родился от Девы и лежит убог…

По окончании поздравляли с праздником и нам в сумки клали конфеты, семечки, орешки, пряники, иногда копеечки – кто что приготовил для христославов. Мы благодарили, надевали шапки и шли в другой дом. Так ходили несколько часов. Очень красивое зрелище, если посмотреть на христославов ночью. Потом отдыхали. Многие ребята с родителями шли в храм на ночную службу. Рождественская служба заканчивалась рано. Детишки немного отдыхали и снова шли славить. Теперь уже без звезды, налегке. Утром мы пели тропарь и кондак праздника Рождества Христова. В кондаке есть такие слова: “Волсви же со звездою путешествуют”, но некоторые ребятишки пели: “Волки со звездою путешествуют”. У знающих это вызывало улыбку, их поправляли, объясняли.

изображение с сайта gosobzor.ru

Наступали Святки. Святые дни начинаются с праздника Рождества Христова и продолжаются до 18 января, Крещенского сочельника. Особенно какого-то значения Святкам не придавалось. Под четырнадцатое января, старый Новый год, ходили ряженые, стучались в окна, пели разные песни, поздравляли с праздником. Молодёжь иногда озоровала, но все шутки были безобидными».

Фотографии города Харбина 1930-х годов:

На катке. Фото с сайта humus.dreamwidth.org

Улица Харбина, 1930 г. Фото с сайта humus.dreamwidth.org

Харбин зимой. Фото с сайта diletant.media

Детский бал. Фото с сайта harbin-gid.ru

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий