Золотою нитью вышью…

Ремёсла Русского Севера

В погожий осенний день в лесу, бывает, так и залюбуешься прощальной красотой северной природы. И захочется сравнить землю, убранную багряными и золотистыми травами, с вышитой иконой, а листья берёзы, что светятся на фоне тёмных елей, напомнят расшитую золотом хоругвь… «Золотом? Из этого металла делают серьги и кольца, но разве можно золотом вышивать?» – спросите, наверно, вы. Оказывается, можно. Да ещё какую красоту вышивали в старину мастерицы-золотошвейки!

Вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид церковного рукоделия. Пришла она к нам из Византии вместе с православной верой. Помните, как поражён был великий князь Владимир благолепием православного богослужения? – убранством храма, пением, иконописью… Он понял, что золото и серебро в церквах не имеют ценности сами по себе – они лишь символ славы и красоты Царства Небесного.

Вышивка золотой и серебряной нитью – очень древний вид церковного рукоделия (avtoclass83.ru)

Вот почему так великолепны одежды православных священников, и вот почему кропотливо и долго могла мастерица вышивать одну плащаницу или хоругвь. Не себя хотели прославить все, кто трудился над благолепием храма, а Бога. Поэтому чаще всего на искусно выполненных иконах или вышивках прежних веков мы не найдём имён автора.

Ремесло это, появившись на Русской земле, особенно прославилось в некоторых её уголках: на северо-западе это Торопец, Псков и Торжок, в центральной части страны – Арзамас, Лысково и Городец… Ну а у нас на Севере – Олонец и Каргополь.

Золотом вышивали и одежды священнослужителей…

…и кокошники каргопольских красавиц

Нарядам каргополок сама царица могла бы позавидовать! Представьте: плывёт по улице мимо домов-хоромов молодушка – в золотом сарафане, покрытая золотым платом – такое название было придумано для вышитых золотом платков. А узоры-то на плате какие! На одних – большое солнышко, вокруг которого рассыпаны сверкающие искры, на других – кони в упряжке везут солнце по дивному райскому саду, среди побегов и сказочных цветов. На некоторых золотых платах мастерицы вышивали целые послания: «Се платок девицы Марьи Андреевне носить щастливо…»

Но всё-таки чаще золотом вышивали для храмов. И при царских палатах, и при женских монастырях были золотошвейные мастерские. Вышивая, всегда молились. Когда вышивальщица иголку вводила в ткань, то говорила: «Господи…», а когда вытягивала её из ткани – «…благослови». Сколько стежков в вышивке, столько раз и были сказаны святые слова!

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий