Вспоминая древнюю Русь

В дни Свято-Трифоновских чтений по традиции в Свято-Серафимовском соборе города Кирова были совершены всенощное бдение и литургия древнерусским чином. Под сводами собора звучал знаменный распев в исполнении хора Старообрядной общины Нижегородской митрополии.

Фото с официального сайта Вятской епархии вятская-епархия.рф

Тема древнерусского богослужения, древних традиций получила развитие на «круглом столе», посвящённом вопросам единоверия в нашей Церкви. Это особенно актуально в год столетия революции, ведь никто из русских царей не сделал больше для преодоления раскола, чем государь Николай II.

Участие в «круглом столе» приняли руководитель Миссионерского отдела Вятской митрополии протоиерей Андрей Лебедев, настоятель храма Архангела Михаила протоиерей Олег Филимонов, окормляющий единоверцев Кирова, представители Старообрядной общины Трифона Вятского и старообрядных приходов других епархий Русской Церкви. В числе приглашённых участников был секретарь Комиссии Московского Патриархата по делам этих приходов протоиерей Иоанн Миролюбов и священник храма во имя Архангела Михаила г. Верхний Тагил иерей Сергий Комаров.

Говорили о нравственных ценностях древнерусского православия (так назывался главный доклад), об истории единоверия.

Среди других была рассмотрена проблема перехода старообрядцев в лоно Русской Православной Церкви. В ходе дискуссии обсуждалось, признавать ли Таинства старообрядцев, в частности крещение, можно ли отпевать при обращении с такой просьбой на православный приход родственников почившего старообрядца, насколько целесообразно организовывать двуобрядные приходы, как часто совершать богослужения древнерусским чином, и многое другое.

Отвечая на вопросы, протоиерей Иоанн Миролюбов отметил, что возможность введения богослужебной практики древнерусским чином в отдельных храмах зависит от решения правящего архиерея – в каждой епархии своя практика. Он привёл данные, что в стране на сегодня зарегистрировано около 35 единоверческих церквей, но к этому следует добавить и монастыри, которые переходят на совершение богослужений древнерусским чином. Сколько их, точно неизвестно, понятно лишь, что число растёт.

Тема эта очень непростая, и не потому, что кому-то не нравятся древнерусские богослужения. Есть опасения, что переход на них может стать началом обособления от тела Церкви. Возможно, выходом могло бы стать ненавязчивое предложение Патриархии совершать такие богослужения повсеместно, но время от времени, в особые дни. Это представляло бы интерес и для прихожан, но, конечно, нужна основательная подготовка. Даже хор Свято-Серафимовского собора самостоятельно делать этого не может. Одно не вызывает особых сомнений: обращение к истокам русского православия и их изучение необходимы.

Единоверие возникло в 1800 году по инициативе императора Павла. Староверы относились к нему с пренебрежением, православные – с недоверием, хотя это был замечательный опыт, когда принадлежность к каноническому православию сочеталась с красотой старого обряда. В Вятской епархии центрами старообрядчества были Глазовский и Орловской уезды, там же получило наибольшее распространение единоверие. Но после того, как в 1905 году была объявлена веротерпимость, часть единоверцев вернулась в старообрядчество, часть – ушла в православие. Тем не менее какое-то число сохранилось. В наши дни всё пришлось восстанавливать, можно сказать, с нуля, но вряд ли когда на Руси иссякнут православные, ищущие опору в древнем нашем богослужении.

 ← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий