Португальские встречи
Западнее некуда
Самое западное государство Европы – Португалия – немногим больше Ленинградской области. Но 10,5 млн человек населения, в отличие от нашей питерской скученности, распределено более равномерно. Верующие в большинстве своём католики. А потому, собираясь в путешествие, я прежде всего надеялась познакомиться с католическими достопримечательностями Португалии. Сделала список значимых мест. Во-первых, это город Фатима – один из самых почитаемых в католическом мире центров христианского паломничества благодаря явлению в начале ХХ века Девы Марии. Вторая достопримечательность – Святой мыс, названный в честь мученика третьего века христианства святого Винсента. Маяк на мысе служил ориентиром для моряков и был построен на месте францисканского монастыря XVI века. А ещё Путь Святого Иакова вдоль побережья Атлантики – маршрут, благодаря которому вдоль дороги выросло огромное количество храмов и сложился тип паломнической церкви…
Вплоть до ХХ века немногими православными христианами здесь были греческие купцы. Первая послереволюционная волна эмигрантов из России не задержалась в Португалии. Однако после распада Советского Союза здесь осело немало эмигрантов из России, Украины, Молдавии – они ехали сюда на заработки, а потом старались перебраться в страны побогаче. Тем не менее, в Португалии стали появляться православные приходы. На сегодня православное представительство Русской Православной Церкви здесь насчитывает 16 общин, они есть во всех крупных городах страны; Константинопольского Патриархата – почти вдвое меньше. Есть в стране и приходы Румынской Церкви. И всё же я не думала, что смогу познакомиться с жизнью местных православных общин.
Семья донны Риты (так мою португальскую знакомую Маргариту зовут местные жители) обосновалась в городке Албуфейре на самом юге страны несколько лет назад. Пытались заниматься торговлей русскими продуктами – не нашли спроса, потом всё же нашли свою нишу. «Когда приехали сюда, русских туристов было совсем мало, – писала она мне. – А это такой прекрасный курорт! В прошлом году наконец-то смогли открыть туристическое агентство». А ещё она писала мне о том, что в их городке не так давно открылся маленький православный приход: «Стараюсь не пропускать служб. Раз в неделю мы изучаем Библию…»
Со скрипкой из Люберец
Мой собеседник (назовём его Павлом), с которым мы сидим на балконе в квартире донны Риты, родом из московских Люберец, а в Албуфейру приехал пять лет назад. Он профессиональный скрипач, преподаёт музыку в здешней английской школе.
– Учился в Москве, по классу скрипки, – рассказывает он, – но надо было деньги зарабатывать, и я пошёл работать в нефтяную компанию. Работа была нервная, ответственная, я стал болеть, и скоро мне всё это надоело…
Павел ненадолго замолкает, а затем, вдруг улыбнувшись, продолжает:
– Перед отъездом сюда приобрёл замечательную скрипку…
– …и была мысль реализовать себя здесь как скрипач? – радуюсь возможности сменить неприятную для него тему.
– Думал об этом, но я не солист. Потому что поздно начал. Здесь, конечно, музыкальный уровень ниже, чем в Москве. Это даже не Германия, не Швейцария. Приехав сюда, весь первый год сам неистово играл по три часа. Потом, чтоб получить вид на жительство, открыл небольшой рекламный бизнес. Закрыл его через 2-3 года из-за убытков. Нет у меня этой жилки предпринимательской… Сейчас, кроме преподавания, играю в оркестре Лагуша, правда нечасто.
– Как же вы, православный, не побоялись переехать в католическую страну?
– Здесь есть православные храмы. Я сначала сюда съездил и всё разведал. Без храма бы не поехал. Где причащаться-то? Мою эмиграцию можно назвать экологической. У дочки жены был страшный дерматит в Москве, а здесь исчез на вторую неделю. Поначалу, когда приехали, ничего не получалось. У нас с женой был английский хороший, но он мешал выучить португальский. Мы окончили годовой курс португальского языка для иностранцев. Но больше помог просмотр сериалов на португальском. Сначала каша в голове, а потом что-то щёлкает – и начинаешь понимать.
По другую сторону стола
– Вы сами пришли в храм или кто-то из родных привёл?
– Ну, это было ещё в 14 лет, а мне сейчас почти 38. Я тогда занимался восточными единоборствами, в 90-е годы это было модно: ушу, кунг-фу, карате. И однажды один знакомый, далёкий, в общем, от Церкви, спросил, читал ли я Библию. «Там великая мудрость! Прочитай хотя бы главу из Евангелия». Жалко, что не помню, какая была глава… Но именно тогда Христос встал для меня по другую сторону стола.
– Как у Антония Сурожского?
– Да. И меня объял страх того, что я могу в любое время умереть, не успев покаяться. Вспоминаю ещё, что притчи Соломоновы читал долго. А потом захотел креститься. После крещения были великие искушения и падения. Я то приходил в храм, то уходил. В 20 лет начал пономарить в Троицкой церкви в Удельной. Долгое время служил в одном алтаре с отцом Виктором Шаповальниковым. Он меня по-отечески любил. Его другом был отец Иоанн (Крестьянкин), они вместе прошли ГУЛАГ.
– Отец Виктор не был вашим духовником?
– Нет. Но от него словно благодать исходила. Всегда шутил. Он чем известен? Более 60 лет священства, абсолютно всевозможные церковные награды. У него хранились очень долгое время вещи преподобного Серафима Саровского. И та самая икона «Умиление», перед которой батюшка молился. Потом он передал всё это монастырю. В лагере он потерял глаз, и у него был вставной, как бельмо. Я помню, он рассказал, что не давал подстричь себя, сохранял церковную традицию. Ещё он литургию служил в лесу, на груди живого архиерея. А как посадили? Он в плен был взят, чудесным образом спасся: вышел из строя, прыгнул в яму – и никто не заметил. А потом его какие-то монахини спрятали. Уверен, что он там молится за нас. И я постоянно за него молюсь.
Знаете, разные истории рассказывают про священников, но я всегда встречался только со светлыми людьми. У меня вообще нет отрицательного опыта жизни в Церкви. Я уверен в истинности православия на сто процентов. А здесь – особенно.
Первые годы призывающая благодать действует. Её силу я ощущал. Сейчас прошло уже 20 лет, и я могу сказать: наступил период, когда кажется, что Господь как бы оставил.
– На свои ноги встали…
– Не знаю, насколько я встал, не уверен. Ползу, наверно. Шаг вперёд и два назад.
Приходские будни
Фару – городок в сорока километрах от Албуфейры. Туда на службы и ездит мой собеседник. Приход в Фару был образован в 2003 году трудами священника Иоанна Гербовецкого и находится в составе Корсунской епархии Русской Церкви. Православной общине для совершения богослужений был предоставлен католический храм святого Амаро, поскольку сами католики служат здесь только один раз в году. В храме достаточно русскоязычных. В основном здесь молдаване, но есть и русские, украинцы, даже грузины из Тбилиси.
– Вы в Португалии себя ощущаете русским?
– Национальная принадлежность для меня никогда не играла роли. Но в связи с событиями, происходящими в западном мире, например легализацией однополых браков и всей той грязи, которая поднимается – словно пенится адская бездна, – я больше и больше проникаюсь тем, что я русский. Однако ностальгии по России нет.
– А приходскую работу ведёте какую-нибудь?
– Я хорошо читаю по-церковнославянски. В Москве алтарник – это одновременно и чтец, а здесь я просто чтец. Апостол читаю всё время.
– В чём отличие от московских служб?
– Не сразу привыкаешь: ектеньи чередуются на румынском и на славянском. С регентом Татьяной из Пскова на клиросе мы церковнославянский отстаивали, чтоб никакого гражданского русского. Подобные вещи практикует Русская Зарубежная Церковь.
– В вашей общине люди дружны?
– Да, и более того. Если кто-то попал в беду, то скидываемся, батюшка выступает инициатором. На приходе есть семья с ребёнком-инвалидом, церебральный паралич у него. На хорошую электрическую коляску нужно собрать несколько тонн пробок от пластиковых бутылок. Уже несколько месяцев канистрами собираем. Умер здесь украинец – собирал батюшка средства для того, чтоб отправить тело на родину… Один священник создал сиротский дом. Наш батюшка поехал, чтоб увидеть этого человека, пообщаться с ним. Мы собирали какие-то вещи и продукты для этих детей. Таких людей наш настоятель отец Иоанн Гербовецкий всегда ищет. Он настоящий верующий христианин и очень добрый человек. Молдаванин, кстати.
– Я читала, что здесь священники должны работать, чтоб прокормить себя.
– Отец Иоанн и работает, развозит медикаменты. Из-за этого у него пять аварий случилось – засыпал за рулём от усталости. По-моему, даже в связи с этим архиерей ему разрешил кофе пить перед литургией, если он едет сюда из Лиссабона в ночь.
– С кем вы ещё общаетесь здесь?
– В основном с португальцами, да и то немного.
Побывав в Португалии, я поняла, что у нас с португальцами очень много общего. Заметив, какие они гостеприимные, отчасти наивные, сохранившие детскость в оценках и поступках, становится ясно, почему у них такое сердечное отношение к эмигрантам. Ведь очень многие португальцы сами претерпели лишения в эмиграции…
– Я не чувствую недостатка в общении, – продолжает мой собеседник. – Мы редко общаемся с прихожанами помимо прихода. Наверно, потому, что я старее душой. Ещё во время учёбы в Москве очень увлёкся Достоевским. Тогда я продал машину и на эти деньги купил полные дореволюционные издания Достоевского, Жуковского, Гончарова. Святоотеческой литературой заполнил шкаф. Хорошее было время. Достоевский меня изменил, конечно. Единственный писатель, которого я читал ночами, хотя утром надо было вставать на учёбу. Преподавательница спрашивала: «Что с тобой?» Её, к слову, звали Анна Григорьевна…
– И конечно, она оценила ваше увлечение?
– Предупреждала, чтоб я был осторожнее. Говорила: посмотри, у тебя глаза стали, как у 60-летнего старика…
Мы опять некоторое время молчим. Я разглядываю яркую толпу на улице под балконом, слушаю город – обрывки музыки, выкрики, смех… – о чём спросишь после таких его слов?
– Нынче я ездил на Афон, – продолжил Павел. – Как будто на Небе побывал. Хочется остаться там до конца дней. Это трудно передать… Для меня монашество выше супружества, хотя, казалось бы, это два одинаковых по чести пути к Богу. И один не сложнее другого. Супружеством обтёсываешься, этот путь надо очень любить.
– Вы раньше думали о священстве?
– Думал, но у меня же каноническое препятствие есть: второй брак, трое детей, младшему нет ещё двух лет.
– Детей причащаете?
– Да, я привожу их в храм, – Павел встаёт, завершая нашу беседу.
– И в это воскресенье поедете? – поднимаюсь и я.
– Я могу вам позвонить. Служба начинается в 8.30 и длится до 14.00, потому что там и утреня, и каноны. Вечерня короткая. Ну что, едем?
Но я вынуждена отказаться, потому что еду в Лагуш, где мне уже назначена встреча в общине Покрова Пресвятой Богородицы Константинопольского Патриархата.
Украинка
Наталья родом с Украины. Она стояла у основания православной общины в Албуфейре. В маленьком кафе, улыбаясь, усаживает меня за столик. Её первая фраза сразу вселяет надежду:
– Мы ещё сделаем, мы ещё выстроим свою церковь! Я настроена оптимистически, – и сразу переходя к делу: – Вам о приходе рассказать?
– Да. Как зарождался ваш приход?
– Просто. Мы в Украине не ходили в церковь, даже понятия такого не было. А родила я здесь ребёнка, и первое, что мне пришло в голову сразу, – окрестить. Кум мне нашёл храм в Лагуше, хотя, оказывается, и в Албуфейре была церковь, но католицкая. Я бы сама, наверное, не сообразила, в чём разница. Вот так я и узнала, и благодарна тому священнику, потому что, не спрашивая, расписаны мы с мужем или нет, он окрестил ребёнка. И вот ребёнок подрастает и года в четыре начал интересоваться Библией.
– Сам?
– Именно. Откуда – непонятно. У нас никаких книг, разговоров не было. Я маму попросила, чтоб она выслала Детскую Библию. И стала её читать, как сказки на ночь. Он вопросы задаёт, а что я ему могу ответить? Потом мы с сыном поехали в Порту, долго там были, он устал. Я говорю: «Если хочешь, пойдём в церковь». Там мы познакомились с батюшкой Филиппом. А он и говорит: «Ой, а у вас в Албуфейре и церкви-то нет». – «Как это? Есть». – «Да у вас католицкая».
Потом батюшка Филипп познакомил нас с отцом Андреем. Разговорились: почему бы не открыть церковь православную в Албуфейре? Отец Андрей только приехал, у него прихода не было в Португалии, вот он и остался в Албуфейре с представителями местной власти договариваться. Ему дали жильё при доме престарелых – по-здешнему в Санта-Каза – и предложили на выбор молитвенную комнату там либо церковь в старом городе.
– Даже предлагали свободно занять?
– Сначала католический епископ района Алгарве запретил. Много церквей пустующих, но нам не дали. А в Санта-Каза была учредителем одна женщина, старая и властная донна Елена. Столько в этом месте жила, что против неё просто никто бы не пошёл. Епископ ей позвонил, и потом мы четыре года пробыли в этой церкви безо всяких проблем.
Тогда надо было нам немножко подсуетиться и сразу просить землю под церковь. А мы потеряли много времени. Отец Андрей объяснил это тем, что Константинополь очень долго не присылал официальные документы.
Было и такое предложение отца Андрея – арендовать помещение. Но если бы мы хоть один месяц не проплатили, муниципалитет уже не дал ни помещения, ни земли.
– Почему? – недоумеваю.
– Показали бы свою неплатёжеспособность. А ведь Албуфейра работает в сезон – всё остальное время мы живём на то, что заработали… Но знаете, – продолжает Наталья, – что я вам скажу: каждая жена имеет такого мужа, которого заслуживает. Вот и мы ситуацию с церковью имеем ту, которую заслужили. Какие мы верующие?! Я на пути к вере и многих вещей даже не понимаю, а только учусь.
Никак не получается двигаться вперёд, словно зависло что-то… Когда я открывала кафе, себе сказала: «В воскресный день не работаю!» Сначала так и было, потом работала через раз, а теперь уже четыре воскресенья подряд шурую. Всё мне мало денег. Вы знаете, в чём главная проблема? Что я всё понимаю! И главное: не могу в церковь идти, что-то меня как будто держит. Куда там народ собрать! До смеха доходит, а выходит – рогатый. Думаю: на этот раз пойду и исповедуюсь. Но с какого-то перепуга в 12 часов ночи открываю холодильник и кусок мяса себе в рот запихиваю. Я, конечно, любитель покушать, но не до такого ж маразма! Помолилась – ничего не происходит. Но исповедалась, причастилась – и легче стало…
Моя собеседница смолкает, задумывается:
– Ведь у нас и собрания были, и библейские курсы. Сейчас пытаемся, пока нет бесед с батюшкой, что-то читать сами…
– Может, у вас начался период самостоятельной церковной жизни? – предполагаю я. – Образно выражаясь, батюшка всех вас в руках нёс. Не так сложно раз в месяц общиной нанять автобус и поехать на причастие…
А я вспоминаю другие свои разговоры с русскими здесь, в Португалии. Одна эмигрантка вспоминала, как жила от воскресенья до воскресенья: «Приходишь в храм, поёшь, благодаришь и вымаливаешь здоровья, сил. Здесь у нас испытания тяжелее, чем на родине. Литургия – наша единственная духовная поддержка».
Священник из Лагуша
Зелёные склоны, ветровые электростанции на холмах, блестящее зеркало Атлантики вдоль шоссе. Путь из Албуфейры занимает не меньше двух часов.
Город Лагуш – ныне туристический центр западного побережья – в XV веке был отправной точкой морских экспедиций в Африку. Именно отсюда по приказу Генриха Мореплавателя уходили каравеллы, совершившие Великие географические открытия. Лагуш был сильно разрушен землетрясением 1755 года – многие памятники пришлось восстанавливать. Но он и теперь поражает древними крепостными стенами, разноцветной брусчаткой улиц и непередаваемым колоритом средневековья.
По узковатым улочкам подъезжаю к зданию с яркой зеленью во дворе. Это дом престарелых, внутри которого находится католическая церковь. Католические службы проходят каждую пятницу, а воскресный день принадлежит православным с утра до вчера. Есть несколько отличий от наших богослужений: при выносе Евангелия его дают целовать всем, кто находился в храме. Проповедь священник произносит сразу после чтения Евангелия. В течение службы прихожане несколько раз становятся на колени: на освящении Даров и, как ни странно, во время причастия. Интересно и то, что на панихиде всем раздавали хлеб, и пока священник читал молитвы по усопшим, несколько человек осторожно приподнимали и опускали этот хлеб, словно воздух над Дарами…
После службы мы с настоятелем отцом Андреем Вовкуновичем присели на скамейку в небольшом садике за храмом. Я попросила его рассказать о том, как Господь привёл его в эти края.
– Я родился в западной провинции Украины, между Ужгородом и Львовом, в горах, в деревянном домике при свечке. Семья была верующая, православная, но крестили меня тоже ночью – время советское, сами знаете. Собирался стать врачом, но учёба в мединституте была дорогая, поэтому я выучился на психолога… Первый мой приход был в Мехико. Потом служил на Кубе, потом в Греции. Моё дело было подготовиться, сказать: вот, Господи, ты знаешь мои намерения, если я где-то Тебе нужен, Ты меня позови, я готов. Конечно, мне больше нравились миссии, чем обычная приходская жизнь. Может, когда от моей жизни останутся одни мощи, я посвящу их обычной приходской жизни, а пока Господь дал силы и возможности, надо потрудится чуть побольше, переживая какие-то неудобства.
– А что значит «миссия»?
– Я посещаю страну или какой-то район, где нет прихода и его нужно создавать с нуля. Собираешь людей, основываешь, учишь – то есть начинаешь с белого листа.
Я здесь только два года, а приход был создан четырнадцать лет назад. Когда приходишь после кого-то, нужно понять, что хорошего сделано, чтоб это не потоптать, подхватить то, что прежний священник не успел. Помню, в одной из моих миссий на Кубе мне звонила русская: «Света ходит в церковь, батюшка?» – «Ходит». – «Тогда я никогда в вашей церкви больше не появлюсь!» Вот так! Можно подумать, у нас одни преподобные. Нет, жизнь протекает, как и во все времена. Апостол Павел пишет послание для коринфян: «Ведомо мне, между вами есть розни…» Вот так и мне приходилось узнавать местные традиции. Например, после Пасхальной службы мы и теперь собираемся возле храма, просим автобус, едем на природу, чтоб люди почувствовали, что не безразличны друг другу. Но в Константинопольской Церкви нет приоритета языкового. Поскольку это миссия и 99 процентов прихожан украинцы, то служить приходится на украинском. Ну а ектеньи, если русские приходят, можно на русском сказать.
– В миссии всем священникам необходимо где-то параллельно работать?
– В двадцать первом веке ещё ни один священник в Европе с голоду не умер. Но насколько священник нужен – настолько приход и побеспокоится о нём. Если нет, то, как Христос говорит, «стрясите пепел с ног своих и уходите». Однако и сам ты должен потрудиться. Люди, зарабатывающие копейку трудом, чувствуют, стараешься ты или нет.
Быть православным священником в Португалии и других католических странах не считается официальной работой, с этой деятельности не берётся налог. Православная Церковь здесь живёт за счёт пожертвований. Можно сказать, что епископы рассматривают этот вопрос в какой-то мере хладнокровно, но с другой стороны – полностью оправданно. Приходам нужно самим думать, на что жить батюшке…
– Я работаю не потому, что на хлеб не хватает, просто не люблю бездействие, – продолжает о. Андрей. – Для себя я деньги могу заработать и руками в столярке – делаю двери, окна. Вот сейчас нужно получить разрешение на продление моей резиденции – это 200 евро. Поскольку нас в семье пятеро, я должен заплатить за каждого. Если я живу здесь, то должен показать государству, что плачу налоги. Медицина и школа здесь бесплатные.
– Вы с семьёй везде путешествовали?
– Если хочешь сейчас иметь семью, то ни в коем случае не надо разделяться. Каждому по сумке, и мы готовы ехать дальше. Хотя с детьми ездить из страны в страну – это непросто. Две дочери родились на Украине. Старшая за четыре года поменяла три школы. С одной стороны, есть плюс: она учит иностранные языки на практике. С другой стороны, только адаптировалась – и уже снова куда-то переезжать.
– Внешнее окружение не создаёт препятствий православному воспитанию?
– Девочка пошла в школу, это хорошо, но надо знать, какие ценности там в приоритете. И по горячим следам что-то корректировать. Сейчас вернулось время, когда родители должны заниматься воспитанием и образованием детей сами. Разве информации нет? Ведь ребёнок то, что впитал, сразу домой не принесёт. Пройдёт несколько лет, а может, уже в юности это в нём прорастёт, как зёрнышко. Поэтому нужно забегать вперёд, маячки расставлять. Это гораздо легче, чем ребёнку в 11-м классе доказывать, что можно, а что нельзя.
Вспоминаю горькие слова моего первого собеседника об «адской бездне» Западного мира, но отец Андрей, словно предвосхищая мой вопрос, легко и в то же время категорично заключает:
– Сейчас много говорят о том, что происходит в Европе, но я беспокоюсь о том, что болит у меня. Католики или униаты имеют своих пастырей, свою церковь. Не моя миссия – указывать, где у них больное место. Я несу то, что возложено на меня.
Ко времени приезда отца Андрея в Албуфейру там не было ни одного прихода, кроме униатского. Постепенно собрался интернациональный приход: русские, молдаване, украинцы, белорусы. Нашли помещение, договорились собирать людей.
– Я звал одну женщину, – вспоминает батюшка, – а на следующее воскресенье пришли муж с женой. Совсем другие люди. Господь показал, что Он приводит, а не ты. Так и апостолы: вместо Иуды выбирали между собой, а Господь избрал Павла. Но если есть желание трудиться во славу Божию, то и Господь трудится с тобой плечом к плечу. Через некоторое время приходу удалось получить здание католического храма XV века. Оно стоит на берегу океана: соль и влажность привели к тому, что начали осыпаться фрески. Во время служб нельзя было притрагиваться к стенам. Очень долго специалисты ждали, пока ЮНЕСКО выделит деньги на реставрацию. В конце концов нас попросили храм освободить, поставили строительные леса и начали работы. Сейчас в храме поддерживают определённый микроклимат, лампами греют стены. После реставрации могут разрешить пользоваться и свечами, хотя во многих католических храмах это запрещено – чад от горения губит настенную живопись.
Как только мы получим возможность двери открыть – вернёмся. Потом будет, наверно, со стороны Католической Церкви инструктаж, что можно делать, а что нельзя. Прежде они не разрешали свечами пользоваться, привезли такую классическую католическую машинку: бросаешь монетку, лампочка загорается и через 10 минут гаснет. Вот тебе и свеча…
Вспоминаю католический храм Санта-Мария в Лагуше, где тоже были такие лампочки… Белокаменный портал, дорические колонны, башни-колокольни. Сколько же шедевров храмостроения находится в этой небольшой по площади стране! Готика, мавританская архитектура, португальское барокко и ренессанс: Мария Майор де Лисбоа, или Собор Сё, – центральный в Лиссабоне, Кафедральный собор Порту, монастырь Жеронимуш – и всё это охраняется государством.
– Реставрация, – уточняю, – ведь это дело нескольких лет?
– Конечно. Поэтому мы ведём переговоры с муниципалитетом, чтоб временно нам выделили другое место, но, поскольку это курортная зона, найти его не так уж и легко. Почти каждое помещение используется для бизнеса. Я не протестантский священник, и поэтому не все места мне подходят.
– А разве нельзя в Албуфейре построить храм?
– Такую инициативу муниципалитет только рад приветствовать. Но если на Кубе до мирового финансового кризиса нам Греция помогала, то сейчас в Патриархии достаточно финансовых дыр.
Я знаю в Румынии одного священника, который мне рассказал, как гордыня помогала строить храм. После того как сгорела деревянная церковь, он попросил на кирпичном заводе кредит кирпичами, а прихожанам сказал, что кирпичики эти будут вместо свечей. Кто хочет поставить свечку о здравии – покупай кирпич! Потом у местного главы честолюбие сыграло: «Сколько кирпичей в ряду? Хорошо, беру целый ряд!» Потом приехал представитель районной администрации: «Мне надо полметра стен выложить!» Все кирпичи были в именах. А когда храм был готов, священник сказал: «Это мы построили себе. Но вы же хотите, чтоб имена ваши были записаны на Небесах? Так вот теперь мы кирпичи заштукатурим».
Мы улыбаемся находчивости румынского батюшки, но я понимаю, что в Албуфейре такое взаимодействие между властью и приходом вряд ли возможно.
– А что проще: купить землю или дождаться реставрации храма?
– Надо смотреть на перспективу. На такие дела не спешат давать деньги. На войну, оружие быстро бы нашлись, а вот на церковь уж как-то и немодно. Если и найдётся кто-то, то он хочет китч, вплоть до того, чтоб там чуть ли не фотографии его висели. Поэтому я всем спонсорам, которые помогали на Кубе храм строить, говорил: «Благодарите Бога за то, что Он вас сегодня разбудил и дал такую идею, что вы можете какую-то копейку принести в церковь. Потому что если бы Он вас не разбудил, вас бы отнесли туда же, куда и ваши деньги, – на кладбище». Если человек на такие слова обидится, то значит, эти деньги не церковные, на них не построишь ничего. Более того, скажу: церковь строится не на спонсорах. Большие суммы как пришли партией, так партией и ушли – на проект, согласование и прочее. А строится по копеечке на то, что собирается потихоньку простыми людьми…
– Сейчас приходится потерпеть, – лукаво щурится о. Андрей. – Ну а что делать! Христос тоже иногда удалялся на какое-то время на молитву или на время поста. Зато теперь легче будет собраться снова. А ещё это хорошее испытание: посмотрим, кто останется, а кто от Церкви отойдёт. Храма нет, значит, Господь считает, что ещё рано. В Албуфейре мы сейчас трудимся, работаем, каемся. Место для богослужения Господь всегда найдёт на земле. Земля Его, и Он один здесь хозяин.
Елена Лукина
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий