Демоны и мухи
Вот и минул юбилей Октябрьской революции. В прежние времена мы праздновали бы его весь год, приурочивая к «Великому Октябрю» всё новые свершения в экономике, культуре и так далее. А этот юбилей войдёт в историю яко не бывший. Государство отстранилось от него, не желая сеять рознь между «красными» и «белыми». Церковь также осторожно отнеслась к дате, но как повод осмыслить прошлое всё же использовала.
Ещё накануне, в День народного единства, в Успенском соборе Кремля Святейший Патриарх сказал в проповеди, что «начало наших национальных болезней, приведших к катастрофе столетней давности» началось за двести лет до революции, «когда люди потеряли внутренний суверенитет, отдав свой разум и душу тому, что приходило извне, воспринимая эти сигналы извне абсолютно некритически, подвёрстывая под эти идеи свою веру, своё мировоззрение, свой взгляд на жизнь».
В сам юбилейный день, 7 ноября, первый зампред Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом Александр Щипков предостерёг: «В современной политической ситуации много совпадений с событиями вековой давности: международная нестабильность, русофобская истерика зарубежных СМИ, нерешённые социальные проблемы, похожие “оранжевые” технологии». То же самое, кстати, отметили и на конференции «Духовно-нравственный вектор российского столетия (1917–2017)», которая проходила в «колыбели революции» Санкт-Петербурге. Этому мероприятию выделили огромный зал спортивно-концертного комплекса, но всё равно сказанное там услышала лишь мизерная часть пятимиллионного города.
А что же обычные граждане? Юбилей они отметили, глядя по телевизору сериалы «Демон революции» и «Троцкий». В этой телефантазии революционеры и впрямь показаны демонами в духе лермонтовского Мцыри, а сама революция в них овеяна чёрной романтикой. Посмотришь такое и выдохнешь: «Ну, революция нам точно не грозит! Нет у нас демонов такого масштаба, одни мелкие бесы. И жизнь наша обыденная, никакой романтики. Если что и произойдёт, то не трагедия, а пошлый водевиль». Но кто сказал, что революция не «водевиль»?
Слава Богу, без эксцессов прошла премьера разрекламированного фильма «Матильда». На мой взгляд, лучшего памятника двум революциям 17-го года и не придумаешь. Царь записал тогда в дневнике: «Кругом измена, трусость и обман». Обманывали много и по-мелкому, словно бы рой мушек Вельзевула облепил общество и жалил там и сям. Чтобы поколебать устои, распускали грязные слухи о Царской Семье. Люди серьёзные воспринимали их как пошлость, не способную повлиять на жизнь страны. И были неправы. Даже век спустя они «выстрелили» – в фильме режиссёра Учителя.
Пошлость имеет свойство опошлять всех, кто к ней прикасается: и творцов её, и потребителей. Показательна история, рассказанная первым продюсером «Матильды» Владиславом Москалёвым. В своё время был написан и оплачен сценарий о 90-х годах жизни великой балерины Кшесинской, и финансировать фильм о балете взялся один из частных меценатских фондов. В клубе «Большая шляпа» продюсер знакомится с режиссёром, которому будто бы очень понравился сценарий. Когда режиссёру перевели три миллиона долларов, тот взял и сценарий поменял – стал делать картину не о балерине, а об её «отношениях» с царём. Заказчики потребовали деньги обратно, но получили в ответ лишь липовый отчёт, выглядевший как насмешка. Например, на «услуги по организации и осуществлению идейно-художественного контроля» за три месяца потрачено было более миллиона рублей. А «марлезонский балет» продолжался – режиссёр получил деньги и от государственного фонда, представив туда старый сценарий, а не свой, переделанный. И вправду выглядит как фарс. Но в итоге всё обернулось нешуточным расколом в обществе, ссорами и ненавистью, «достойными» революционной ситуации.
Фарс всегда сопутствует революциям. Нам смешно было видеть скачки на киевском майдане – «кто не скачет, тот москаль», а всё ведь закончилось кровью. И вот вопрос: революция порождает этот фарс или, наоборот, фарс – революцию? Ведь комизм происходящего искажает у людей критическое восприятие действительности – мир как бы сошёл с ума, и психологически проще принять это с усмешкой.
Вспоминается первый Новый год после нашей «революции» 1991 года. Открыто шампанское, включён телевизор – вот сейчас, как обычно, перед боем курантов появится глава государства с новогодним поздравлением. И на экране появляется… сатирик Михаил Задорнов. Его юмористическое поздравление было затянутым, но смешным, и многие не заметили, что бой курантов включили с опозданием на минуту. Время как бы сместилось, и всё вокруг сместилось, и… мы это приняли.
Спустя годы что-то изменилось и в самом юмористе. Шутки его стали какими-то странными. Нет-нет да и отпустит шпильку в адрес Церкви или о «древнем боге» Ра заговорит. Вроде бы мелочь, жужжание мушек Вельзевула. Но потом стал писать откровенно языческие книги. В 2016 году он заболел раком, скончался 10 ноября этого года. А 6 ноября настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах протоиерей Андрей Новиков сообщил: «Сегодня по просьбе родных и друзей соборовал Михаила Николаевича Задорнова. Два месяца назад Михаил Николаевич принёс Богу покаяние в Таинстве исповеди в Казанском соборе г. Москвы. Этот тяжелейший период своей жизни он проходит как примирившийся со Святой Церковью православный христианин. Прошу молитв о рабе Божием Михаиле, в том числе да простит ему Милосердный Господь годы эпатажного заигрывания с язычеством».
Хотел ли Господь на что-то нам указать, приведя язычника в храм именно в эти дни? Лично мне ясно одно: столетний юбилей «Великого Октября» – не повод для возвеличивания революций, даже с отрицательным знаком. Не демоны жизнь рушили, а мелкие бесы. Ведь и в духовной жизни то же самое: с демонами справиться можем, благо они приметны, а мелкие грешки игнорируем. В этом, мне думается, и есть один из уроков революции.
Добавить комментарий