Спасутся ли хорошие люди?

Вроде бы Бог хочет всех спасти. Но про спасение всех в Священном Писании ничего не говорится. Наоборот, Христос рассказывает притчу о нерадивых девах, которым Он скажет, что не знает их, когда они придут на встречу с Женихом с потухшими светильниками. Сказано также, что много званых, да мало избранных. Во тьму внешнюю господин пира требует выкинуть того, кто явится на его пир не в праздничных одеждах. Подобных примеров много в Евангелии. Но не укладывается в голове, как может милосердный Господь отказать в спасении вообще кому-нибудь, а уж тем более «хорошему человеку», только за то, что он не ходил в храм.

pravera.ru

Пути Господни неисповедимы, мы не знаем, кого Он спасёт, а кого нет. Но всё же в православии существует твёрдое убеждение, что для спасения нужно быть членом Церкви, членом Тела Христова. На чём оно основывается?

Евангелие и апостольские Послания пронизаны мыслью о том, что все христиане образуют некое таинственное единство, которое станет явным в Царствии Небесном. «Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор.12, 13). «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32).

Для единения с Богом, соединения верующих в единый богочеловеческий организм в Церкви установлено Таинство Евхаристии: «Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 16-17).

Как будет воплощаться это единство, пока сокрытое от нас? Апостол Павел оставил нам такое описание:

«Тело же не из одного члена, но из многих. Если… ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если всё тело глаз, то где слух? Если всё слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно… Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12, 14–27).

Апостол использует доступную людям его времени систему образов из материального мира. Современная биология позволяет предложить другую аналогию.

Наш организм – целостность, состоящая из огромного числа клеток, каждая из которых тоже организм, живущий своей сложной жизнью, но при этом всё время взаимодействующий с другими клетками, адекватно реагирующий на их сигналы и, в свою очередь, посылающий им свои сигналы. Благодаря такому сложному социальному поведению каждой клетки многие миллиарды клеток помогают друг другу, чётко выполняют каждая свои функции. В итоге они образуют единое целое – многоклеточный организм.

Каждая клетка соразмеряет и согласует своё бытие с общими нуждами организма. Если клетка будет только служить, не умея принимать то, что ей даёт организм, то она погибнет. Если же клетка будет только потреблять и не служить организму, а делать всё только для себя, то она превращается в раковую клетку.

Аналогия жёсткая, но правдоподобная, её можно рассматривать как версию нашей будущности. Тогда получается, что спасение вне Церкви Христовой невозможно. Но и для людей церковных не всё безоблачно. Если человек увлекается деланием добрых дел по своему усмотрению, т. е. дел, не сообразующихся с Промыслом Божиим, он «не в Бога богатеет». И места в Теле Христовом ему может и не найтись. А тому, кто законсервировался в собственном эгоизме, «кто хочет душу свою сберечь», грозит участь раковой клетки.

У нас, живущих, ещё есть время, ещё есть шанс перейти из категории «званых» в разряд «избранных» А у наших близких, ушедших невоцерковлёнными? Тоже есть – если мы им поможем. И помощь эта – молитва и милостыня.

Только наши молитвенные обращения ко Господу способны изменить посмертную участь тех, кто во временной земной жизни пренебрегал своей вечной будущностью. Наша любовь к ним теперь проявляется именно в молитве за них. И только молитва поможет нам утишить нашу скорбь.

Молиться об усопших можно и нужно и дома, и в храме, и на кладбище. Усопшего обязательно нужно отпеть. Если нет возможности провести отпевание над гробом покойного, то Церковью допускается заочное отпевание. Совершением заочного отпевания можно облегчить участь и давно умерших, но не отпетых по каким-то причинам близких.

Сразу после смерти хорошо заказать сорокоуст о поминовении. Существуют поверья о том, что сорокоуст нужно обязательно заказать в трёх, семи или даже сорока храмах и монастырях. Однако правила на этот счёт в Церкви нет. Другое дело, что, если есть возможность и желание, можно подавать и сорокоусты, и полугодовые и годовые поминовения в несколько храмов.

На 3-й, 9-й и 40-й день после смерти нужно заказать в храме панихиду по покойному. Заупокойные записки обязательно нужно подавать в день смерти, а можно и в день Ангела, и в день рождения. И просто тогда, когда вспомнится вам усопший.

В домашних молитвах мы поминаем своих усопших каждый день. Можно читать специальные молитвы, которые есть в молитвословах, а можно и совсем просто: «Упокой, Господи, во Царствии Твоем душу раба Твоего (имя)». Каждый раз, когда вспомнится вам усопший, произносите эти слова. И ему будет помощь, и вы почувствуете облегчение в своей скорби. Первые 40 дней после кончины хорошо почитать по усопшему Псалтирь – по кафизме в день. По мере возможности следует подавать милостыню за усопших.

Нужно ещё помнить, что Господь «лучше слышит» молитвы «своих». А своим для Господа может стать любой, кто этого захочет и начнёт воцерковляться.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий