Юбилей отца Владимира Жохова

17 мая Русский Север вспоминал 100-летие со дня рождения выдающегося пастыря протоиерея Владимира Жохова.

Отец Владимир Жохов с домочадцами. Семейная фотография

Поминали отца Владимира в Архангельской и Мурманской областях, Пермском крае и Республике Коми, где в Свято-Казанском храме Сыктывкара по окончании Божественной литургии состоялась заупокойная лития. На неё заранее были приглашены все, кто близко знал батюшку, его ученики.

Владимир Платонович Жохов родился в 1917 году в селе Челмохта Холмогорского уезда. В 1934 году семья переехала в Ленинград, где вскоре Платон Жохов был арестован по политической статье. Живым его сын больше не видел. С детства Владимир мастерил макеты храмов, играл в богослужения, представляя себя священником. В Ленинграде он прислуживал в церкви иподьяконом, учиться поступил в мастерскую народного художника СССР А. И. Лактионова, а зарабатывал, сооружая механические макеты для кинорекламы. Войну встретил в числе первых, будучи бойцом кавалеристского полка, стоявшего на западной границе. После тяжёлого ранения, четырнадцать суток пролежав без сознания, он дал обет полностью посвятить свою жизнь служению Богу.

В 1945 году был рукоположён епископом Леонтием. Настоятельствовал в Мурманске, Котласе, Красноборске, Сыктывкаре, входивших в состав Архангельской епархии. Самым ярким периодом жизни протоиерея Владимира Жохова стало служение на Коми земле. Человек огромной культуры, фронтовик, он вёл себя как победитель и в духовной войне. Вокруг Жохова объединяется быстро растущая община, куда хлынула молодёжь, творческая интеллигенция, тайно навещали его и партийные работники с жёнами.

Эскиз к памятнику отцу Владимиру Жохову скульптора Владислава Мамченко

В ответ на выдающиеся успехи отцу Владимиру была объявлена богоборцами настоящая война, закончившаяся временным его поражением – снятием с регистрации, изгнанием. Ни одна епархия в стране не осмеливалась принять его к себе, но однажды отец Владимир повстречался на Новодевичьем кладбище в Москве с маршалом Климентом Ворошиловым, который, узнав о его несчастьях, заявил, что в стране Советов нет бродячих священников, и написал своего рода мандат: «Священника Жохова принять в любой приход страны».

С этой запиской батюшка был принят в Пермской епархии, где служил до самой смерти, случившейся в год тысячелетия Крещения Руси, когда гонения на Церковь прекратились.

← Предыдущая публикация     Следующая публикация →
Оглавление выпуска

Добавить комментарий