«Величие Севера он воплотил на полотнах…»
Память и творчество художника Александра Борисова
«Олька, ложись спать!»
В деревнях на Северной Двине любили художество: расписывали сани, колыбели, дуги для праздничных упряжек, туеса под клюкву. Алые цветы круглый год радуют, райские птицы с чудо-дерева не улетят. Вот и сын красноборского крестьянина Алексея Егоровича Борисова Александр стал бы, возможно, одним из мастеров цветистой народной росписи и подписывал бы своим именем прялки. Но судьба сложилась совсем иначе. Она повлекла его на край света, в царство вечных льдов, где он не раз был на волосок от гибели, – а всё затем, чтобы запечатлеть на холстах, насколько прекрасен Крайний Север. И узнаваемые инициалы «А. Б.», с характерным хвостиком у буквы «Б», ставить пришлось на этюдах и картинах, изображавших ледовые просторы, ненцев с их кроткими оленями и тихое сияние полярного дня.
«Олька, нечего попусту керосин жечь, ложись спать, завтра рано разбужу!» – выговаривал отец, с неодобрением глядя, как его 13-летний сын корпит над рисунком. И правда: недоспит – какой из него наутро будет работник? Самовольничать в крестьянских семьях было не принято, Олька послушно шёл в кровать. Но долго ещё лежал без сна, взволнованный образами, которые срисовывал из книжки «Родное слово». Любовь к художеству разбудили в нём иконописцы, приехавшие из Владимира расписывать красноборскую церковь. Однажды пришёл Олька с мамой к обедне – а на стенах святые угодники написаны, как живые! И красками пахнет… Первая встреча с живописью глубоко поразила мальчика, и не случайно произошла она в храме. Загорелось в нём сердце к рисованию. Может быть, в тот день он и понял, в чём его призвание – то есть для чего он призван Богом в мир. С тех пор и стал изводить отца ночными сидениями над листом бумаги. Знал ли Алексей Егорович, что всё зайдёт так далеко!
«Священные имена»
Может, и не зашло бы, если бы не… Соловки. Вот как Борисов позже писал об этом: «Лет десяти я был страшно болен, на выздоровление не было никакой надежды, и мои родители дали обещание, если я поправлюсь, послать меня в Соловецкий монастырь работать бесплатно на целый год. Я выздоровел и пятнадцати лет был отправлен на Соловки. Там меня определили на рыболовную тоню». С огромным удовольствием занимался он порученным делом: ставил сети и ловил рыбу на озёрах, выходил и в море. А всё свободное время – рисовал. Братия благодушно относились к просьбам порисовать их. А белобородые монахи рассказывали мальчишке про доблестных соловецких первопроходцев прежних веков. Когда-то засыпал Олька под сказки няни-зырянки о суровом полуночном крае, куда доплывают лишь самые отважные. А теперь вот узнал, кто же они были – самые отважные. Савва Лошкин, штурман Розмыслов, Чиракин, Пахтусов… Эти «священные для всякого русского имена», как назовёт их в воспоминаниях художник, волновали юное сердце.
Незаметно пролетел год соловецкой жизни, и Олька вернулся в родную деревню. Но душа его рвалась обратно. Пытался гнать неотступную мысль навсегда уйти из отчего дома и поступить в иконописную мастерскую на Соловках, где случилось побывать несколько раз за этот год. Совсем отшельником стал Александр: с ровесниками не водится, а вместо этого часами может мастерить модель мельницы или лесопильного завода, виденных в монастыре. Отец считал это безделицей и ломал модели – думал, так сын скорей бросит свои игрушки, вернётся в разум. Погоревав над обломками построек, юный техник упрямо собирал модели снова, тайком от отца. Но долго ли могло продолжаться это «тайком»? Как ни любил он родителей, всё же в 18 лет решился покинуть родной дом. Попросил маму съездить с ним на Соловки для поклонения святыням, а когда прибыли на место – признался, что домой больше не вернётся. Заступился за юношу строитель Савватиевского скита отец Ионафан, убедив мать не противиться воле Бога. Так сбылась горячая мечта Александра встретиться с монастырём и учиться живописи. В иконописной мастерской работал «дни и ночи», как вспоминал он сам. Первой большой работой, написанной им в 19-летнем возрасте на Соловках, стала замечательно выполненная копия картины Гвидо Рени «Святой Иосиф с младенцем Иисусом» (XVII век). Ныне она украшает Красноборский музей. Кто-то из посетителей музея выложил фото в Интернет, и можно сравнить два полотна – оригинал и копию. Всего год упорного труда в мастерской – и такой результат! Это при том, что Борисов был самоучкой. Получив дар от Бога, а невероятную трудоспособность от родителей, художник на Соловках имел счастье пройти отличную художественную выучку.
Впереди у него блистательное будущее одного из лучших учеников Академии художеств, несколько грандиозных по тем временам экспедиций на Крайний Север; выставки его арктических полотен с триумфом пройдут по Европе и Америке, а за особые заслуги «по исследованию Северного Края и ознакомление с ним путём художественных произведений» он будет награждён орденами в нескольких странах, не считая отечественного «Владимира» 4-й степени… То краткое время, что провёл Александр Борисов в юности в Соловецком монастыре, стало духовной закваской на всю жизнь, придавало в странствиях твёрдости и отваги. Без Соловков не было бы того Борисова, каким мы его знаем.
Только вот… знаем ли?
Великое молчание
Художник мирового уровня, ученик Шишкина и Куинджи, ныне Александр Борисов известен разве что на Архангелогородчине. Увы, не получится написать, что 150-летие его отметили в ноябре по всей России. Даже крупнейшие музеи страны почтили память живописца не конференциями и не выставками его работ, поднятыми из запасников, а молчанием. А ведь до 1913 года в той же Третьяковской галерее 65 его работ занимали целиком 22-й зал. Ссылаясь на реконструкцию, новый директор по каким-то причинам распорядился их снять, и теперь несколько десятков полотен пылятся в запасниках. «Пылятся в запасниках» – это, конечно, расхожее выражение; может, и не пылятся они, а сохраняются достойнейшим образом, но для кого? Люди не видят их. Многие полотна и рисунки А. Борисова разделили эту судьбу. После смерти художника в 1934 году основная часть работ, более четырёхсот, была передана в Архангельский краеведческий музей, и многие до сих пор хранятся в запасниках и фондах. Судьба остального наследия Борисова сложилась печально: не сохранилось ни его обширной переписки, ни альбомов с путевыми набросками, ни фотоархива (художник был прекрасным фотографом и фотоаппарат, как и чайник, считал в экспедиции предметом первейшей необходимости).
Порой наши соотечественники узнают о «певце вечных льдов» вдали от родины, за границей, буквально наткнувшись на его полотно в каком-нибудь музее. Так случилось недавно с одним москвичом, который в парижском музее Орсе открыл для себя «живопись талантливого и очень самобытного пейзажиста Alexandre Borisoff» и описал эту встречу в своём блоге: «Имя автора и название картины ни о чём мне не говорили, хотя было понятно, что это явно российский художник и российский пейзаж. В Москве я посвятил время изучению его творчества. Живопись Александра Борисова оказалась уникальной. И главное, что сам художник оказался личностью незаурядной и поистине уникальной не только для России, но и для всего мира».
Памяти славного предка
Да и автор этих строк, возможно, никогда не узнала бы о прекрасном художнике, если бы не получила в подарок книгу «У самоедов. От Пинеги до Карского моря», 1907 года издания. Это были интереснейшие заметки самого Борисова о путешествии на Крайний Север, которые сопровождались репродукциями его полярных картин и этюдов. Мне захотелось поделиться этими ценными рассказами с читателями «Веры», и выдержки из книги были опубликованы в одном из выпусков газеты («Вера», № 532, январь 2007 г.). А вскоре в редакцию пришло письмо от родственницы мастера – Галины Мининой из Ухты, его правнучатой племянницы. В её семье трепетно относятся к памяти предка, прославившего своей кистью Русский Север. Минувшим летом Галина Евгеньевна с детьми Львом и Инной побывала в Красноборске, в доме-усадьбе художника, и поделилась впечатлениями с нами.
– Галина, когда вы узнали, что художник Александр Борисов ваш родственник?
– Мне в детстве рассказывала мама о том, что в их роду был знаменитый художник, а мамина бабушка, Никонова Татьяна Абрамовна, приходится ему двоюродной сестрой. Она-то и рассказывала маме разные подробности о Борисове. Но более подробно о художнике мне рассказала мамина сестра, тётя Эмилия из Печоры. Конечно, я горела желанием узнать о нём побольше. Сперва прочла о Борисове в книге Аркадия Мунина «Север и художники», выпущенной в 1964 году. А в 1983 году через «Книгу – почтой» выписала книгу «Художник вечных льдов». Её автор – племянник художника Николай Петрович Борисов, профессор Ленинградского кораблестроительного института, исследователь жизни и творчества Александра Борисова.
– На сегодня этот труд остаётся наиболее полным исследованием жизни и творчества художника-полярника.
– Да, теперь и похоронены они рядом на красноборском кладбище.
– А что делалось в прежние годы для популяризации деятельности Александра Борисова?
– Главные мероприятия проводились в основном к юбилейным датам. К столетнему юбилею в Архангельске, в 1966-1967 годах, состоялась выставка картин. В 1991-м на конференцию в Красноборск собрались исследователи и почитатели таланта Борисова из Архангельска, Котласа, Вологды и других городов России.
Здесь надо помянуть добрым словом замечательного историка и краеведа Тупицына Сергея Ивановича (1922–1998). Он ещё в 1987 году основал Красноборский историко-мемориальный и художественный музей (который сначала был филиалом Архангельского областного краеведческого музея, на базе коллекций школьного музея). Так вот, Тупицын одним из первых в районе собрал материалы о художнике Борисове и положил начало экспозиции о его жизни и творчестве. По инициативе Сергея Ивановича одна из улиц в Красноборске была переименована и названа улицей Борисова, проводились Борисовские чтения, лекции, беседы.
130-летний юбилей в 1996-м отмечался торжественно на Красноборской земле. Сначала – выставка картин Александра Борисова, доставленных из Архангельского музея изобразительного искусства, затем – экскурсия по борисовским местам, торжественный вечер, концерт.
Ну а события, посвящённые 150-летию со дня рождения Александра Алексеевича Борисова, – это семинары, конференции, конкурсы, экскурсии, презентации. В музейном комплексе состоялся летом Всероссийский пленэр художников, прошли многочисленные выставки. Кстати, это было его мечтой – чтобы после смерти усадьбу передали под мастерскую молодым художникам, и вот она сбылась. К тому же в доме-музее Александра Борисова уже восьмой год существует детская изостудия «Северное сияние». А ко дню его памяти, 17 августа, съехались родственники. По уже сложившейся традиции в этот день все мы собрались возле могилы художника на кладбище Красноборска. Местный батюшка отец Валентин Кобылин отслужил панихиду, сказал прекрасное слово.
Затем нас ожидала поездка в Солониху, где находится санаторий, созданный Борисовым. А после поминального обеда все гости очень тепло пообщались друг с другом в мастерской художника. Читали стихи, пели песни. Родственники из Санкт-Петербурга, Архангельска подарили личные вещи семьи Борисовых, документы, дневники. В память о встрече возле усадьбы теперь будут расти берёзки – их посадили потомки художника в день его памяти.
– Каковы ваши впечатления о доме-усадьбе?
– Александр Борисов – незаурядная личность, необычен и его дом-музей. Это уникальный для Архангельской области комплекс загородной усадьбы в стиле модерн. Такие дачи во второй половине XIX века стали популярны в среде русской творческой интеллигенции; предназначались они для отдыха и дружеского общения состоятельных людей вдали от суетных городов. Непременными атрибутами таких усадеб были светлые мастерские и кабинеты, а также живописные парки с беседками и полянами для игр и пикников. Усадьба была построена по проекту самого художника на отцовской земле в 1898–1903 годах. Здесь 1914 по 1934 годы художник жил постоянно. Он не только работал над своими картинами, но и разрабатывал проекты курорта «Солониха» и Великого Северного железнодорожного пути, который должен был соединить Европейский Север с Сибирью. Художник размышлял об этом пути целых 30 лет, и построенная позднее Байкало-Амурская магистраль стала воплощением его чаяний.
Долгое время в усадьбе Борисова был детский противотуберкулёзный диспансер «Евда», и только 15 лет назад она была передана Музейному объединению «Художественная культура Русского Севера». Теперь дом, можно сказать, восстановлен. Впечатляют его интерьеры, личные вещи художника и великолепный парк. А главное – картины Александра Борисова, хотя их в музее-усадьбе не так много. Ведь большинство полотен художника рассеяны по разным музеям и хранятся в запасниках и фондах.
– Люди, благодаря которым ныне возрождён дом-музей, – кто они?
– Это, во-первых, директор музейного объединения Антонина Ипатова. Благодаря её творческому подходу сложился и ожил музейный комплекс. Нам рассказывали там, в каком плачевном состоянии находился дом, когда его передали под музей. В первую очередь надо было очистить от мусора и грязи каждое помещение, каждый уголок, восстановить потолки, полы, электропроводку… Наталья Горчакова, научный сотрудник МКЦ «Дом-усадьба художника А. А. Борисова», поможет узнать ответы на многие вопросы, касающиеся истории дома, биографии художника и близких ему людей. Нельзя не назвать и Романа Власова, бывшего директора дома-музея, исследователя биографии и творчества Борисова. Да и остальные сотрудники музея, конечно же, заслуживают благодарности.
– А что для вас лично значит судьба Александра Борисова?
– Я пишу стихи и давно уже пытаюсь выразить в них своё отношение к важным для меня людям, событиям. Моему прославленному прадеду, его таланту и мужеству я посвятила несколько стихотворений. Вот строки одного из них:
Как весной в Красноборье художнику сном позабыться,
Если майская ночь, точно пасмурный полдень, светла…
Так о чём там кричала полярная белая птица,
Что зимовье в ледовом походе тайком стерегла?
Всё теперь позади… Ни стихий приполярного норда,
Ни свинцового Карского моря уже не видать.
Но величие Севера он воплотил на полотнах,
Жаль, судёнышко так и осталось в арктических льдах…
«Судёнышко», о котором пишет Галина Евгеньевна, – это яхта «Мечта», построенная самим Борисовым для труднейшего похода на Новую Землю. Судном своим он не мог нахвалиться, настолько послушно оно было воле капитана – а капитаном был он сам!
Точно поплавок, в шторм всегда оказывалось на гребне волн. Но из-за того, что вышли поздно в Карское море, «Мечта» оказалась намертво зажата льдами, и пришлось её оставить, а семерым членам экипажа – полуживым от голода, жажды и усталости – несколько дней пробираться на материк по плывучим льдинам.
Лишь один штрих к портрету А. Борисова и его спутников. Когда риск погибнуть во льдах стал слишком велик, он велел троим женатым членам экипажа спасаться на шлюпке – лишь стольких она могла выдержать. Но эти трое предпочли остаться – как жить дальше с мыслью, что бросил товарищей погибать… Этот драматический момент Галина Евгеньевна Минина запечатлела в стихотворных строках:
Взывали к Богу, как могли, не веря в чудо,
Но чудо было: край земли – с походным чумом,
И самоеды к ним тотчас пришли на помощь.
Их лодку, нарты, чёрный чай навек запомнишь…
А один из самоедов – Тыко Вылка, который рисовать научился под влиянием Борисова, – драме во льдах в будущем посвятит трогательную картину и назовёт её так: «Художник Борисов покидает яхту “Мечта”».
В Красноборске этим летом побывал вместе с Галиной Мининой и её сын Лев, студент Сыктывкарского университета. Он давно собирает сведения о представителях рода Борисовых – Мининых.
– Судьба и творчество художника и исследователя Арктики стали для нашей семьи настоящим открытием, – делится Лев. – Имя Александра Борисова сегодня не так широко известно, хотя сделано им очень многое. И не только в живописи. В своих экспедициях на Новую Землю Борисов открыл 35 новых географических объектов и дал им имена, собрал большой этнографический материал. Это человек огромного мужества и таланта. Жаль, что не всё сохранилось из его произведений. Часть их погибла в Берлине во время войны. Жена художника после революции эмигрировала в Берлин и хранила картины в своей квартире. Во время бомбёжки Берлина туда угодила бомба, и все полотна были уничтожены. В том числе знаменитая «Страна смерти». Правда, Борисов сделал 18 её вариантов.
Двоюродная сестра его, моя прапрабабушка Татьяна Абрамовна Никонова (Борисова), была простой крестьянкой. Музейные работники подарили нам копию её фотографии – прежде её у нас в семье не было.
Сама фотография очень интересна: пожилая женщина с серьёзным лицом и натруженными руками по-хозяйски и в то же время ласково держит голову коровы, стоящей рядом. Между ней и внуком Викентием – телёнок, такой же пятнистый, как и корова. Фотография датирована 1937 годом, как раз накануне сдачи скота в колхоз. Для каждой хозяйки это была настоящая трагедия, ведь без коровы дом пустой, без кормилицы – смерть. Этот снимок – настоящий памятник эпохи, выхвативший образ давно ушедшего человека.
На приходском кладбище Свято-Троицкого храма в Красноборске мы отыскали могилы Татьяны Абрамовны Никоновой и других представителей нашего рода. Потом узнали, что недалеко от усадьбы художника находилось шесть стоящих в ряд домов, принадлежавших роду Никоновых. К сожалению, из них три не сохранились, в том числе и дом прапрабабушки. Одна пожилая женщина рассказала нам о том, как ей, когда она была пятилетней девочкой, Татьяна Абрамовна подарила на Пасху деревянное яичко.
Прапрабабушка была на четыре года моложе Александра Алексеевича. Росли они в одной деревне, Глубокий ручей, другие братья отца художника жили в других местах. По её словам, они были с Александром очень дружны, вместе играли; он очень любил рисовать: рисовал на каждом клочке бумаги – карандашом, углём.
– Лев, а каким дом художника показался тебе?
– Находясь там, испытываешь ощущение старинного русского уюта. Дом украшен картинами Борисова, обставлен мебелью тех лет. В архитектурном отношении в нём заметны черты древнерусского стиля: например, парадное крыльцо – с большими дверями в виде сказочного терема. А наверху – башенка, из которой открывается живописный вид на окрестности. Под ней на втором этаже находится комната-фонарь с большими окнами.
В каждой комнате была печь, но до наших дней сохранилась только одна из них, на первом этаже, с зелёными изразцами. Именно она так удивляла своим изяществом всех, кто приходил в гости к художнику.
Возле своей дачи Борисов в 1910 году посадил ель в честь рождения племянника Павла, и она сейчас разрослась в четырёхствольное мощное дерево.
Надо сказать, Лев, как будущий историк, имеющий опыт в составлении родословия, во время юбилейных торжеств сделал схему родственных связей всех, кто приехал на празднование юбилея.
– Кем стали потомки Александра Борисова? – спрашиваю юношу. – Выбрал ли кто-то из них стезю художника?
– Потомки его преуспели в различных профессиях. Один из них даже участвует в разработках по созданию подводных лодок. Сам Александр Борисов имел большие способности в этом отношении, чего стоит его проект Великого Северного пути. А по художественной части – есть талантливый вологодский художник Евгений Молев, который тоже из рода красноборских Борисовых. Ну и в нашей семье рисует моя мама, а сестра Инна стала профессиональным художником. Этим летом ей удалось поработать в Красноборске на пленэре и написать несколько этюдов в живописных уголках усадьбы нашего предка.
* * *
Человек, достигший своей мечты, писавший этюды при минус сорока по Цельсию, когда крошились кисти, а краски превращались в «густое тесто», – он лежит теперь на тихом красноборском погосте рядом с родителями, и его потомки молятся над могилой о упокоении души раба Божиего Александра. Память – это то, что связывает живых и ушедших.
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
я правнук марии яковлевны. дочери татьяны абрамовны ..внук павлы дочери марии..