Сеть
Беседа со священником и блогером Александром (Митрофановым)
Сегодня каждый может высказываться в Интернете по любому поводу. Люди не стесняются в выборе тем для монолога, подбирают острые и цепкие слова, некоторые даже добиваются известности. Интернет давно уже не экзотика. Здесь читают новости, общаются в соцсетях, находят то, что отвечает их интересам, вкусам в музыке, кино, спорте. Вопрос: полезно ли это? И даже если откровенно экстремистские и порнографические материалы будут заблокированы, то остаётся много такого, что трудно назвать полезным для духовного развития человека.
Компьютер, подключённый ко всемирной сети, стал существенной для воспитания человека средой. Многим сегодняшним детям он фактически заменил уличное воспитание. Об этом свидетельствуют многомиллионные подписки и массовая активность школьников на различных ресурсах. Дети, конечно, предпочитают не читать, а смотреть. Если кратко, современные дети (не все, конечно) «пасутся» в основном на пабликах (сообществах, группах) соцсетей, предпочитая тематику низкосортного юмора. Также они активно смотрят на Ютубе видеоролики, которые часто делают их сверстники, научившиеся пользоваться камерой и программами монтажа. Ну и огромное количество детей болеет страстью к компьютерным играм.
Так помогает ли сеть нам развиваться или тянет на дно? Попробуем найти ответ в беседе с иеромонахом Александром (Митрофановым), руководителем молодёжного отдела Сыктывкарской епархии. Отец Александр – активный пользователь Интернета: ведёт свой видеоблог на Ютубе, состоит в интернет-проекте «Батюшка онлайн», в котором отвечает на вопросы и общается с людьми через личные сообщения.
Сетевые «творцы»
– Уже несколько лет ведутся разговоры об ограничении Интернета в России. Была попытка заблокировать Википедию, есть предложения, по примеру Китая, существенно ограничить доступ на иностранные сайты. Как вы относитесь к таким идеям?
– Я понимаю, что государство заботится о своей безопасности, не хочет, чтобы через сеть создавалась неспокойная обстановка в стране. Но будет ли это иметь положительные последствия? С одной стороны, меня, как взрослого человека, беспокоит, что дети впитывают весь негатив, который во многом идёт к нам с Запада. Но то, что создают наши авторы, не отличается в лучшую сторону ни качеством, ни моралью. Ничем. Мне кажется, ограничение не даст какого-то серьёзного эффекта. Кроме того, зачем лишать интернет-пользователей такого ресурса, как Википедия, откуда миллионы россиян черпают полезную информацию? Мне кажется, система ограничений пока не отлажена, отсюда столько споров.
– В сети много полезных ресурсов для семьи, научные сайты, хорошо представлены культура и искусство. А для подрастающего поколения, на ваш взгляд, много ли есть душеполезных материалов?
– Наверняка полезные материалы есть, но вряд ли они широко известны. Даже мне приходится потратить немало времени, чтобы найти что-то. Например, из тех, кто делает какой-то православный видеоконтент на Ютубе, кроме себя, я знаю лишь одного человека – это Сандро Пантелеев. Он затрагивает духовные и церковные темы, активно выступает против неоязычества. Так что в плане видеоблогинга эта ниша почти не занята.
Материалы православных сайтов для широкого круга молодёжи скучны и неинтересны. Да, создаётся множество молодёжных движений, в епархиях – молодёжные отделы, в администрациях непременно есть такое направление, как «работа с молодёжью». Но хочется задать им всем вопрос: а вы спросили саму молодёжь, хочет ли она, чтобы вы с ней работали? Я считаю, не надо обрабатывать молодёжь. Важно любить своего молодого собеседника и пытаться рассказать ему о своём опыте в вере. Поговорка есть у кого-то из отцов: чтобы стать святым, нужно хоть раз увидеть святого. Скажешь человеку: будь хорошим – он же от этого хорошим не станет. Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». То есть сам живи правильно, а дальше – найдутся люди, которые последуют твоему примеру.
А что за картину мы видим, зайдя, к примеру, на Ютуб? Видеоблогеры, ролики которых поначалу получаются неплохими, нередко увлекаются возможностью заработать на своей популярности, идут на поводу у аудитории и скатываются в никуда. Цель чем-то поделиться со зрителями или научить чему-то у них подменяется желанием добиться как можно большего количества просмотров. А чем легче всего привлечь внимание? Обсуждать совершенно низменные темы. И подростки, да и люди постарше, выбирают в Интернете такой лёгкий развлекательный контент, который душу ведёт не вверх, а вниз. Популярные видеоблогеры – люди светские, часто настроены негативно по отношению к Церкви. Естественно, этот негатив они передают и своим подписчикам. Родительский контроль, конечно, нужен, но проблему он не решит. Подросток найдёт пути доступа к любимым авторам. Поэтому и хочется, чтобы среди блогеров было побольше небезразличных, интересных людей, не просто желающих, но и умеющих сеять что-то разумное.
Миссионерство Онлайн
– Делая ролики для Ютуба, в беседах, которые ведёте в соцсетях, что вы считаете особенно важным донести до людей?
– Как человек приходит в Церковь? Через интерес. Вызов интереса к православию через блог – в чём-то тоже миссионерская деятельность. А служение священника во многом деятельность творческая, поэтому я решил завести свой видеоблог, получив на это благословение своего духовника. На своём канале я высказываюсь о том, что интересно мне. Просто есть вещи, о которых порой сложно молчать, хочется поделиться. В свою очередь, это может быть интересно ещё кому-то. И люди связываются со мной, задают вопросы.
– Часто пишут?
– Пишут очень много. Мало времени удаётся уделять своей интернет-пастве, даже немного стыдно. Если кто из моих зрителей читает «Веру», хочу повиниться: не успеваю на всё ответить, очень загружен делами. Работа в Интернете всё-таки не основная моя деятельность.
– Какого содержания вопросы?
– Самые разные – от житейских до богословских. Такие же вопросы, что задают священнику в обычной жизни. Конечно, живого общения Интернет не заменит, но надо понимать, что некоторые в начале пути к Богу боятся сразу идти в церковь. Для таких людей беседа со священником через соцсети становится неким мостиком к общению в реальной жизни. Человек убеждается, что батюшки – это не какие-то грозные фигуры, а обычные живые люди и с ними вполне можно поговорить по душам. Интернет – это огромная площадка для беседы. И если в ней не будет представлена Церковь, то… свято место пусто не бывает, его займут другие. Новые технологии чаще всего не являются чем-то плохим, они нейтральны. Всё зависит от того, как мы будем их использовать.
– Знаю, что вы в списке администраторов крупного интернет-сообщества «Православные шутят» в «ВКонтакте». Такие развлекательные площадки тоже несут в себе миссионерскую роль?
– Сначала расскажу, как туда попал. Когда я начал вести блог, появилась необходимость в том, чтобы о нём узнали. Я предложил сообществу «Православные шутят» размещать мои видеоролики. Чтобы делать это было проще, меня включили в администраторы этого паблика. На «Православные шутят» юмор добрый и при этом заставляет человека задуматься. Многие назидательные вещи даже у святых отцов иногда облекались в шутливую форму. Через шутку глубокая мысль лучше запоминается. Как говорится, «сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Есть и такой патериковый пример. Некто, ловя в пустыне диких зверей, увидел, что авва Антоний, которого мы сейчас знаем как основателя монашества Антония Великого, шутливо обращается с братией, высказал ему недовольство. Антоний ответил, что, если натягивать тетиву лука сверх меры, он сломается. «Так и в деле Божием, – пояснил старец. – Если мы сверх меры будем нагружать братию, то долго им не выдержать. Нужно братии иногда давать некоторое послабление».
Именно поэтому даже картинки с весёлыми подписями порой помогают и в духовной жизни. По крайне мере, избавить от уныния, которое является страшным грехом. Вообще, христианская жизнь – довольно радостная, и это нужно беречь. Иногда бывают случаи, когда человек перепостился или перемолился. Только пришёл к вере, прочитал слова апостола Павла «непрестанно молитесь» и… сразу взял на себя нагрузку: в день по две главы Евангелия, Псалтирь, утренние и вечерние молитвы, ещё какой-нибудь канон. Читает, читает… Проходит неделя, другая, третья – и становится ему так тяжело, что он закрывает все книги и вообще перестаёт молиться. Поэтому лучше взять себе какое-то небольшое молитвенное правило, но чтобы оно было постоянным. Важен не объём, а постоянство в духовной жизни. А там уже постепенно-постепенно увеличивать нагрузку. Вот это – нормальный духовный рост.
Война или диалог?
– Интернет полон блогеров, критикующих православие и пропагандирующих гедонизм – наслаждение жизнью – и атеизм. Являются ли они реальной угрозой Церкви?
– Церкви-то, наверное, нет. Но затруднить путь в Церковь какому-то конкретному человеку это вполне может. Часто критика в адрес Церкви среди видеоблогеров не то чтобы крик души, а именно желание увеличить свою аудиторию и атеизм – просто модное веяние. Некоторые блогеры, к примеру Дмитрий Ларин, совершенно искренне недолюбливают Церковь. Почему? Возможно, здесь некоторое влияние оказал Александр Невзоров. Вообще, многие интернет-атеисты, так или иначе, являются его последователями. Неизвестно, что с Невзоровым произошло. Есть запись программы «Один на один» 1995 года, где в споре он защищает Православную Церковь, а сегодня он – воинствующий безбожник. Посмотрите на его лицо – постоянно мрачное, не выглядит счастливым человеком. Жалко его. Кажется, что в жизни у него что-то пошло не так.
– На блогера Руслана Соколовского сейчас завели уголовное дело и поместили его в СИЗО. Поясню для читателей. Соколовский активно ругал Церковь в своём блоге, а однажды выложил видео, где он «ищет» в екатеринбургском Храме-на-Крови так называемых покемонов. Это такая онлайн-игра с выводом на экран телефона реальной и игровой картинки. За выложенное видео его привлекли по статье 148 УК РФ, известной своим пунктом об «оскорблении чувств верующих». Вопрос к вам, отец Александр. Был ли смысл в уголовном преследовании?
– Я смотрел его видеоролики, мне не понравилось: грубости, мат. Поэтому Соколовский меня как личность не заинтересовал, и я решил, что за его «творчеством» наблюдать не буду. И когда разгорелся скандал, я не поменял своего решения. Тем более что нечто подобное мы уже недавно наблюдали, когда группа девушек плясала в Храме Христа Спасителя. Но у Соколовского масштаб поменьше, да и деяние не шокирующее.
– Однако что думаете относительно лишения свободы за сказанное в Интернете? Нужна ли вообще статья об оскорблении чувств верующих?
– Я не знаю, насколько она нужна. Тех же девушек из скандально известной группы привлекли по имевшемуся в 2012 году законодательству как за хулиганство. В результате появления формулировки «об оскорблении чувств верующих» очень много негатива было высказано в адрес Церкви. Поэтому в плане миссионерства, обращения нашего народа к Богу эта статья привела к не очень хорошим последствиям.
– По компьютерным играм. Кто-то говорит, что от них один вред: зависимость, зомбирование. Другая точка зрения – что игры даже полезны, потому что развивают какие-то навыки…
– Компьютерные игры – пустое времяпрепровождение, одна из форм безделья. Если они что-то и развивают, то такие навыки, которые в реальной жизни никогда не пригодятся. Лучше чем-нибудь полезным заняться. Но и до компьютеров дети много времени тратили впустую: те же карточные игры – что полезного в игре в дурака? Человеку свойственно увлекаться. Во времена молодости моей мамы люди запоем читали книги. Но опять-таки, всегда ли это были развивающие произведения? Была масса книг, которые позволяли лишь занять время, не более. Потом появилось увлечение фильмами. Какие-то из них действительно призывают к чему-то доброму, хорошему. Но большинство только убивают время. Почему книги и фильмы становятся популярными? Человек вовлекается в сюжет интересного фильма или захватывающего романа, часто представляя себя на месте того или иного героя. В компьютерных играх степень вовлечения больше: играющий сам становится героем игры, и сюжет развивается с его участием. Отсюда такая популярность игр как среди детей, так и среди взрослых. Наверно, есть и хорошие игры, но, в основном, то же убийство времени. Лучше бы человек занялся чем-то полезным: выучил язык, стал специалистом в какой либо области. В общем, занялся саморазвитием.
Но и негатив в отношении игр со стороны никогда не игравших людей порой сильно преувеличен. Если человек после работы полчаса постреляет каких-нибудь инопланетных созданий, захватывающих этот мир, наверное, в этом нет ничего плохого. Если же игрока затягивает на целые часы, если он с нетерпением ждёт обновлений игры и, уж тем более, если вкладывает реальные деньги в развитие своего игрового персонажа – это уже игромания, сродни наркотику или пьянству. К примеру, в православии в малых количествах алкоголь допускается, а пьянство – нет. «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники Царства Божия не наследуют», – сказал апостол. Так же, наверное, и с игроманами. Есть ряд книг, которые нужно бы всем прочитать, так как они правильно формируют мировоззрение. Есть фильмы, которые неплохо бы посмотреть, но их меньше. А компьютерные игры, в которые неплохо бы поиграть, – не назову ни одной.
Не попасть в сети
– Что можете посоветовать родителям в воспитании детей поколения Интернета?
– Советую не запрещать бездумно и не ограничивать во всём. Гаркнуть и сказать, что это неправильно, порой бывает проще и кажется более привлекательным решением. А нужно поддерживать правильные собственные инициативы ребёнка. К примеру, вылез подросток из-за компьютера и взял в руки книгу, пусть даже какую-то ерунду, – это уже прогресс. Не надо набрасываться на него со словами: «Не читай эту ерунду!» Он после этого, возможно, вообще интерес к чтению потеряет. Будет намного лучше, если мы тоже прочитаем эту ерунду, вникнем и обсудим прочитанное с детьми. Найдём там положительные моменты и привлечём внимание ребёнка к ним. Любое творчество, каким бы оно ни было, имеет в себе положительное начало, потому что творческие способности даёт Господь. У любого творца, даже негативно настроенного к вере, порой удивительные вещи проскакивают. Тот же Высоцкий вроде не был верующим, тем не менее в его песнях встречаются слова типа: «а если там и вправду Бог – ты всё же вспомни, передай ему привет».
– Вспоминается дискуссия в церковных кругах по поводу книг о Гарри Поттере.
– Да, в начале нулевых вокруг романа разгорелась нешуточная дискуссия. Многие склонялись ко мнению, что книги о Гарри Поттере – вредная сказка про магию и оккультизм, и до сих пор склоняются, но не все. Например, протодиакон Андрей (Кураев) и иеромонах Дмитрий (Першин) попытались найти в нём много положительного. Хотя отец Дмитрий (Першин), когда прочитал четвёртую книгу, был уже крайне отрицательно настроен ко всему роману вообще, но, прочитав все семь книг, пересмотрел свои взгляды. Он приезжал к нам не так давно. Я был очень удивлён, что молодёжь так здорово реагирует на тему о Гарри Поттере. Для меня-то эта тема прошла мимо. А для современной молодёжи это книга детства. Так что можно ругать эту книгу – и оттолкнуть от себя молодёжь, а можно воспользоваться ею как поводом поговорить о Христе.
Но вообще надо рассматривать, на каком этапе находится человек. Скажем, многие современные православные активно настроены против рок-музыки. С другой стороны, послушать современную попсу – это лучше, что ли? По-моему, если человек переходит с попсы на рок-музыку – это большой шаг вперёд. Слушал рок и перешёл на классическую музыку – тоже шаг вперёд. Но если духовный старец вместо того, чтобы молиться, стал слушать классическую музыку – это шаг назад. Так же и тут: человек перестал играть и взялся за книгу – уже хорошо. Дальше нужно находить другие альтернативы играм – например, секции, кружки. Только надо объяснить ребёнку, предположим, зачем его учат играть на пианино.
Стоит ли совсем отказаться от компьютерных игр? Это было бы неплохо. Другой вопрос, что в современных реалиях это не всегда возможно. Поэтому, как альтернатива, будет не так уж плохо, если папа с сыном вместе немного постреляют – это общение их сблизит. Сегодня многие родители крайне редко общаются с детьми, поэтому и не являются авторитетом в их глазах. Беда в том, что родители не то что плохо воспитывают, чаще – вообще не воспитывают. Поэтому нужно налаживать общение. И тогда дети будут нас лучше понимать, а мы их. И семьи будут жить более мирно.
* * *
Уже после беседы с батюшкой СМИ сообщили о том, что Русская Православная Церковь начала пытаться наладить сотрудничество с известными блогерами. Пока неизвестно, что это за люди, быть может, это попытка установить диалог и с критически настроенными авторами. Идея неплохая. Но продуктивней её, думается, инициатива людей, которые сами будут создавать интересное и полезное наполнение «всемирной паутины».
← Предыдущая публикация Следующая публикация →
Оглавление выпуска
Добавить комментарий